​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

М.БАБИЧ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В целях достижения целевых показателей социально-экономического развития, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая, в Приволжском федеральном округе организована работа по мониторингу и контролю выполнения указанных поручений. На контроле находятся только в рамках указов 35 поручений, из них по пяти поручениям исполнителями являются субъекты Федерации, по 30 они являются исполнителями совместно с Правительством Российской Федерации.

Во всех регионах округа соответствующими распоряжениями глав субъектов сформированы рабочие группы по организации исполнения поручений, эти рабочие группы замыкаются на окружную рабочую группу, которая в еженедельном режиме на постоянной основе анализируют ход исполнения этих поручений.

Все поручения разбиты по своей функциональной направленности и по срокам их исполнения.

Итоги работы ежемесячно рассматривались на заседаниях группы с регионами в режиме видеоконференции.

В установленные сроки главе государства и в Контрольное управление Президента подготовлены и направлены доклады о ходе исполнения 34 поручений из 35. По 35-му срок исполнения – март 2013 года. В целях координации этой работы аппаратом полномочного представителя организовано необходимое взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.

На особом контроле, уважаемые коллеги, находятся следующие поручения: доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе. В 2012 году регионами округа на покрытие этих расходов направлено 75 миллиардов и после выхода указа №597 дополнительно было еще мобилизовано 6 миллиардов рублей для того, чтобы достичь заданных показателей.

По итогам 2012 года в семи регионах из 14 средний показатель по экономике был достигнут. Это республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Удмурдская Республика, Пермский край, Пензенская и Ульяновская области. В семи регионах этот показатель сегодня составляет от 80 до 97 процентов и будет достигнут, по прогнозам, в I квартале текущего года.

На 2013 год уже, Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением, стоит задача достижения среднего уровня заработной платы педагогических работников, но уже по соотношению год к году (то есть не месяц к месяцу, как мы считали в текущем году, а год к году). И такая же задача на контроле стоит по работникам дошкольных образовательных учреждений.

Следующее направление, которое находится на особом контроле, – это реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации. Во всех регионах округа реализуются меры господдержки, направленные на повышение рождаемости и социальной поддержки многодетных семей. Во всех регионах приняты программы улучшения демографической ситуации. На региональном уровне приняты нормативные акты и запланированы средства в региональных бюджетах нуждающимся в поддержке семьям, которым установлены ежемесячные денежные выплаты в размере определенного в регионе прожиточного минимума.

У нас из 14 регионов в 12-ти такие выплаты установлены. В Республике Татарстан и в Удмурдской Республике благоприятная демографическая ситуация. Там, соответственно, эти меры не применяются.

Следующее направление – обеспечение к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Во всех регионах эти мероприятия спланированы. Могу сказать, что в текущем году в Республике Татарстан и Кировской области эта задача решена, и на 1 января 2013 года очереди для категории детей от 3 до 7 лет уже нет. В 2013 году ожидается выполнение этой задачи в Республике Марий Эл, Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях, в 2014 году – Республика Чувашия, Пермский край и Саратовская область, и в 2015 году – республики Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, а также Пензенская и Оренбургская области. Таким образом, к 2016 году все мероприятия спланированы, очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет будет полностью ликвидирована.

Для этого в рамках реализуемых «дорожных карт» и целевых программ предусмотрено создание 185 тысяч мест, с небольшим запасом, потому что планируемая очередь будет составлять по состоянию на 1 января 2016 года 155 тысяч мест.

Кроме того, нами организовано взаимодействие с Агентством стратегических инициатив по программе строительства садов нового типа, так называемый проект «Билдинг-Сад», и активно внедряются альтернативные формы предоставления дошкольного образования.

Не буду дальше подробно раскрывать основные направления контроля. Скажу только, что на особом контроле также стоят вопросы совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна, расселение граждан из аварийного и ветхого жилья, проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. И отдельно мы для себя выделили вопрос взаимодействия с Федеральным фондом развития жилищного строительства по вопросам комплексного освоения земельных участков в целях развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономкласса.

В этой части я хочу отметить, что у нас запланирована реализация 129 проектов по вовлечению земельных участков в этот оборот на площади почти 4 тысячи гектаров, и на данный момент, уже на текущий момент, реализуется 38 проектов на площади 2 тысячи гектаров.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Организованная и проводимая в 2012 году и в настоящее время работа, нацеленная на безусловное исполнение указов Президента, позволила нам более глубоко и детально погрузиться в суть решаемых задач и определить некоторые проблемные вопросы, которые необходимо нам в ближайшее время совместно с коллегами решить. Я позволю себе на них остановиться.

Первая. Прежде всего установлено существенное различие в оценке регионами округа, Минфином России, Минтрудом России объемов средств, необходимых на ближайшие три года, то есть в 2013-2015 годах для повышения оплаты труда работников бюджетной сферы. Цифры эти есть, мы буквально даже перед началом совещания с коллегами из Правительства их сверяли: понимаем, что такая проблема есть, мы, соответственно, сейчас сделаем предложение, каким образом будем решать.

