​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

Слово Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. Пожалуйста.

Э.НАБИУЛЛИНА: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Я бы хотела проинформировать о той работе, которую вела специальная рабочая группа при нашей Комиссии, которая раз в две недели собирается и смотрит, как у нас происходит выполнение указов, какие сложности вытекают, какие проблемы.

Владимир Владимирович, Вы уже сказали о ключевых решениях, которые были приняты, особенно в социальной сфере. Конечно, основной упор на первом этапе делался на вопросы планирования и подготовку нормативной базы. Указами была предусмотрена разработка ряда ключевых стратегических, программных документов, которые определяют вектор развития тех или иных секторов экономики. И срок был небольшой, тем не менее была проведена серьезная работа. На третьем слайде отмечены основные стратегические документы, которые были подготовлены, среди них такие, как стратегия развития пенсионной системы, стратегия государственной национальной политики, развития медицинской науки и так далее.

Кроме того, Правительством утверждены все 14 перечисленных в указах приоритетных государственных программ (они обозначены на четвертом и пятом слайдах). Это ключевые программы и для планирования бюджета, и в целом для определения действий по выполнению многих целевых показателей, которые есть в указе. Это один из инструментов достижения этих показателей.

Я как раз хотела бы остановиться на проблемных вопросах. И хотела бы подчеркнуть одну проблему, которая связана с государственными программами. У нас на данный момент пока нет долгосрочного прогноза и долгосрочной бюджетной стратегии (есть бюджет на три года), поэтому достаточно сложно оценить реальную бюджетную обеспеченность и практическую достижимость целей, которые установлены в государственных программах.

Вы в своем Бюджетном послании ставили задачу разработать долгосрочную бюджетную стратегию до конца года. Если она будет разработана, у нас всех будет больше понимания, что все цели, которые отражены в государственных программах, обеспечены не только на три года, но и на долгосрочную бюджетную перспективу необходимыми ресурсами. Это также позволит понимать, как у нас обеспечивается достижение долгосрочных показателей, тех целевых показателей, на которые мы все работаем и которые отмечены практически в каждом указе, таких как увеличение реальной заработной платы к 2018 году до полутора раз; увеличение доли граждан, которые пользуются электронными государственными муниципальными услугами; создание высокопроизводительных рабочих мест и так далее.

Далее я хотела бы перейти к шестому слайду, потому что кроме программных документов в Правительстве были разработаны «дорожные карты», как мы достигаем тех или иных целей. И здесь среди таких планов и «дорожных карт», конечно, одна из самых важнейших – поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях, которая позволит обеспечить и повышение заработной платы, и увязку ее со структурными изменениями.

На седьмом слайде приведены только примеры тех законов, которые уже приняты. Вы сказали о том, что 30 законов рассматриваются в Государственной Думе. 16 законов уже приняты, то есть были рассмотрены и Думой, и Советом Федерации, восемь находятся в первом чтении и пять находятся на разных стадиях рассмотрения. Но законодательная работа на будущее предстоит еще очень большая, поэтому, на наш взгляд, нам необходимо выстраивать работу с парламентом по приоритетному рассмотрению этих законопроектов, в том числе до их внесения в Государственную Думу для того, чтобы сложные моменты отрабатывать уже на первоначальных этапах.

Уважаемые коллеги, полная информация о ходе выполнения указов была разослана заранее, находится в материалах. Обобщенная информация по некоторым направлениям приведена на слайдах с 8-го по 15-й по таким направлениям, как открытость государственного управления, качество государственных услуг, улучшение предпринимательской деятельности, бюджетная политика, государственные закупки, демографическая политика, социальная политика. Я не буду на этом останавливаться, здесь перечислены основные вехи того, что было сделано.

Хотелось бы остановиться на проблемных вопросах.

Первое. Конечно, не все положения указов были выполнены в первоначально установленный срок. В части случаев это было связано с необходимостью большого количества согласований, апробирования. Такие вопросы имеются прежде всего в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Мы сегодня отдельно на этой теме остановимся. К примеру, потребовалась доработка вопросов о национальном рейтинге ведущих мировых и отечественных университетов.

К наиболее проблемным с точки зрения исполнения, по мнению рабочей группы, пока можно отнести следующие. Это меры по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Они отдельно рассматривались на Госсовете. И Вы, Владимир Владимирович, в курсе всей сложности проблем. Мы готовы со всей серьезностью подойти к содержательному рассмотрению мер, которые будут предложены.

Второе направление – это обеспечение многодетных семей земельными участками, обеспеченными инфраструктурой. И здесь, наверное, действительно, стоит рассмотреть возможность дать больше самостоятельного выбора регионам в определении эффективных форм помощи многодетным семьям.

Улучшение жилищных условий для отдельных категорий граждан, таких как молодые семьи, работники бюджетной сферы. У нас есть специальное направление в указе. Нам нужно здесь доработать весь комплекс мер и финансовое обеспечение.

