​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Аукционные болезни медицины

Аукционные болезни медицины

19.07.2012

20 июля Минздрав России совместно с Росздравнадзором планирует начать проверку того, как регионы исполняют программы модернизации здравоохранения.
Население России из года в год убывает, и для того чтобы переломить эту печальную тенденцию, российское правительство начало масштабную модернизацию системы здравоохранения. Одним из важнейших направлений улучшения качества медицинской помощи стала работа с регионами. Начиная с 2011 года, субъекты Федерации получают федеральные средства на укрепление материально-технической базы (ремонт лечебных учреждений, закупку медтехники), информатизацию и переход на единые стандарты оказания медицинской помощи.
Программа модернизации здравоохранения рассчитана на два года. Общий объем финансирования составляет 620 миллиардов рублей.
Регионы не смогли в сжатые сроки сбалансированно распределить расходование госресурсов на медицину
В итоге оказалось, что практически все регионы не смогли своевременно и целевым образом освоить средства, которые получили из центра. 15 июня этого года коллегия Счетной палаты РФ объявила результаты экспертно-аналитического исследования "Анализ эффективности использования государственных средств на модернизацию отрасли здравоохранения в 2011 году и истекшем периоде 2012 года". Итоги экспертизы эффективности использования государственных средств показали, что в 2011 году субъекты Федерации потратили только 177,2 млрд руб., то есть 59,3% от общей суммы запланированных средств. При этом в некоторых регионах объем освоенных средств составил не более трети.
Почему так получилось? В первую очередь регионы не смогли в очень сжатые сроки сбалансированно распределить расходование госресурсов на медицину. Например, объявили закупку дорогостоящей медтехники для лечебного учреждения, в котором не успели закончить ремонт, или в ЛПУ, для которого покупалось новое оборудование, не имелось подготовленного места для его установки.
Так, по данным аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в 14 российских регионах смогли закончить не более 30% от запланированного объема ремонтных работ в медицинских учреждениях.
Еще одна причина: в спешке регионы закупали не то, что им было необходимо. В итоге получалось так, что для крупных региональных больниц и специализированных медцентров приобретали аппараты с минимальным базовым функционалом, скорее соответствующим уровню поселковых лечебных учреждений. К низкому качеству организационных решений при реализации программ модернизации здравоохранения в регионах можно отнести и слабый уровень организации конкурсов на закупку медоборудования, в том числе и подготовку конкурсной документации.
Типичные осложнения, возникающие во время проведения конкурсов на закупку медицинского оборудования
На прошедших в конце июня парламентских слушаниях заместитель министра здравоохранения РФ отметил, что значительная часть сложностей при реализации программ модернизации здравоохранения в регионах возникла по вине недобросовестных или несостоятельных поставщиков, в результате действий которых зачастую приходилось отменять результаты конкурсов на поставку медицинского оборудования.
Непростое падение
Можно проанализировать типичные осложнения, возникающие во время проведения конкурсов на закупку медицинского оборудования.
Достаточно серьезные опасения у специалистов вызывает резкое падение цены во время проведения конкурсных закупок. К примеру, в июле прошлого года Комитет по здравоохранению Ленинградской области проводил аукцион по поставке компьютерных томографов 16 срезов в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы". Начальная цена контракта на поставку 7 компьютерных томографов в больницы Ленобласти составляла 175 млн рублей. Победитель аукциона снизил начальную стоимость контракта на 43,5%.
В августе прошлого года открытый аукцион на поставку ангиографической установки со станцией электрофизиологического контроля для больницы в Новосибирской области также прошел с резким понижением цены. При стартовой цене контракта в 40 млн руб. победитель поставил ангиограф за 23 млн руб., что на 42,5% ниже начальной стоимости.
Третий аналогичный случай произошел в сентябре 2011 года уже в Томской области во время конкурса на право поставки ангиографической установки. Снижение цены также составило 49,5%.
Казалось бы, снижение цены в результате торгов - это позитивный результат конкурентной борьбы поставщиков, однако эксперты полагают, что не все так просто. Как государством будут отслеживаться последствия подобных демпингов? Как это скажется на работе ЛПУ? Ведь, по мнению многих экспертов, резкое падение цены означает, что оборудование не полностью соответствует техническому заданию или потребует значительных дополнительных затрат на его сервисное обслуживание по причине низкого качества.
Для того чтобы ограничить демпинговые манипуляции со стороны участников конкурсных госзакупок, в закон о федеральной контрактной системе предполагается ввести ограничение падения цены от первоначальной стоимости в 25%. Напомним, что законопроект о ФКС прошел в Госдуме первое чтение.
Подмену заметили
Еще одна распространенная "аукционная болезнь" - поставщики пытаются принимать участие в аукционе, не имея возможности поставить оборудование, соответствующее техническому заданию.
В августе 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области проводило открытые аукционы на право поставки рентгенодиагностических телеуправляемых комплексов. Во всех трех аукционах принимала участие петербургская дистрибьюторская компания ЗАО "МАК БРАЗЕРС", которая перепродает оборудование итальянского разработчика GMM.
ЗАО "МАК БРАЗЕРС" заполнило формы технического задания по всем трем аукционным процедурам, заявив о полном соответствии всем требуемым заказчиком техническим параметрам (иногда даже с превышением). Заявленный товар - произведенная компанией GMM рентгенодиагностическая система OPERA (номер регистрационного удостоверения ФС N2006/2653). В подтверждение своих намерений поставить оборудование "МАК БРАЗЕРС" приложило письмо от GMM о готовности произвести рентгенодиагностическую систему в 2011 году.
Аукционная комиссия рассмотрела заявку и допустила "МАК БРАЗЕРС" к аукциону, который дистрибьютор выиграл, предложив наименьшую цену. Однако потом, когда пензенский областной Минздрав направил итальянским производителям письмо с просьбой подтвердить технические характеристики оборудования, из GMM пришел ответ, что рентгенодиагностические системы с такими характеристиками GMM произвести в 2011 году не может. И никаких письменных подтверждений выпуска такого оборудования итальянцы "МАК БРАЗЕРС" не давали.
Ввиду предоставления "МАК БРАЗЕРС" недостоверных сведений заказчик отказался от заключения с этой компанией госконтракта на поставку оборудования. Странное совпадение: "МАК БРАЗЕРС" закрыла для публичного доступа свой официальный сайт, содержащий информацию о технических характеристиках оборудования, которое поставляет дистрибьютор. Вполне возможно, компания надеется, что отсутствие легкого доступа к информации о технических характеристиках медтехники позволит ей "замутить воду" для дальнейшего участия в конкурсах, где требуется оборудование с иными характеристиками.