​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

Прежде всего о чем идет речь? Крупные муниципальные образования, причем не только областные центры, но и просто крупные муниципальные районы, на сегодняшний день свободных и пригодных земель для этих целей практически уже не имеют. Если выделять средства сегодня на инфраструктуру на более удаленных земельных участках, то расходы на эту инфраструктуру кратно превышают расходы на любые другие формы обеспечения жильем.

Следующая проблема, которая выявилась, – что даже получив этот земельный участок, люди сегодня зачастую не имеют просто средств построить там жилье, пригодное и комфортное для дальнейшего проживания. Приведу еще одну цифру. На сегодняшний день из 104 миллиардов средств, которые необходимы для создания такой инфраструктуры, в бюджетах регионов запланировано всего 4 миллиарда, то есть меньше 4 процентов. И дома физически из выделенных участков начали строить сегодня не более 6 процентов человек.

Соответственно, что предлагается сделать в этой связи? Указ №600 звучит следующим образом: «Разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках». То есть о чем идет речь? Была не исключительная мера указом предусмотрена, а одна из возможных мер, которые можно было бы предусмотреть для обеспечения этих семей жильем. И на самом деле важно ведь, чтобы эта мера была не бонусом за рождение третьего ребенка, а действительно стимулирующей мерой при планировании семьи, когда семья планирует увеличение количества детей в семье. И в этой связи, мне кажется, можно было бы расширить и дать возможность субъектам Федерации и гражданам, которые имеют трех и более детей, определить и выбрать из трех возможных вариантов следующие подходы: сохранить такую форму, как предоставление земельных участков в существующих или вновь создаваемых населенных пунктах, но при наличии социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

Второе направление, которое можно было бы использовать, – это предоставление жилья по установленным нормам либо улучшение жилищных условий многодетной семьи на территории постоянного проживания, то есть либо улучшение, либо, соответственно, приобретение.

И третий вариант, который можно использовать, – это льготное ипотечное кредитование на цели улучшения жилищных условий многодетных семей, предусматривающее полную компенсацию процентной ставки, возмещение части первоначального взноса при получении кредита, а также предоставление субъектом Российской Федерации гарантий банкам по возврату кредита. И в тех субъектах, где есть свободные земельные ресурсы, возможность обеспечения земельными участками, но уже без инфраструктуры, для целей садоводства и огородничества можно было бы сохранить, действительно, как дополнительную опцию, дополнительную форму поддержки.

В случае Вашего согласия, Владимир Владимирович, и соответствующих поручений у нас все предложения по изменению нормативно-правовой базы имеются, и мы готовы, соответственно, их внести и в Правительство Российской Федерации, и в Государственную Думу.

Доклад закончен. Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо.

По поводу разницы в оценке доходов субъектов Минфином и самими субъектами. Сколько по Вашему региону планировалось доходов в субъектах и сколько реально они получили по факту в 2012 году? Вы знаете такие цифры?

М.БАБИЧ: В 2012 году я сейчас уже цифры не назову.

В.ПУТИН: Короче, Вы не знаете.

М.БАБИЧ: Она близка к прогнозной, проблемы нет в этой части.

В.ПУТИН: А Минфин что по этому вопросу мыслит? Как прогнозировались доходы и каковы они были по факту?

А.СИЛУАНОВ: Действительно, регионы, когда планируют свои доходы, придерживаются консервативного все-таки прогноза, это нормально, это правильно. Мы тоже стараемся в своей бюджетной политике придерживаться именно такого подхода. Могу сказать, что по опыту, за предыдущие годы, собственно, те планируемые доходы, которые изначально планировались, как правило, перевыполнялись. У меня есть несколько цифр. Предположим, за 2010 год доходы по сравнению с первоначальным планом, только собственные налоговые и неналоговые доходы, были перевыполнены на 700 миллиардов рублей. В 2011 году – где-то 600 миллиардов рублей, в 2012 году – на 250 миллиардов рублей. Поэтому сейчас регионы планируют на 2013 год прирост своих доходов на 230 миллиардов рублей. Мы по консервативному прогнозу оцениваем где-то около 600 миллиардов рублей, поэтому посмотрим, как будет складываться ситуация, но считаем, что те доходы, которые запланированы субъектами, это все прирост чуть больше 3 процентов по сравнению к уровню текущего года, такой прирост себе закладывают в целом на круг все регионы Российской Федерации.

В.ПУТИН: И по факту реально доходы растут большими темпами, чем регионы планируют?

А.СИЛУАНОВ: Да, чем по плану. Надеемся, что в этом году будет то же самое.

В.ПУТИН: Ладно, спасибо.

