​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Минздрав остановит «размножение» специальностей в медицине

18.05.2016

Российские вузы в ближайшем будущем перейдут к системе модульной ординатуры, срок обучения в которой — от года до пяти лет. При этом число специальностей в ординатуре планируется значительно сократить. Минздрав затеял глобальную реформу высшей медицинской школы.

В этом году медицинские вузы прекращают прием в интернатуру, однако это не все изменения, запланированные Минздравом. Планируется создать новые образовательные стандарты для ординатуры с различными сроками обучения, рассказала в интервью Vademecum директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна Семенова.

Так, сейчас в ординатуре существует 94 специальности, срок обучения по любой из которых составляет два года. Минздрав, во-первых, планирует пересмотреть реестр специальностей, сократив и объединив многие из них. Во-вторых, предусмотреть для каждой программы свой срок обучения.

- Мы выступали инициаторами идеи сокращения, потому что считаем этот путь развития медицинской отрасли единственно правильным. Было решено пересмотреть подходы к количеству специальностей с их укрупнением и объединением более «узких» в более крупные, - пояснила Татьяна Семенова. - Исторически сложилось так, что под новые методики и технологии старались создать новую специальность, не задумываясь об избыточности такого дробления. Сегодня профессиональное сообщество в целом с нашей идеей объединения специальностей согласно.

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ пояснила, как она представляет новый порядок обучения в ординатуре:

- Возьмем, например, хирургический профиль. В его основе лежат базовые принципы, каноны хирургии, понятие хирургического вмешательства, его видов. Но какая разница, где нанести разрез – на лице или на ноге? Каноны неизменны, принципы одинаковы – и для отоларингологов, и для офтальмологов, и для урологов, и для онкологов, и для торакальных хирургов. Это азы ведения хирургических больных, особенности хирургической болезни. Их целесообразнее начинать изучать по единым стандартам в едином профиле, поскольку подходы идентичны, а потом уже, на следующем уровне обучения, разделять на специальности, а более узкие аспекты – на специализации. Например, профиль хирургический – первый модуль (ступень) ординатуры, подготовка не менее года, далее делится на специальности – например, урология или общая хирургия, или гинекология – второй модуль ординатуры, а потом третий модуль – уже специализация, из хирургии – ангиохирургия или пластическая хирургия, а далее возможен и следующий уровень – кардиохирургия или реконструктивная или эстетическая хирургия.

В Минздраве считают, что изначальное дробление программ ординатуры искусственно создает кадровый дефицит и лишает врачей более общих специальностей возможности лечить пациентов с определенными патологиями.

- Есть специальности врачей, которых всего несколько десятков. А есть другой пример – специальность «диабетология». Значимость такого заболевания, как сахарный диабет, очевидна, и системный вред, наносмый организму человека этим заболеванием, требует мультидисциплинарных знаний у врача, - отмечает Татьяна Семенова. - Из эндокринологии образовалась новая специальность «диабетология», новый стандарт подготовки врачей, но, на мой взгляд, диабетология – это все же специализация врача‑эндокринолога, и если речь не идет об узкоспециализированной медицинской организации, то основная специальность в данном случае – эндокринология. То есть отдельная специальность – это изьятие возможности лечить тех или иных пациентов одним врачом у другого. Получается, вводя специальность «диабетология», нужно было эндокринологов лишить возможности заниматься профилактикой сахарного диабета и лечить пациентов, страдающих этим недугом.

По мнению Минздрава, «размножение» специальностей стоит остановить.

- Иначе мы дойдем до того, что у нас будет миллион специальностей, и каждая – с тупиковой ветвью профессионального развития. Мы намерены двигаться в противоположном направлении, поскольку лечим не болезнь, не нозологическую форму, а пациента. Чем шире базовая подготовка врача, тем шире его кругозор и понимание того, чем занимаются его коллеги, которые ведут пациента по цепочке к наилучшему результату, - пояснила Татьяна Семенова.