​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Восьмилетка перемен

01.03.2013

В последние годы программный и проектный подходы стали основой управления здравоохранением - важнейшей для страны социальной сферы. С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", в 2011-2012 годах выполнялись мероприятия программы модернизации регионального здравоохранения. Финансовые вливания в здравоохранение в таких объемах и в такие сроки прежде в России не осуществлялись.

Естественным продолжением такой политики следует считать и Государственную программу "Развитие здравоохранения до 2020 года", которая определяет перспективы отрасли на более длительный, чем прежде, период. Она сформирована по всем правилам и критериям программного подхода в управлении и очень конкретна, начиная с паспорта программы, целей, задач, структуры, целевых индикаторов и заканчивая оценкой рисков. Пожалуй, впервые в российской практике управления здравоохранением документ такого уровня соответствует практически всем требованиям, предъявляемым к документам, регламентирующим долгосрочные программы. Однако, при самом положительном отношении к принятой программе следует отметить, что она не заменяет отсутствующую вот уже много лет концепцию стратегического развития сферы здравоохранения в современной России.

Высказываются мнения, что некоторые критерии выполнения программы изначально занижены по сравнению с Европой или даже Восточной Европой. Но это, конечно, не так. На мой взгляд, в документе расписаны реальные и достаточно напряженные задачи для нашей системы здравоохранения с учетом ее сегодняшних возможностей и ресурсов. По приведенным в документе расчетам, запланированные показатели реальны и выполнимы. Более того, подобной детализации планов в здравоохранении до сих пор не было. А конкретность всегда способствует возможности тщательного мониторинга и контроля.

Программа состоит из нескольких разделов: основной части и 11 подпрограмм. Они посвящены наиболее важным направлениям здравоохранения: развитию первичной медико-санитарной и совершенствованию оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, внедрению инновационных методов, охране здоровья матери и ребенка, совершенствованию реабилитации и санаторного лечения, кадровым проблемам, экспертизе и контролю, совершенствованию управления отраслью. Каждая подпрограмма прописана подробно, четко и понятно.

Однако создается впечатление, что исполнение подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни" целиком и полностью возложено на медицинских работников. Конечно, она чрезвычайно важна, и на нее планируется истратить почти треть всех средств программы. Это правильно - профилактика всегда дешевле, чем высокотехнологичная помощь. Но стоит ли перекладывать только на медицинских работников, к примеру, борьбу с курением как важнейшую часть здорового образа жизни? Здоровый образ жизни должен формироваться в семье, системе образования, системе управления физической культурой и спортом. Должна быть активизирована роль СМИ, различных общественных организаций и т.д. Но об этом в программе, на мой взгляд, сказано не очень четко.

Бесспорно и то, что профилактика заболеваний - задача здравоохранения. Медицинские организации должны быть готовы предоставлять медицинские услуги, связанные с ней, к тому, что в них придут люди на диспансерный осмотр, к тому, что выявленные больные потребуют дальнейшего лечения и т.д. Но только ли врачи ответственны за то, чтобы все граждане приходили на диспансеризацию? А сами граждане, работодатели, наконец, государство? Например, в Германии диспансеризация определенных групп населения включена в программы обязательного медицинского страхования, и если застрахованный не прошел в назначенный срок диспансерный осмотр, то его доля в платеже за обязательное медицинское страхование увеличивается.

Научная разработка показателей здорового образа жизни и участие в его пропаганде также дело здравоохранения. Но не только его. Значит, должны быть разработаны соответствующие механизмы пропаганды здорового образа жизни с участием властей всех уровней, работодателей, граждан и общества в целом.

Впервые в долгосрочную программу развития здравоохранения включена паллиативная помощь. Это сделано в соответствии с законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и является большим достижением - до сих пор данный вид помощи у нас развит слабо. Но многие обращают внимание на то, что на подпрограмму не выделено никакого финансирования. Поясню: паллиативная помощь включена в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, то есть финансирование такого вида помощи будет осуществляться в медицинских учреждениях в ее рамках.

Одна из острейших проблем нашего здравоохранения - кадровая. Вот почему предусмотрена и подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Ведь сколько бы мы ни вкладывали в инфраструктуру, в улучшение условий в поликлиниках, в приобретение новейшего оборудования, все это не даст эффекта, если не будет организована подготовка медицинского персонала. Но проблема связана не только с совершенствованием учебных программ в вузах и колледжах, но и с решением вопросов оплаты труда. В тарифе на медицинскую услугу заработная плата - самая переменная величина, потому что в тарифе можно изменить только ее. В то время как плату за электричество, воду, отопление, горючее для санитарного транспорта и т.д. изменить невозможно. И когда повышается цена на тепло, электроэнергию, а тариф остается прежним, то зарплата, соответственно, может только уменьшаться. Если проблема будет решаться так же, как сейчас, то никаких изменений в работе системы не будет. Руководством страны поставлена задача повысить зарплату врачей до 200% от средней по экономике региона, а среднего и младшего персонала - до 100%. Но пока зарплата - часть тарифа оказания медицинской помощи, у меня нет уверенности, что это реально.

Вернемся к подготовке кадров. По моему мнению, не следует применять к медицинским вузам методы оценки эффективности их деятельности, используемые министерством образования и науки. Нельзя забывать и о последипломном профессиональном образовании, о повышении квалификации врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Опыт других стран свидетельствует, что необходим механизм допуска врачей к медицинской деятельности через персональное лицензирование, а предлагаемая в программе аккредитация может быть применена лишь к медицинским организациям.

Эффективное и своевременное лечение всегда связано с доступностью современных лекарств. Сейчас эта задача решается исключительно закупкой импортных лекарств и отдельными попытками восстановить собственную фарминдустрию. Мы очень сильно отстали в производстве лекарственных препаратов. И по науке, и по производству, и даже по той технике, которая должна использоваться на современных фармацевтических предприятиях. Считать, что лекарства - дешевая продукция, наивно. Конечно, необходимо развивать производство собственных субстанций, собственных препаратов. При оказании медицинской помощи должны использоваться апробированные препараты, которые проверены и рекомендованы экспертами. Если мы пойдем по пути развития медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания, одобренными и принятыми к исполнению врачебным сообществом, применяя эффективные лекарственные средства, тогда будет достигнут оптимальный результат.

Целевые индикаторы в госпрограмме разработаны отдельно по каждому региону, и порой разброс их очень велик. Это не случайность: инфраструктура здравоохранения, кадровое обеспечение в каждом субъекте Федерации абсолютно разные. Конечно, средние значения по стране есть, и при разработке программы их придерживались. Но задача в том, чтобы регионы с низкими показателями подтянуть вверх, а лидерам необходимо создать возможность развиваться, идти вперед. В целом намерения, изложенные в Государственной программе "Развитие здравоохранения до 2020 года", - очередной этап совершенствования здравоохранения, одной из базовых сфер социальной деятельности, обеспечивающей благополучие населения. Важно, чтобы она была полностью выполнена.