Теперь по поводу того, что в некоторых крупных муниципалитетах уже нет земельных участков, которые могли бы быть использованы для многодетных семей, для передачи их многодетным семьям. Вы знаете, что я вам скажу, участки для так называемого (хотя не очень люблю эти слова) «элитного» или «квазиэлитного» строительства всегда находятся, а для того, чтобы дать многодетным семьям, – их нет. Вы как полпред возьмите и проанализируйте эту ситуацию, где реально чего нет, а где есть, но отдают под другие цели. И если даже такие участки даются семьям, у которых нет реальных средств для строительства жилья, то у них появляется какая-то материальная ценность, если в хорошем месте, конечно, дают участок, а не где-то на выселках, и люди, могут использовать этот ресурс для повышения благосостояния своей семьи и своих детей. Но в противном случае благосостояние свое повышают те люди, которые распределяют эти участки. Вы понимаете, о чем я говорю. Повнимательнее посмотрите на это.

Теперь по поводу льготной ипотеки и предоставления жилья. Ну, конечно, это было бы хорошо. Даже не было бы, это точно хорошо. Вопрос только в источниках финансирования. Если Вы говорите, что в субъектах растет закредитованность и так далее, Вы тогда проработайте с субъектами и, разумеется, с Правительством. Надо продумать источники такие. Не просто декларацию очередную выпустить, что мы будем делать то, делать это. Это не решение вопроса. Нужно прорабатывать тогда и понять, кто и в каком объеме должен будет за это заплатить. Но то, что это наиболее эффективный путь решения проблем многодетных семей по обеспечению жильем, конечно, очевидно, кто же спорит. Надо только посмотреть на то, как это сделать.

М.БАБИЧ: Владимир Владимирович, по источникам имеется в виду, что это вместо тех денег, которые могут быть направлены на строительство инфраструктуры. То есть так или иначе эти средства закладываются в бюджеты регионов, есть выбор у региона: либо заложить на инфраструктуру, либо выделить на обеспечение жилищных условий.

В.ПУТИН: Пожалуйста.

М.БАБИЧ: То есть без дополнительных источников. Закладываются сейчас эти деньги.

В.ПУТИН: Ради бога, пожалуйста, можно так сделать, Вы правы, наверное, да. Если действительно эти деньги есть в бюджете на инфраструктуру, ее перераспределить в другое направление. Просто сколько стоит инфраструктура? Сколько они закладывают денег? Хватит ли этих денег для того, чтобы обеспечить льготную ипотеку? Надо посчитать. Разумеется, наверное, это более короткий путь к решению проблем, безусловно.

М.БАБИЧ: На сегодняшний день по округу закладывается 104 миллиарда.

В.ПУТИН: Отлично. Посчитайте, ладно?

М.БАБИЧ: Есть.

В.ПУТИН: Хорошо. Спасибо.

Пожалуйста, Беглов Александр Дмитриевич.

А.БЕГЛОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В Центральном федеральном округе созданы и действуют на постоянной основе окружная рабочая группа и подгруппы во всех субъектах Федерации, которые обеспечивают исполнение поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Рабочие группы ведут мониторинг и принимают необходимые меры для достижения целевых показателей, установленных указами.

Рабочими группами проведен ряд мероприятий по мобилизации в первую очередь доходов и оптимизации расходов бюджетов региона для реализации указов.

На сегодняшний день из 35 поручений Президента, исполнителями и соисполнителями которого являются субъекты Федерации, 19 выполнено, по десяти поручениям, которые имеют длительные сроки исполнения, своевременно представляются промежуточные отчеты.

Хотел бы доложить, Владимир Владимирович, во всех регионах Центрального федерального округа установлены ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении третьего и последующих детей не ниже прожиточного минимума в субъекте.

Среднемесячная заработная плата учителей во всех регионах округа с IV квартала 2012 года превышает заработную плату в целом по экономике субъекта.

В 2013 году очередей в детские сады не будет в восьми регионах, а в 2014-2015 годах во всех остальных десяти регионах. А уже в этом году в четырех субъектах Центрального федерального округа очередь в детских садах полностью отсутствует. Вместе с тем хотел бы обратить внимание на некоторые проблемы, которые затрудняют исполнение поручений Президента. Часть из них озвучил мой коллега, я просто дополню то, что считаю нужным сказать, что не было сказано в докладе.

Затруднения с исполнением указов имеют и организационно-методические корни. Совместно с коллегами из федеральных округов мы провели детальный анализ методического сопровождения поручений главы государства. Выявлено более 20 федеральных нормативных документов, отсутствие которых создает препятствия для полного и своевременного выполнения поручений. Я не буду их озвучивать, все эти предложения переданы в Комиссию, но хотел бы остановиться на следующем.

К чему приводит отсутствие методического сопровождения? На 2013 год субъектами были приняты бюджеты без ряда утвержденных федеральных методик, на основании расчетов, которые регионы были вынуждены сделать самостоятельно. Например, Тульская область предусмотрела на повышение заработной платы дополнительные расходы в сумме 1,1 миллиарда рублей, а затем после утверждения бюджета появилась методика, которая предполагает увеличение затрат по этой статье еще на полмиллиарда. Но внести изменения в бюджет невозможно, поскольку это не позволяется Бюджетным кодексом. Изменения в течение финансового года, если нет доходной части, уже никогда не внесешь.