Вторая проблема, которая существует в оценке необходимых расходов, состоит в том, что прогноз дополнительных доходов регионов, которые могут быть мобилизованы на эти цели, тоже существенно разнится. Например, на трехлетку регионы прогнозируют дополнительные доходы в объеме 310 миллиардов рублей. По оценке Минфина, эти расходы составляют 446 миллиардов рублей.

В.ПУТИН: Доходы?

М.БАБИЧ: Доходы, да, совершенно правильно, дополнительные доходы.

Следующий вопрос и следующая проблема, о которой хотелось бы сказать, что по ряду поручений в регионах отсутствует единое понимание перечня мероприятий, количества и объемов принимаемых расходных обязательств, что говорит о необходимости разработки и утверждения на федеральном уровне методических рекомендаций по достижению показателей, определенных в указах главы государства.

Я приведу несколько примеров. Общая сумма, которую необходимо мобилизовать в ближайшие три года по исполнению указов в округе, составляет 813 миллиардов. Из них 313 миллиардов сегодня составляют средства, потребность в которых определена не на основании методик расчета и нормативов, а исходя из расходов прошлых периодов, возможностей региональных бюджетов и другими способами. На примерах это выглядит следующим образом. Скажем, на реализацию мероприятий по достижению в 2016 году доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в Удмуртской Республике на 30 тысяч детей, которые стоят в очереди, запланировано 95 миллионов рублей, а в Ульяновской области на 17 тысяч детей запланировано 1,7 миллиарда рублей. На реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, в Пензенской области с населением 1 миллион 370 тысяч человек запланировано 22 миллиона рублей, в Республике Марий Эл с населением 692 тысяч человек запланировано 98 миллионов рублей. Потребность на улучшение жилищных условий для семей, имеющих трех и более детей, и обеспечение земельными участками с инфраструктурой в Республике Татарстан – 38,7 миллиарда рублей, а в Оренбургской области, допустим, – 1,2 миллиарда рублей и так далее. То есть отсутствие методик не позволяет определиться с точным счетом и, соответственно, вывести необходимые действительно расходы, которые должны быть заложены в региональные бюджеты. Важно сказать, что разница в счете между тем, который ведет Министерство финансов и регионы, определяется исходя из того, что Минфин расходы считал на этапе формирования региональных бюджетов, а уже после этого принимались государственные программы, о которых сегодня сказала Эльвира Сахипзадовна, принимались «дорожные карты», и сейчас идет разработка «региональных дорожных карт». То есть в ходе этой работы произошли существенные уточнения, и мы договорились о том, что сейчас в течение I квартала, тем более с учетом того, что будет вводиться специальная статистическая отчетность, совместно с регионами еще раз выверим эти цифры и подходы для того, чтобы прийти к единому знаменателю в этой части.

Важно сказать, что, проводя структурные преобразования и оптимизацию в отраслях социальной сферы, наши усилия сейчас совместно с регионами мы направляем на то, чтобы не допустить ситуации, когда на повышение заработной платы работников бюджетной сферы регионы будут вынуждены направлять средства, предусмотренные на цели развития, включая капитальное строительство и создание инвестиционной структуры. Кроме того, у регионов может возникнуть соблазн пойти наиболее простым путем и увеличить на эти цели объем государственного долга. На сегодняшний день опять же мониторинг бюджетов на 2013 год показывает, что регионы запланировали увеличение госдолга на 11 процентов, то есть на 42 миллиарда рублей уже достаточно высокого долга, который составляет 348 миллиардов рублей.

В связи с этим мы вместе с коллегами из Правительства будем работать над тем, чтобы регионы смогли справиться с поставленными задачами, не увеличивая госдолг и не сокращая расходы на развитие. Для этого, прежде всего, необходимо проводить повышение заработной платы в социальной сфере параллельно со структурными преобразованиями в отраслях экономики и социальной сферы и модернизации этих отраслей.

По предложениям. Предлагается в целях исполнения указов Президента и обеспечения сбалансированности бюджетов Правительству Российской Федерации ускорить разработку нормативных актов, необходимых для достижения поставленных в указах Президента задач, включая применение единых методик и нормативов при планировании расходов региональных бюджетов, а также разъясняющих применяемые в указах термины и понятия;

параллельно с разработкой в регионах «дорожных карт» по исполнению указов и принятых в целях их реализации распоряжений Правительства произвести перерасчет потребностей регионов в средствах на обозначенные цели и определить источники покрытия дефицита;

совместно с субъектами Российской Федерации разработать комплекс мер по увеличению доходной базы региональных бюджетов и созданию дополнительных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

и совместно с субъектами Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение государственного долга региональных бюджетов при безусловном исполнении поручений Президента Российской Федерации.

И последнее, Владимир Владимирович. Большое спасибо, что Вы в своем выступлении затронули тему обеспечения земельными участками с инфраструктурой многодетных семей, семей с детьми более трех человек. Действительно, это важная и нужная мера была, но в ходе ее реализации выявился целый ряд проблем, которые требуют сегодня дополнительной корректировки.