​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Участники расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации к Председателю Государственной Думы Б.В. ГРЫЗЛОВУ

15.03.2011

Обращение участников расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. ГРЫЗЛОВУ

Уважаемый Борис Вячеславович!

Мы, участники расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, информируем Вас, что 28 октября 2010 года состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации, участники которого приняли Заявление «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры», направленное в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Государственной Думы и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В принятом Заявлении в адрес федеральной власти в соответствии с её полномочиями были выдвинуты требования по разрешению наиболее острых проблем формирования действенной системы государственных гарантий по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения и культуры.

За период после проведения в октябре-ноябре 2010 года совместных коллективных действий Общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения, культуры, представляющими интересы более 8 миллионов работающих в этих видах деятельности, а также их региональными организациями были продолжены переговоры и консультации с органами государственной власти на федеральном и региональных уровнях по вопросам реализации требований Совета Ассоциации, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Со стороны властных структур также осуществлялись определенные действия, направленные на обеспечение диалога с профсоюзами - членами Ассоциации по этим вопросам. Проблемы реализации требований, содержащихся в Заявлении Совета Ассоциации от 28 октября 2010 года, были обсуждены 10 ноября 2010 года в ходе встречи заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова и руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти с представителями Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.

Принято Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, разработаны и утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год.

Мы - участники расширенного заседания Совета Ассоциации, состоявшегося 15 марта 2011 года, обращаем Ваше внимание на то, что пока результатом социального диалога федеральной власти с Общероссийскими профсоюзами образования, здравоохранения и культуры являются только обязательства сторон осуществлять консультации в рамках Генерального соглашения либо рекомендации властным структурам всех уровней проводить работу по решению вопросов, поставленных в Заявлении Совета Ассоциации, в рамках утвержденного РТК документа.

Проведение совместных коллективных действий Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры в определенной степени способствовало ускорению принятия решений органами государственной власти в субъектах РФ по увеличению фондов оплаты труда (ФОТ) работников государственных и муниципальных учреждений в конце 2010 года или в 2011 году. По информации региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза установлено, что в 80 процентах субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты об индексации фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. При этом в 49 регионах из 83-х приняты решения о проведении индексации ФОТ на 6,5 процентов в 2011 году в разные сроки, в том числе с 1 июня 2011 года - в 41 субъекте Российской Федерации.

В 17 субъектах Российской Федерации увеличение ФОТ в 2011 году предусмотрено в несколько большем размере, что связано преимущественно с предусмотренным в ряде регионов введением новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Вместе с тем, участники расширенного заседания Совета Ассоциации вынуждены констатировать, что до настоящего времени в 16 субъектах РФ не приняты нормативные правовые акты по проведению в 2011 году индексации фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, что предусмотрено в Послании Президента Российской Федерации, в том числе: в Республиках Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Хакасия, Чеченская, в Брянской, Костромской, Рязанской, Калининградской, Астраханской, Псковской, Иркутской, Вологодской областях, Красноярском крае. В Республике Тыва принято решение об индексации на 6,5 % только стимулирующей части фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях и лишь с 1.09.2011 года.

До настоящего времени в более чем трети субъектов РФ еще не введена новая система оплаты труда (НСОТ) в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и культуры.

Вместе с тем, во многих регионах введение новых систем оплаты труда не решило проблему реального повышения уровня оплаты труда всех категорий работников в этих бюджетных учреждениях. Ставки заработной платы, оклады, используемые в региональных системах оплаты труда в качестве минимальных (расчетных) для формирования конкретных размеров заработной платы за выполнение работниками их трудовой функции, не достигают в большинстве субъектов РФ даже утвержденного федеральным законом минимального размера оплаты труда – 4330 рублей. Аналогичная практика сложилась во многих федеральных государственных учреждениях.

Размер минимальной заработной платы, установленной в 24 субъектах РФ для внебюджетного сектора экономики на основе регионального соглашения сторон социального партнерства в большем размере, чем 4330 рублей, с учетом стоимости жизни в регионе, чаще всего не распространяется на работников бюджетной сферы и поэтому неэффективно используется для сокращения бедности среди работающих.

По данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу учреждений образования, здравоохранения и культуры в Российской Федерации за 2010 год увеличилась по сравнению с 2009 годом лишь на 3-6 % и составила в здравоохранении - 16,5 тыс. руб., в образовании – 14 тыс. руб., культуре – 11,6 тыс. руб., в то время как среднемесячная начисленная заработная плата по экономике в целом возросла за этот период более чем на 12 % и составила свыше 21 тыс. рублей.

