​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Владимир Стародубов: «Если мы выполним майские указы, то 95% всех расходов в здравоохранении уйдут на заработную плату»

Владимир Стародубов: «Если мы выполним майские указы, то 95% всех расходов в здравоохранении уйдут на заработную плату»

13.11.2015

Финансирование системы здравоохранения надо увеличить минимум на 25%, иначе неизбежен срыв майских указов Президента. Такой прогноз дают специалисты Центрального научно-исследовательского института организации информатизации здравоохранения Минздрава России.

Проблемы российского здравоохранения

Здравоохранение России столкнулось с рядом вызовов, которые требуют принятия незамедлительных мер, о чем рассказал на II Международной научно-практической конференции «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России» директор ЦНИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава РФ Владимир Стародубов.

По мнению Стародубова, высокая смертность населения остается одной из центральных проблем для России, причем значительную долю в ее структуре занимают смертность от предотвратимых причин. По данным ЦНИИ организации информатизации здравоохранения, среди мужчин по этим причинам смерть наступает в более чем половине случаев, среди женщин – в 22%. Это довольно много, ведь этой летальности можно было бы избежать за счет профилактики, диагностики и своевременного лечения.

Что касается повозрастных показателей, то в возрасте от 1-14 лет уровень смертности в России сравним с уровнем в развитых странах, таких как США, Канада, Израиль, Великобритания и Франция. Но начиная с 15-летного возраста и до 65 лет, жители России умирают значительно чаще, чем в развитых странах. Пик смертности в нашей стране приходится на возраст 45-55 лет.

Еще одной негативной тенденцией, по мнению директора Института информатизации здравоохранения, стало снижение доступности медицинской помощи в результате нехватки коечного фонда. По словам Стародубова, обеспеченность коечным фондом за последние несколько лет снизилась до уровня, который в НИИ считают недостаточным.

Коечный фонд России на конец 2014 г. составлял 1 104 622 койки, то есть 75,5 койки на 10 000 населения. Уровень госпитализации – 20,8 на 100 человек. Средняя продолжительность пребывания больного в стационаре – 11,9 дней. Средняя занятость койки – 321,1 дня в году. Больничная летальность находилась на уровне 1,5%.

Страдает российское здравоохранение и от низкого кадрового потенциала, что связано с тем, что снижается количество врачей в стране. Начиная с 2004 г., число врачей сократилось с 42,5 до 39 на 10 000 населения. Та же тенденция наблюдается и в отношении среднего медицинского персонала, численность которого уменьшилась за тот же период с 96,1 до 88 на 10 000.

В НИИ информатизации здравоохранения также отмечают, что младенческая смертность в России остается пока еще на достаточно высоком уровне. И хотя в целом ситуация имеет положительную динамику - этот показатель снижается, начиная с 2005 года – Россия все еще отстает от стран Восточной и Центральной Европы, ВВП которых сравним с ВВП нашей страны.

В целом российское здравоохранение страдает от дисбаланса между разными частями системы. Например, наблюдается дисбаланс между Федеральными округами и отдельными субъектами РФ; между городом и селом; врачебным и сестринским персоналом; амбулаторной и стационарной помощью; между различными уровнями оказания медицинской помощи, а также внутри различных профессиональных групп.

Те изменения в структуре смертности, которые произошли за последние пять лет в России, связанные с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, хотя и соответствуют общемировым тенденциям, однако у специалистов вызывают немало вопросов.

«С одной стороны, это радует, с другой – нас должны интересовать истинные причины», - отметил Владимир Иванович. «Объясняется это с тем, что этот показатель ввели в оценку деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Когда мы изучили причины, то обнаружили, что в некоторых субъектах РФ к ССЗ стали относить «прочие» заболевания. То есть показатели по структуре смертности нуждаются, по крайней мере, в изучении», - отметил эксперт.

Спасение в увеличении финансирования

Как же можно преодолеть все эти вызовы, стоящие перед отечественным здравоохранением? В ЦНИИ ОИЗ отмечают, что существенно улучшить ситуацию может корректировка бюджетной политики в сторону увеличение финансирования.

Ученые проследили связь между затратами на здравоохранение и продолжительностью жизни населения. «Мы нашли закономерности, связанные с тем, что с увеличением вложений средств в систему здравоохранения меняются и показатели», - подчеркнул Стародубов.

Этим же объясняется положительная динамика увеличения продолжительности жизни последних лет, которая совпадает с ростом финансовых вливаний в систему здравоохранения.

В абсолютных цифрах расходы бюджета продолжают расти – по прогнозу к 2018 году доля расходов на здравоохранение по отношению к валовому национальному продукту увеличится. Почему же тогда в последние два года перестал снижаться уровень смертности?

В ЦНИИ ОИЗ считают, что, во-первых, снижается финансирование высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами.

Во-вторых, несмотря на рост госрасходов, в ценах 2005 г. реальные затраты на здравоохранение за последний год впервые за последние несколько лет снизились.

Снизились также и подушевые расходы, если их оценивать в ценах 2005 г. В 2013 году они были на уровне 17 000 рублей, в 2014 – 16 000 рублей на душу населения в РФ.

«В этом году смертность стабилизировалась и остановилась на уровне 13,1, но по расчетам специалистов далее произойдет сокращение ожидаемой продолжительности жизни, над которой мы так много работали, – заявил Стародубов. - Это связано и с уменьшением расходов на здравоохранение – такая корреляция прослеживается».

Не поможет и увеличение на 2% взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. По оценке сотрудников НИИ, данная прибавка к 2017 г. постепенно нивелируется. Произойдет это в силу того, что часть государственных расходов, которые ранее нес федеральный бюджет, теперь возложены на ФОМС, например, оплата высокотехнологичной медицинской помощи.

Кроме того, обратным эффектом модернизации здравоохранения и сохранения жизни большему числу пациентов стал рост числа тех, кому требуется дорогостоящее лечение. «Чем больше средств вкладывается в здравоохранение, тем больше средств нужно, чтобы поддерживать этот уровень, не говоря уже о том, чтобы идти вперед», - отметил докладчик.

Майские указы

В этой связи большие вопросы возникают с выполнением майских указов Президента, которые касаются показателей, которых необходимо достичь к 2018 г. в системе здравоохранения, и в уровне заработной платы работников отрасли.

«Прогноз, который был сделан несколько месяцев назад, должен актуализироваться, и тот вариант реализации майский указов, который бал связан с бюджетным процессом, по нашим оценкам приведет к негативным результатам в здравоохранении. Если мы выполним майские указы, то 90-95% всех расходов в здравоохранении должно пойти на заработную плату и сопутствующие расходы. Если ассигнования на остальные статьи бюджета не будут адекватно повышены, в системе останется мизерное количество денег, что приведет к тому, что обеспечение медикаментами, расходными материалами, медицинской техникой будет очень сильно страдать», - сообщил директор НИИ ОИЗ.

Для того чтобы достичь в стране ожидаемой продолжительности жизни – 74,5 лет, необходимо реальное увеличение средств, выделяемых на здравоохранение, на 25%, а подушевое финансирование следует увеличить до 20 тыс. рублей, подчеркнул Владимир Стародубов.

«Это представляется весьма и весьма проблематичным. А в виду того, что мы провели модернизацию здравоохранения, потратив серьезные средства на приобретение медицинской техники несколько лет назад, которая требует обслуживания, нам предстоит либо увеличивать расходы на другие статьи бюджета здравоохранения, либо скорректировать указы Президента», - заключил он.