​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Зарплата медсестры в регионах России варьирует от 12 до 70 тысяч рублей

Зарплата медсестры в регионах России варьирует от 12 до 70 тысяч рублей

15.05.2013

В России сегодня более 900 тысяч медсестер, без учета тех, кто трудится в частных и ведомственных медучреждениях. В профессию приходят около 90% окончивших училища, но примерно 80% составляет ежегодный отток. Такие данные прозвучали на пресс-конференции «Профессия – медсестра», состоявшейся 13 мая 2013 года и посвященной Международному дню медицинской сестры (отмечается 12 мая).

«Ежегодно в России медучилища выпускают в среднем около 60 тысяч медицинских сестер», — сообщила ученый секретарь Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Анастасия Гажева. На вопросы журналистов о том, много это или мало и сколько медсестер требуется, она ответила, что общей по России статистики пока нет, в каждом регионе свои потребности в среднем медицинском персонале.

На всех уровнях, от Министерства здравоохранения до региональных властей идет работа по повышению престижа профессии. «В каждом регионе существует программа по развитию медицинских кадров, — отметила Анастасия Гажева . — В Тверской области, например, с начала этого года медсестрам, которые изъявляют желание работать в сельской местности, выплачивается единовременно 200 тысяч рублей. Подобная практика существует и в других регионах».

По словам Анастасии Гажевой, назвать среднюю зарплату медсестры невозможно, поскольку в России 83 субъекта, и вопрос оплаты их труда – в зоне ответственности региональных властей. Последний мониторинг показал, что на этом уровне идет несбалансированное управление финансовыми ресурсами. На сайте Росстата размещена информация: по I кварталу 2013 года зарплата средних медицинских работников варьирует от 12 до 70 тысяч.

На пресс-конференции речь шла также о возможности медицинских сестер профессионально развиваться. Участники оценивают ее как один из факторов, повышающих престиж профессии. «В нашей стране для медсестер существует многоуровневая система подготовки, — подчеркнула Анастасия Гажева. – Медицинская сестра – это специалист, имеющий среднее медицинское образование. Далее она имеет возможность получить высшее образование и получить диплом бакалавра сестринского дела. После бакалавриата в зарубежной системе существует магистратура – у нас это в стадии разработки. Это ступени высшего медицинского образования, но в рамках профессии медицинской сестры. Возможность такая появилась в связи с присоединением России к Болонской конвенции».

Было отмечено также, что раньше у сестры был лишь один путь роста — стать врачом. Сейчас можно расти, оставаясь при этом в профессии медсестры.

Александр Лутиков, заведующий отделом статистики и информатизации городской поликлиники №5, ассистент кафедры управления сестринской деятельностью 1 Московского медицинского университета им. Сеченова заявил, что в настоящее время вопросами профориентации у нас никто не занимается – они заброшены. «Последние крупные публикации по профориентации были в 1987 году, — сообщил он. — Сейчас этим занимаются разве что энтузиасты – те, кто самостоятельно идет в школы и рассказывает детям о профессии». Александр Лутиков уверен: среди тех, кто пришел в профессию осознанно, процент ухода из нее незначителен.

Потере престижа сестринского дела способствовало длительное финансирование здравоохранения по остаточному принципу, массовая отрицательная пропаганда в СМИ и зыбкость положения среднего медработника как специалиста — неразъясненность его статуса. По словам Александра Лутикова, с начала перестройки до нынешнего времени понятие статуса медицинской сестры поменялось трижды. Она была помощником врача, затем самостоятельным специалистом, сейчас ее компетенции не очень понятны. Отсутствие статуса не может благоприятно повлиять на привлекательность профессии, дать ощущение ее стабильности.

Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ГКБ №15 Яна Габоян уверена, что медсестрами не становятся, а рождаются: «Поскольку я много лет возглавляю крупные сестринские коллективы в больницах, могу сказать – если у человека есть потребность помогать людям, лечить, преодолевая трудности профессии, ничто не может свернуть его с пути. У нас крупный стационар, более 1,5 тысяч коек. Каждый год к нам приходят 18-20 молодых специалистов, а через год-полтора один или двое покидают наши ряды. Мы серьезно разговариваем с ними и сделали вывод, что не всякий и не всегда готов жертвовать своим личным временем, своими интересами и здоровьем, помогая другим людям. Тяжелейший физический и эмоциональный труд, кровь, боль, физические страдания людей, которым ты должен оказать профессиональную помощь и в то же время проявить человечность, посочувствовать. Не все молодые справляются с этой ролью».

Ольга Логвинова, директор медицинского колледжа №1 уверена: говорить о том, что профессия не престижна нельзя хотя бы потому, что в ее учебном заведении существует конкурс 3 человека на место по специальности «Сестринское дело». Это данные 2012 года.

На вопрос корреспондента РИА АМИ, существует ли возможность у молодых, начинающих медицинских сестер получить достаточно широкий практический опыт, чтобы увереннее себя чувствовать в профессии, Яна Габоян ответила: «Квалифицированных сестер в практике много. Но раньше, десятилетия назад, врачей было меньше и на плечи медсестер падало больше ответственности, поэтому они были мастерами на все руки. Сейчас врачами мы обеспечены адекватно и функции разделены: медсестра занимается уходом, манипуляциями. Медсестры, имея базовое образование, обязательно проходят дополнительную специализацию. Более того, каждые 5 лет мы обязаны повышать свою квалификацию – пройти курс не менее 144 часов, повторно сдать экзамен, получить сертификат, который предоставляет право занимать должность. Медсестры очень активно повышают квалификацию, уделяя этому гораздо больше внимания, чем это было лет 10-15 назад. Программа обязательная, это государственные требования и ответственность работодателя – он обязан найти возможность обучить персонал».

Ольга Логвинова дополнила: «На уровне базовой подготовки мы даем студенту возможность посмотреть работу в поликлинике, в стационаре, в разных отделениях по профилю. Пока мы их готовим, возможность перейти из одного подразделения в другое у них есть, но дальше студенты выбирают – детскую поликлинику, взрослую, определенное отделение стационара — и тогда уже нецелесообразно ходить из одного отделения в другое, нужно расти в специализации. Сертификат специалиста и помогает им совершенствоваться в выбранной области».