​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

"Тихая гавань" для страховщиков

09.07.2013

В течение многих лет государство не раз пыталось улучшить систему обязательного медицинского страхования. Одним из последних нововведений стало внедрение единого страхового полиса. Что из этого получилось, решило выяснить агентство РИА "Новости", которое провело исследование рейтинга страховых компаний, работающих в системе ОМС. Непосредственным объектом изучения стали интернет-сайты 66-ти страховых компаний. Их проверили по трем основным параметрам: наличие информации о медицинских учреждениях, с которыми работает страховая компания, наличие контактной информации и присутствие на сайте аналитики по теме ОМС.

В целом уровень информационного наполнения порталов оказался достаточно высоким, однако все опубликованные данные крайне слабо ориентированы на потребителя. Он мало что может узнать о том, как функционирует эта система, и какие конкретно услуги оказывают страховые компании. Такая ситуация сложилась отнюдь не случайно, она наглядно отражает те процессы, которые происходят в этой сфере.

По мнению директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, российские страховые компании сидят в тихой гавани системы ОМС, реализуя лишь самый необходимый и самый минимальный объем функций. По сути дела, они не занимаются пациентами и не интересуются тем, как их обслуживают. А это подчас приводит к трагическим последствиям.

Вот один из недавних случаев. Женщина попала в больницу с серьезным заболеванием, но к ней там отнеслись халатно. Она позвонила в свою страховую компанию, где ей ответили: "Пишите заявление, будем разбираться". Написала ли больная это заявление, точно неизвестно, зато известно, что помощи от страховщика она так и не дождалась – умерла. Как отмечает Лариса Попович, некоторые страховые компании в подобных случаях действуют оперативно, как им и положено. Но такие встречаются крайне редко, большинство же страховщиков предпочитают ограничиваться лишь выдачей полисов.

К сожалению, так себя вести страховым компаниям позволяют сами их клиенты, которые не требуют от них выполнения всех обязанностей и функций. Не случайно на проверенных сайтах практически не встречаются описания лучших практик страховщиков, равно как и примеры случаев, когда они помогли реальным людям добиться нормального отношения к себе со стороны медицинских учреждений. В итоге нынешние страховые компании системы ОМС мало чем отличаются от чиновников, у которых, как известно, все силы направлены на то, чтобы работать как можно меньше, а получать как можно больше.

Напомним, что сама система обязательного медицинского страхования с участием в ней страховых компаний была создана именно с целью улучшения качества медицинской помощи населению. Прежняя советская практика медпомощи в новых условиях оказалась неэффективной, нужно было ее менять. И от ОМС ждали прорыва. Но, как показывает жизнь, несмотря на внешние перемены в системе медицинского обслуживания, внутренне она почти не изменилась. И в этом виноваты мы сами.

Как обычный человек выбирает страховую компанию? Он исходит, как правило, из двух простых критериев: чтобы полис стоил подешевле, а офис страховщика находился поближе. Что из этого получается, мы уже знаем. Более того, анализ страховых компаний показал нехорошую тенденцию: чем больше у страховой компании застрахованных, тем ниже качество ее услуг.

Как должна работать в идеале система ОМС? Директор по юридическим вопросам интернет-портала для врачей Иван Печерей утверждает, что если пациент недоволен качеством медицинского обслуживания, он должен позвонить в свою страховую компанию и пожаловаться на врачей. Но это происходит очень редко. Чаще всего рассерженные больные идут к юристам, а те подают в суд на медицинское учреждение с требованием материального возмещения ущерба. И процент выигранных дел довольно большой.

То есть, судиться с медиками достаточно перспективно. Но, во-первых, это требует дополнительных расходов, а во-вторых, немалого времени и потраченных нервов. По закону же все заботы по предъявлению претензий граждан к медицинским учреждениям должна взять на себя страховая компания, освободив своего клиента от лишних затрат и хождения по юридическим и судебным инстанциям. Страховая компания обязана также проводить экспертизу качества лечения больного. Более того, эта функция должна быть у нее одной из основных.

Сейчас же страховые компании практически не отвечают за экспертизу, они обычно поступают так, как им советуют чиновники. В итоге страховые компании сегодня сведены до уровня операторов. В то, что они в состоянии оказывать реальную помощь, не верят и сами получатели полисов. Об этом, в частности, свидетельствует статистика судов: в год на 142 миллиона российских граждан возбуждается всего 600 судебных процессов против медучреждений.

Эксперты утверждают, что нужно как можно скорее переходить к полису единого образца. Это снимет целый ряд проблем, и в первую очередь даст возможность получения медицинской помощи не по месту жительства. Однако этот процесс идет крайне медленно: даже в Москве за восемь лет было выдано всего 40 % таких страховых полисов.

Согласно прогнозу Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, к 2020 году в объеме средств, выделяемых на медицинскую помощь, 88 % будет относиться к зарплате медперсонала и лишь 12 % придется на все остальное. В такой ситуации важно правильно выбрать приоритеты в развитии здравоохранения. И один из основных приоритетов – это доступность лекарственных средств.

Социологические исследования в России и Евросоюзе выявили различия в представлении граждан о том, кто должен заботиться об их здоровье. Граждане нашей страны полагают, что это, в первую очередь, обязанность государства, европейцы же считают, что человек сам должен следить за собственным здоровьем.

Отсюда и проистекает безразличие к деятельности, а точнее к бездеятельности страховых компаний. Хотя система обязательного медицинского страхования действует в России уже не первый год, большинство россиян очень плохо ее знают. Так, половине беременным женщинам неизвестно о том, что страховая компания обязана в период их беременности оказывать им всяческую поддержку.

Согласно законодательству, с 2015 года в систему ОМС будет включено оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам. Это потребует от страховых компаний и другого уровня предоставления ими услуг и выделения значительно больших средств. Для многих компаний это сопряжено с увеличением их уставного капитала. Времени у страховщиков осталось не так уж и много, но пока не слышно, чтобы они что-то делали в этом направлении. А потому есть опасность, что когда придет срок предоставлять и такой сервис, многие из них окажутся к этому не готовы.