​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Допуск на медицинский рынок могут принудительно ограничить

14.02.2019

Государство может ввести допуски на медицинский рынок для частного бизнеса, чтобы он не конкурировал с государственными учреждениями. Об этом заявил руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко на сочинском форуме «Здоровое общество. На пути к цели 80+».

«Должен произойти полный пересмотр подходов к привлечению частных инвестиций, и это касается не только программы госгарантий, но и вхождения на рынок медицинского бизнеса в целом, – сказал руководитель надзорного ведомства. – Потому что ресурсы, используемые для здравоохранения, ограничены».

По его словам, наиболее сложной проблемой является размывание кадрового потенциала, при этом в национальном проекте есть параметры обеспеченности медучреждений кадрами. «Создание частных медицинских организаций находится на том же поле, где действуют государственные. В результате либо теряется поликлинический принцип, либо у государственных организаций “выдергиваются” наиболее прибыльные виды медицинской помощи. По ряду регионов мы должны регулировать численность медицинских организаций в целом, чтобы понимать, сколько их нужно, и чтобы не возникало конфликта интересов. Потому что происходит дублирование услуг в государственном и частном секторе. Подчас частный сектор переманивает к себе специалистов из госучреждений, из-за чего происходит навязывание услуг. Требуется территориальное планирование, нужно решить вопрос допуска организации, а затем уже предъявления ей лицензионных требований. При лицензировании, чтобы избежать распыления ресурсов, следует учитывать, нужна ли такая организация в регионе», – развил свою идею Михаил Мурашко. При этом он не сообщил, готовятся ли законопроекты, основанные на такой концепции, и уточнил: «Не говорю, что мы пойдем именно этим путем».

Выступивший на той же секции форума директор Департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства федерального Минздрава Андрей Казутин подчеркнул, что подходы к созданию ГЧП в регионах во многих случаях являются необоснованными: некорректно оцениваются их эффективность и целесообразность, потребность развития медицинской инфраструктуры и сравнительных преимуществ ГЧП с учетом удорожания услуг и вымывания денег на дополнительную медпомощь. В ряде случаев стоимость проекта оказывается вчетверо дороже стоимости закупки в рамках госзаказа. Регионы должны оценивать, всегда ли нужен большой и дорогой в содержании объект или лучше обойтись малым, – сказал Андрей Казутин. Кроме того, соглашения во многих случаях составляются без учета распределения рисков, до 90% которых перекладывается на публичного партнера.

«На федеральном уровне, в том числе по описанным причинам, адресной поддержки механизмов ГЧП в нацпроекте нет ни в виде капитальных грантов, ни в виде субсидирования процентной ставки. Но оказывается поддержка в виде ставки налога на прибыль для медицинских организаций. Минэкономразвития запускает свою “фабрику проектного финансирования” – это мощные механизмы поддержки, – сообщил директор департамента. – Мы готовы работать с любым инвестором, который готов вкладывать в отрасль деньги, желательно не заемные, а свои. Мы готовы предоставлять инфраструктуру по любой схеме структурирования проекта и даже рассматривать создание предприятий с долевым участием».