​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Семашко пора менять

08.11.2013

Перераспределение объемов

В наследие от советских времен российскому здравоохранению досталось неадекватное соотношение объемов амбулаторной и стационарной медицинской помощи, посетовала Вероника Скворцова. По словам министра, именно на ее плечи ложится задача демонтировать созданную в свое время Николаем Семашко систему коек с социальными, гигиеническими функциями. Гигантская и дорогостоящая, эта система сегодня превратилась в тяжелую обузу для отрасли и бюджета.

— С учетом появления новых технологий койки должны работать более интенсивно, с лучшим оборотом, и не должны быть обременены социальными функциями, — подчеркивает Вероника Скворцова, но добавляет:— С учетом особенностей нашей страны ясно, что мы не можем сейчас перенять американские и европейские нормативы. Нам нужен некий переходный период, а кроме того, мы должны учитывать необходимость сохранения коек для долечивания пациентов невысокого социального уровня. Поэтому основным трендом ближайших лет станет перераспределение объемов медицинской помощи — с постепенным, медленным уменьшением объемов стационарной и увеличением объемов амбулаторно-поликлинической помощи. Для этого планируется создавать существенно более дешевые койки для долечивания, а также социальные гостиницы или гостевые дома при технологически оснащенных стационарах дневного пребывания. Будет осуществляться и перевод части нагрузки скорой медицинской помощи на неотложную помощь по месту жительства людей.

— Это перераспределение, которое задумано на много лет вперед, мелкими-мелкими шагами позволяет оптимизировать деятельность всей системы и в ближайшие три года сэкономить не менее 103 миллиардов рублей, — уточняет министр.

 

Сложная задача

В очередной раз Вероника Скворцова вернулась и к вопросу повышения зарплат медицинских работников.

— Это оказалось очень сложной задачей, — призналась она. — В связи с тем, что деньги из федерального бюджета были погружены в деньги ОМС, они были доведены в полном объеме, но при этом не дошли непосредственно к исполнителям.

Сегодня деньги ФОМС поступают в тарифные комиссии субъектов, которые фактически формируют губернаторы. Принцип распределения денег министр представила так:

— Комиссии, с одной стороны, руководствуются нашими рекомендациями, с другой — имеют очень мощный субъективный фактор и свое понимание оптимизации системы. И в результате эффективные учреждения стимулируют в 3-4 раза больше остальных, а те, которые, по их мнению, должны выжиматься из системы, недофинансируются.

Выявилась и еще одна проблема: в отличие от Федерации, в регионах не были приняты нормативные акты, регламентирующие соотношение заработной платы руководителя учреждения и рядового сотрудника. Поэтому руководству Минздрава РФ пришлось отрабатывать эту систему в ручном режиме. К апрелю, по информации министра, средняя заработная плата повысились во всех регионах. По результатам первого полугодия 2013 года индикативные показатели соотношения средней зарплаты в отрасли к средней по экономике составили: для среднего персонала — 70%, для врачей —134%, для младшего персонала — 46%.

Однако при этом даже в благополучных регионах сохранились жалобы на снижение заработной платы. Причина, по мнению Вероники Скворцовой, в структурной диспропорции заработной платы медицинских работников: базовый оклад в ней занимает 40%, а остальные 60% — это компенсационные, стимулирующие выплаты. Из-за этого уровень зарплат среди специалистов одного профиля отличается в 9 раз!

Это побудило ведомство обратить пристальное внимание на всю совокупность проблем, связанных с трудовым нормированием и механизмом формирования заработной платы в отрасли.

 

Нужная работа

В марте при Минздраве РФ был создан межведомственный совет, в который вошли представители Министерства труда и социальной защиты, профсоюзов, общественных медицинских организаций. Совет активно работает над изменением трудового нормирования в отрасли и уже подготовил соответствующую методику. В регионах запущены пилотные проекты в этом направлении, и к концу года планируется подвести первые итоги.

— Для нас очень важно пересмотреть нормативы времени приема пациента врачом как амбулаторного, так и стационарного звена, не усугубив при этом кадровый дефицит, который есть в отрасли, — определяет задачи Вероника Скворцова. — Мы к этому очень серьезно подходим, чтобы, делая одно, не навредить другому.

С тем, что подходы к нормированию рабочего дня медиков должны измениться, согласны и руководители клиник.

— Требование нашего руководства — это требование времени, — комментирует инициативу министерства главный врач Городской поликлиники № 5 Москвы Андрей Тяжельников, — чтобы в учреждениях происходило переосмысление подходов к организации рабочего процесса. В силу изменения законодательства, повышения оснащенности амбулаторно-поликлинических учреждений, перехода на одноканальную модель финансирования и изменения форматов взаимодействия лечебных учреждений с ФОМС и страховыми компаниями трудовые нормы, безусловно, должны пересматриваться.

В унисон высказываются представители профсоюзов.

— Надо пересматривать структуру заработной платы в части соотношения гарантированной, обязательной выплаты и надтарифной, которая доплачивается как стимулирующая по разработанным в субъектах критериям оценки эффективности труда, — говорит заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадий Щербаков. — С нашей точки зрения, гарантированная часть должна составлять около 75%, по крайней мере быть не ниже 70%. Раз в стране появляются единые принципы (стандарты, протоколы), по которым будут работать медработники, то и в системе оплаты труда должны быть некие стандарты, гарантирующие врачу, медицинскому работнику зарплату, адекватную его квалификации, стажу работы и т.д. Нельзя ставить ее размер в зависимость от экономического состояния субъекта.

Как первый шаг профсоюзы предлагают повысить очень низкий на сегодня базовый оклад по первой профессиональной квалификационной группе (неквалифицированные работники здравоохранения)—установить для этой группы базовый оклад не ниже действующего в стране минимального размера оплаты труда. А установив его, дифференцировать систему оплаты труда во второй, третьей и четвертой профессиональных квалификационных группах.
Геннадий Щербаков подчеркивает, что объемы работы в области нормирования труда колоссальные:

— В условиях модернизации системы здравоохранения, оснащения лечебных учреждений высокотехнологичным оборудованием труд врача или медицинской сестры изменяется. Чтобы оценить интенсивность нагрузки врача, необходимо провести тестирование хронометража рабочего времени, учесть особенности работы по каждой специальности, множество других факторов. Это очень большая, но очень нужная работа. Только проведя ее, мы сможем определить реальный уровень нагрузки и соответствующий уровень оплаты труда.

Но, по его прогнозу, к концу года разработать нормирование труда для участковой службы поликлинического звена вполне реально.