​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Дьявол кроется в проценте

Дьявол кроется в проценте

17.06.2013

Муниципальные бюджеты могут похудеть. Минфин предлагает передать часть налога на доходы физлиц (НДФЛ) с местного уровня на региональный.

Сейчас региональные бюджеты получают 60 процентов подоходного налога, а 40 остается местным властям. "Возможно, это будет 70 на 30", - заявил министр финансов Антон Силуанов, комментируя возможную передачу части НДФЛ субъектам с муниципального уровня. В последние годы на уровень субъектов Федерации перешли траты в сфере образования и здравоохранения, напомнил он: "Если субъекты РФ получают дополнительные обязательства, соответственно, за этим должны следовать и ресурсы".

Одни эксперты переживают, что в итоге муниципалитеты останутся почти без средств: на подоходный налог приходится более 70 процентов налоговых доходов бюджетов. А другие аналитики предупреждают, что передача дополнительных 10 процентов не сильно поможет субъектам.

Впрочем, централизация полномочий и средств во взаимоотношениях регионов и муниципалитетов уже идет.

Первая волна коснулась здравоохранения, тогда были приняты и решения о распределении доходных источников между муниципалитетами и субъектами, напоминает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров. Вторая волна, которая намечена на 2014 год, касается централизации дошкольного образования. Перераспределение средств, предложенное минфином, по идее, как раз и должно закрыть эту проблему.

Но возникают другие вопросы. И не только денежные. "У нас налицо явный кризис местного самоуправления, в том числе и потому, что ко всем их проблемам у них не осталось значимых полномочий", - считает Назаров. Доходы у них забирают, конечно, вместе с расходами, но реальная ответственность остается только в крупных городах, где муниципалитеты могут и должны решать проблемы с благоустройством, транспортной инфраструктурой. А в остальных местах этот уровень власти не имеет для себя четких задач, когда централизуются их привычные зоны ответственности: поликлиника, скорая помощь и детский садик со школой. "На дороги денег, как правило, нет вообще, остается вывоз бытовых отходов и благоустройство, - заключает он. - Сбалансированность бюджетов соблюдается, но это неправильно, когда мы все забираем наверх".

Чем меньше денег остается у муниципалитетов, тем больше они зависят от губернаторов. Падает их заинтересованность прилагать усилия для развития бизнеса, создания новых рабочих мест.

Пропорции "70 на 30" регионам на дошкольное образование все равно не хватит, нужно больше распределять в сторону субъектов, не согласен директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Дерюгин. Как обычно, дьявол кроется в деталях. В первую очередь надо уточнить, какие 10 процентов передаются от муниципалов к регионам, отмечает он. "Это принципиально важный момент. Или это 10 процентов от единого норматива отчислений по налогам, закрепленного Бюджетным кодексом, или 10 процентов от дифференцированного норматива - это дополнительные отчисления сверх того, что установлено законом, - объясняет он. - Если идет речь о дифференцированных нормативах, то там точно не хватит этих 10 процентов".

Второй важный нюанс - это собственно тип муниципального образования. Поселения дошкольным образованием не занимаются, а вот в муниципальных районах и городских округах эти расходы есть. "Забрать с поселений - это вообще не решает проблему", - считает Дерюгин. Если же речь идет о передаче 10 процентов от единых нормативов, которые положены районам и городам, то, в принципе, это может решить проблему передачи расходов на дошкольное образование. "Хотя, на мой взгляд, лишь частично", - заключает Дерюгин.

Насколько похудеют муниципальные бюджеты от передачи "десятины" от подоходного налога, сказать сложно. В разных частях России процент дохода местного самоуправления от НДФЛ сильно разнится. Проблема в том, что у муниципалитетов, в принципе, мало источников дохода.

"Немного помог бы налог на имущество. Но все равно муниципальные бюджеты в таком плачевном состоянии, что даже это их не спасет", - говорит завкафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. Правда, пока окончательное решение о перераспределении не принято.

Справка "РГ"

По данным минфина, в 2012 году общие доходы местных бюджетов составили 3,1 триллиона рублей. Собственные доходы при этом составили 2,2 триллиона рублей. Больше половины этой суммы пришлось на крупные городские округа - 1,134 триллиона рублей, 795 миллиардов рублей достались бюджетам муниципальных районов, 315 миллиардов рублей - поселениям.