Определенные проблемы существуют и в отношении тех положений указов, которые на настоящий момент формально выполнены. Конечно, нам нужно будет оценивать достаточность и эффективность предлагаемых мер, не только, что приняты определенные решения, но, как Вы сказали, что меняется в реальной жизни. И для этого нужна статистика по рассматриваемым направлениям, в том числе, например, по заработной плате. У нас до сих пор не было статистики по заработной плате основного персонала. Первые статистические данные появятся к середине этого года, и мы сможем отслеживать динамику.

Не всегда просто оценить и достаточность выделенных бюджетных средств. Наверное, это и невозможно. Поэтому требуется особое внимание к таким ресурсоемким направлениям, как ликвидация аварийного жилья, ликвидация очередей в детских садах, обеспечение доступности дополнительного образования. На наш взгляд, для того чтобы оценить, с одной стороны, эту эффективность мер, которые предложены, и достаточность бюджетных средств, должен быть организован серьезный мониторинг, который не только должен быть ведомственным, а должен опираться на информацию из регионов и независимую в том числе информацию общественных организаций. Это важно, на наш взгляд, для того, чтобы избежать формализации. Поскольку у нас очень масштабная работа и в сжатые сроки, а сжатость этих сроков и обуславливается остротой проблем, возникают риски формализации, выхолащивания в ущерб нацеленности на практические результаты. И мы в рабочей группе совместно с Правительством как раз отслеживаем, чтобы были практические изменения.

Уважаемые коллеги!

Следующий этап работы действительно сложный. И это не столько планирование и создание нормативной базы, сколько выполнение принятых решений. В этой связи хотелось бы обратить внимание на два основных момента: бюджетное и методологическое обеспечение. Вопросы бюджетного обеспечения на региональном уровне рассматривались у Вас на совещании в декабре. Было дано поручение с тем, чтобы осуществлялся постоянный мониторинг бюджетов регионов и то, как регионы осуществляют приоритизацию расходов. Сегодня, наверное, полпреды более подробно расскажут о тех проблемах, которые здесь возникают.

Далее. На этом этапе в целом возрастает роль мониторинга практических результатов. Что меняется на практике? В целях более широкого привлечения профессионального, экспертного сообщества к оценке в рамках нашей группы мы создали четыре специальных подгруппы с привлечением специалистов в соответствующих секторах по основным направлениям, таким как образование и наука, культура, здравоохранение и жилье и жилищно-коммунальное хозяйство. Но, на наш взгляд, особая роль принадлежит Общественной палате и другим общественным объединениям.

И хотелось бы поблагодарить Общественную палату, она взяла на себя оценку эффективности принятых решений по восьми особо значимым социальным задачам. Они приведены на слайдах 18-20. Хотела бы отметить, что здесь и такие задачи, как в реальности создаются специальные рабочие места для инвалидов, как происходит сокращение очередей в детские дошкольные учреждения, как реализуются мероприятия по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. И очень важно, что Общественная палата организует работу не только широким кругом общественных организаций на федеральном уровне, но также использует региональную сеть. Общественные палаты регионов, уполномоченные по правам ребенка, вузы, некоммерческие организации, общероссийские объединения и предприниматели уделяют особое внимание таким элементам, и мы получим в первом полугодии уже результаты не ведомственного мониторинга, а что меняется и как оценивают граждане, общественность, что меняется по факту.

Работа по мониторингу ведется и в субъектах Российской Федерации на официальном уровне. В регионах созданы такие же комиссии, как наша, и мы начали активно взаимодействовать.

Такой мониторинг, на наш взгляд, нужно проводить и, конечно, на уровне Правительства, особенно там, где у нас пункты указов выполнены. Имею в виду принятие концепций, стратегий, планов. Мы считаем, что было бы полезным иметь регулярные доклады, в которых бы отражались и практическая реализация запланированных мер, что планы выполняются, как эти меры влияют на ситуацию, достаточность бюджетного обеспечения и необходимость дополнительных мер или корректировки существующих мер. Тогда мы избежим ситуации, когда наши хорошие планы и законы приняты, но жизнь меняется слабо.

На Вашем совещании по региональным бюджетам уже были даны поручения по мониторингу бюджетов, а сегодня мы просили бы Вас дать поручение об организации мониторинга по кругу некоторых важных вопросов. Они на слайдах 21-23, на последних слайдах, обозначены.

И в заключение буквально несколько слов о деятельности рабочей группы. Мы провели 11 заседаний. К работе приглашаем представителей регионов, общественности, экспертов в тесном взаимодействии с Правительством, тем более многие представители министерств входят в рабочие группы. При необходимости проводим совещания с участием заместителя председателя Комиссии Суркова Владислава Юрьевича, стараемся неформально, по существу смотреть, насколько принятые решения доходят до людей, оцениваются ими, и намерены исходить из этого в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН: Спасибо большое.

Вы упомянули и я в своем вступительном слове говорил о региональной составляющей нашей работы. Давайте попросим полпредов в регионах сказать об этом несколько слов.

Пожалуйста, Бабич Михаил Викторович, а потом Беглов Александр Дмитриевич.