​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

Владимир Путин провёл первое заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития.

Ключевые показатели социально-экономического развития определены указами главы государства от 7 мая 2012 года. В этих документах сформулированы перспективные задачи в экономической, демографической и социальной политике, сфере здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильём.

Комиссия по мониторингу создана Указом Президента в июле 2012 года.

* * *

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами договорились восемь месяцев назад о том, что в рамках Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России будем регулярно собираться и смотреть, что сделано нами по реализации планов, которые были намечены, по развитию страны, что предстоит ещё сделать и вообще как идёт работа.

С момента подписания майских указов, в которых были опубликованы и обозначены ключевые приоритеты и конкретные поручения, как я уже сказал, прошло уже более восьми месяцев – сегодня предлагаю поговорить о том, как идёт работа, оценить проблемные точки, посмотреть, где необходимы корректировки.

В целом темп взят хороший. Правительство уже утвердило основные стратегии, механизмы, планы-графики, или «дорожные карты», достижения долгосрочных целей и обозначенных показателей. Сформирована значительная часть нормативной правовой базы. Государственная Дума рассмотрела около 30 законов, имеющих прямое отношение к выполнению указов. Вместе с тем основной объём, а это непосредственная реализация намеченных целей, ещё впереди. И в этой связи хочу обратить внимание на следующие принципиальные моменты.

Первое. В прошлом году начата программа преобразований в так называемом бюджетном секторе. Должна существенно вырасти заработная плата занятых здесь специалистов – естественно, в зависимости от результатов их работы. Через справедливую, заслуженную оценку добросовестного труда мы должны кардинально повысить качество образования, здравоохранения, социальной сферы в целом.

Сегодня предлагаю отдельно остановиться на вопросах оплаты труда работников культуры. Во всяком случае с этого давайте начнём. Зарплаты в этой сфере были одними из самых низких среди всех отраслей. Мы эту ситуацию должны изменить. Вообще, о том, что нужно её менять, мы говорили многократно в течение многих лет. Причём нужно это сделать вне зависимости от того, какому уровню власти подведомственно то или иное учреждение культуры. В 2012 году в федеральных учреждениях культуры зарплаты выросли в среднем на 36 процентов и достигли 26,5 тысячи рублей в месяц. Однако прибавки в ряде региональных учреждений были совсем незначительными, зачастую ниже уровня инфляции. Напомню, в 2011 году средняя зарплата по федеральным учреждениям составляла 19,8 тысячи рублей, а в регионах – 11,7 тысячи рублей. В 2012 году в регионах зарплата выросла до 12,3 тысячи рублей (вы посмотрите сами: совсем немножко, да и абсолютные цифры очень скромные), и это всего 5,1 процента. Это ниже темпов инфляции.

В федеральном бюджете выделены средства на то, чтобы в 2013 году сохранить темпы повышения заработной платы работникам федеральных учреждений культуры. Но нужно отчётливо представлять, как будет складываться ситуация в субъектах Федерации. Мы уже начали обсуждать эту тему на Совете по культуре и искусству 25 сентября 2012 года, и сегодня прошу ещё раз к этому вернуться, обратить особое внимание.

Второе – это вопросы здравоохранения и демографии. За 11 месяцев прошлого года в России зафиксирован естественный прирост населения, вы уже об этом знаете. Он небольшой, правда, и баланс ещё неустойчив, но, вспомним, совсем недавно смертность драматически просто превышала рождаемость. Тем более важно, что позитивные тенденции удаётся сохранять, несмотря на такой объективный фактор, такой как вступление в возраст создания семьи и рождения детей достаточно малочисленных поколений 90-х годов. Этот демографический провал 90-х годов нам с вами тоже хорошо известен. И поэтому эта сфера требует от нас продолжения активной комплексной демографической политики, мер, направленных на поддержку многодетной семьи.

С этого года стартовала программа специальных ежемесячных выплат при рождении третьего или последующих детей до достижения ребёнком трёх лет. Такие программы уже приняты в 64 регионах Российской Федерации. Причём в 50 регионах, где демографическая ситуация неблагоприятной является на протяжении целого ряда лет, данная выплата софинансируется из федерального бюджета.

Принимая меры по поддержке рождаемости, мы должны развивать всю инфраструктуру, направленную на поддержку детства: это детские сады, школы, кружки для детей, специальная педиатрическая помощь и так далее. Необходимо сделать всё, чтобы семья с тремя и большим количеством детей в России стала нормой.

Ещё раз повторю то, о чём говорил и в Послании, – я знаю мнение специалистов, демографов: говорят, что для России это сложная, даже неподъёмная задача. Всё возможно. Надо только засучив рукава двигаться к этой цели, ставить перед собой эти цели и двигаться. Надо людям просто помочь, и это будет возможно.