Уровень заработной платы в образовании, здравоохранении и культуре продолжает снижаться по отношению к заработной плате, сложившейся в экономике страны в целом. Так, в абсолютном большинстве субъектов РФ в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло относительное (в %) снижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы в образовании и здравоохранении по отношению к соответствующему показателю по экономике региона в среднем. В ряде регионов России в 2010 году допущено и абсолютное снижение среднемесячной начисленной заработной платы работников образовательных учреждений по сравнению с 2009 годом.

За последние 2 года в связи с отсутствием мер по проведению индексации заработной платы в бюджетной сфере в трети субъектов РФ в 2010 году произошло снижение реальной заработной платы работников сферы образования по сравнению с 2008 годом и более чем в 80 % регионов - по сравнению с 2009 годом.

По мнению участников расширенного заседания Совета Ассоциации, широкомасштабное падение реальной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в 2010 году явилось наглядным проявлением прекращения действия социально-экономического эффекта, достигнутого в 2009 году от введения НСОТ в федеральных государственных учреждениях и нового МРОТ, а также от реализации социальных проектов, осуществленных при поддержке из федерального бюджета и связанных с модернизацией сферы образования, здравоохранения и культуры, в том числе в области заработной платы. Официальный уровень инфляции составил за 2009-2010 годы более 18 процентов, по 8,8 % в год, в то время как потребительская инфляция достигала 15 процентов ежегодно.

Поэтому мы считаем крайне необходимым приблизить срок проведения индексации фондов оплаты труда (ФОТ) работников федеральных государственных учреждений и увеличить размер индексации ФОТ с тем, чтобы предотвратить очевидные негативные последствия дальнейшего снижения реального содержания заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры. Одновременно для успешной реализации решений, связанных с повышением реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в субъектах РФ, крайне важным является принятие мер по оказанию дополнительной финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета.

Выражая консолидированное мнение работников образования, здравоохранения и культуры - представителей наиболее социально значимых видов деятельности в бюджетной сфере, мы настаиваем на установлении безусловного приоритета инвестиций в повышение качества персонала учреждений социальной сферы – тех, кто обучает, воспитывает, лечит граждан нашей страны, способствует сохранению нравственного и физического здоровья нации.

Государство, прежде всего, в лице федеральной власти должно наконец определиться: какие стандарты деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры и какого качества необходимы для инновационного развития России и какие стандарты оплаты труда учителя, преподавателя, врача, работника культурно-просветительного учреждения должны быть установлены с тем, чтобы утвержденные в этих социально-значимых видах деятельности стандарты, определяющие качество жизни людей, не на словах, а на деле стали достоянием граждан нашей страны.

Мы убеждены, что при проведении модернизации экономики, тем более в условиях возросших финансовых ограничений, инвестиции в человеческий капитал объективно можно отнести к числу наиболее рентабельных инвестиционных проектов, без осуществления которых невозможно обеспечить успешную реализацию программы долгосрочного развития России.

Уважаемый Борис Вячеславович!

Убедительно просим Вас оказать личное всемерное содействие решению неотложной задачи повышения реального содержания заработной платы работников федеральных государственных учреждений, в первую очередь, путем проведения индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников в размере, позволяющем компенсировать потери их доходов от инфляции за прошедшие два года, а также решению задачи приближения срока осуществления этой индексации.

В этих целях просим Вас сделать все от Вас зависящее для формирования твердой и однозначной позиции депутатского корпуса Государственной Думы в отношении принятия принципиально важного решения для работников бюджетной сферы – ключевой части электората в условиях предвыборного периода, о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета для осуществления в 2011 году индексации фондов оплаты труда в федеральных государственных учреждениях в порядке, предложенном выше, а также для обеспечения в необходимых случаях дополнительной финансовой поддержки высокодотационных бюджетов субъектов РФ для принятия соответствующих мер по повышению реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры в субъектах РФ.

Одновременно, в целях создания законодательной основы повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы, обращаем Ваше внимание и внимание всех депутатов Государственной Думы на необходимость принятия в 2011 году решения о возврате в Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и других работников учреждений бюджетной сферы, независимо от того, из бюджета какого уровня они финансируются, а также решения о конкретизации понятия минимального размера оплаты труда с тем, чтобы оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы устанавливались на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Принято на расширенном заседании Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ 15 марта 2011 года в г. Москве