Далее о сфере образования. Уже принят новый закон «Об образовании». Ещё раз в этой связи обращаю внимание на необходимость разработки чёткой и при этом гибкой методологии оценки эффективности образовательных организаций. И здесь вновь подчеркну важность открытого, доверительного диалога с профессиональным сообществом.

Принципиальный вопрос – это доступность образования, в том числе и такой немаловажный аспект, как уровень студенческих стипендий.

Для нуждающихся студентов младших курсов, «хорошистов» и «отличников», установлен минимальный размер стипендии. Совсем недавно минимальный размер стипендии этой категории студентов составлял 2750 рублей, теперь он установлен в 6307 рублей. То есть он вырос почти в 2,5 раза, если быть более точным – в 2,3 раза.

Четвёртое. Развивая образование, рынок труда, инфраструктуру и социальную сферу, мы должны в полной мере адаптировать их под потребности людей с ограниченными возможностями. Это показатель и зрелости нашего общества, и справедливости в нём. Планируется ежегодно создавать более 14 тысяч рабочих мест для инвалидов. Это чрезвычайно важный вопрос, это ключевой вопрос для людей с ограниченными возможностями – создание специализированных рабочих мест. Для этого в федеральном бюджете предусмотрено в 2013 году свыше 873 миллионов рублей, в 2014 году – 916, почти 917, и в 2015 году – 962,8 миллиона рублей. Нужно, чтобы эти средства своевременно направлялись на обозначенные цели и эффективно использовались.

Пятое. Среди безусловных приоритетов – обеспечение граждан доступным и комфортным жильём. Я уже об этом говорил и хочу ещё раз повторить: считаю, что в ближайшие годы на этом направлении мы вполне можем добиться существенных результатов, по сути – прорыва. К примеру, растут – и неплохо растут – показатели в ипотеке. По предварительным оценкам, объём выданных кредитов по итогам прошлого года составил около одного триллиона рублей. Такая же динамика нужна и по всем другим направлениям, связанным с обеспечением граждан доступным и комфортным жильём.

Разумеется, не должны забывать про модернизацию ЖКХ. Сегодня предлагаю поговорить об этом тоже отдельно.

Ещё один важный вопрос. В соответствии с положениями указов должны были быть разработаны меры по улучшению жилищных условий семей с тремя и большим количеством детей. Одна из них, одна из этих мер – это бесплатное предоставление земельного участка, обеспеченного инженерной и коммунальной инфраструктурой.

Сейчас многодетных семей у нас около одного миллиона. Из них нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть стоящих на очереди, – около 110 тысяч; на самом деле, думаю, нуждающихся по факту ещё больше. В ряде субъектов Федерации ведётся работа по улучшению ситуации. Но, вы знаете, главы многих регионов просят дать им возможность самостоятельно определять наиболее действенные формы помощи и поддержки многодетных семей. Многие из глав регионов говорят, что далеко не всегда эффективно делать это за счёт бесплатного предоставления земельных участков. Может быть, и так. Надо тогда, чтобы что-то другое предлагалось, не менее эффективное. Давайте этот вопрос тоже обсудим сегодня.

И ещё. В прошлом году сделаны принципиальные шаги по защите прав предпринимателей. Совместно с бизнесом реализуется национальная предпринимательская инициатива, создаётся институт уполномоченного по правам предпринимателей. Собственно говоря, юридически он уже создан, но создаётся инфраструктура для этой работы, совершенствуется законодательная база. К примеру, дело о мошенничестве сейчас можно завести при условии заявления от пострадавшей стороны. Подавляющее большинство присутствующих понимает, о чём идёт речь: речь идёт о злоупотреблениях в правоохранительных органах по этому направлению. Надеюсь, что принятые решения сведут их к нулю. Очевидно, что в этой сфере также нужен мониторинг и активная работа с деловым сообществом, общественными структурами по выявлению и устранению барьеров для развития предпринимательской инициативы и предпринимательства в целом.

Уважаемые коллеги! Разумеется, мы рассмотрим и другие вопросы, связанные с реализацией указов, в том числе те, которые потребовали для решения большего времени, чем ранее мы представляли. Повторю, сейчас наступает основной этап – этап практической реализации положений этих указов, многое предстоит сделать и в центре, и в регионах Российской Федерации.

Я прошу Правительство подойти к работе со всей ответственностью, ввести мониторинг выполнения поставленных задач, обеспечить сбор статистических данных, причём статистических данных объективного характера – разумеется, объективных данных, следить за тем, чтобы у исполнителей, в первую очередь в регионах, было достаточное методическое сопровождение. И прошу помнить: основной результат нашей работы – это не количество принятых законов, о которых я уже говорил, указов и различных подзаконных актов – главное, чтобы жизнь каждого гражданина в результате нашей работы менялась и менялась к лучшему.

Давайте начнём работать.