​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

Если говорить о методологическом отсутствии, то это не позволило отработать бюджеты 2013 года должным образом. Владимир Владимирович, подходит срок формирования бюджетов на 2014 год. Чтобы они стали сбалансированными и нацеленными на исполнение поручений Президента, методические сопровождения исполнения указов необходимо завершить в самое ближайшее время.

Есть примеры и того, как эффективно могут выполняться поручения Президента, если методика своевременно принята. Фонд содействия жилищного строительства в рамках исполнения поручений передал на сегодняшний день девяти субъектам Центрального федерального округа земельные участки, о чем Вы и говорили, Владимир Владимирович, для бесплатного предоставления многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам работников бюджетных учреждений. Это уже выполнено. В регионах уже началась подготовка к проведению выборов всех уровней. От четкого исполнения указов, которые нацелены на решение наиболее важных проблем, напрямую зависит качество жизни, а значит, и социальное самочувствие настроений граждан. В свою очередь, любые задержки исполнения указов будут провоцировать спекуляции, которые могут вызвать общественный резонанс. Мы уже столкнулись в одном из регионов с выяснением отношений между губернатором и мэром города по поводу заработной платы.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект. Эффективность деятельности руководителей региона оценивается сегодня с помощью определенного перечня критериев. В Послании Президента Федеральному Собранию четко сказано, что цели, поставленные майскими указами, являются планами на ближайшую и среднесрочную перспективу. Целевых показателей, поддающихся расчету, в указах, которые Вы подписали, насчитывается 39. Однако в утвержденном на сегодняшний день перечне критериев оценки деятельности глав регионов из этих 39 целевых показателей используются только девять. Руководители регионов оцениваются сегодня в двух разных системах координат. Одна – перечь критериев оценки руководителей, и другая – целевые показатели выполнения указов. Предлагаем увязать целевые показатели выполнения указов с критериями оценки эффективности региональных руководителей.

Владимир Владимирович, губернаторы просили меня передать Вам огромное спасибо за то, что Вы создали эту Комиссию, потому что в рамках этой Комиссии, в рамках рабочих групп, которые проводит Комиссия, есть возможность регионам обсудить все необходимые проблемы, касающиеся и финансирования, и нормативно-правовых документов, и всех других. Это рабочий инструмент, который на сегодняшний день работает, действует и уже помог регионам выполнить те поручения, практически все, которые Вы поставили в своих указах.

Спасибо за внимание. Мы вместе с коллегами подготовили предложения, направили, просили бы их рассмотреть и учесть в протоколе.

В.ПУТИН: Спасибо, Александр Дмитриевич.

Я как раз хотел предложить, чтобы Вы сформулировали свои предложения, особенно в части методик, о которых Вы сказали.

Если Антон Германович хочет отреагировать прямо сейчас, что-то сказать по этим методикам, какие проблемы есть с нормативным обеспечением…

А.СИЛУАНОВ: В соответствии с решениями, которые были приняты в Правительстве, сейчас готовятся «дорожные карты» по каждому из министерств и ведомств, которые предусматривают показатели качества услуг соответствующих бюджетных отраслей. И субъекты Российской Федерации во исполнение этих «дорожных карт» должны принимать свои «дорожные карты» по повышению эффективности работы бюджетного сектора.

Владимир Владимирович, я могу сказать, что мы практически со всеми субъектами Российской Федерации в декабре прошлого года и в начале текущего года заключили соглашения о предоставлении финансовой помощи. У нас 100 миллиардов рублей на этот год предусмотрено, 60 миллиардов уже распределено в бюджете, 40 осталось на распределение в текущем году. Так вот 60 миллиардов рублей мы предоставляем после подписания таких соглашений, а 40 миллиардов – будем уже смотреть, насколько субъекты выполнили свои обязательства в рамках «дорожных карт», в рамках политики соответствующих отраслевых министерств и ведомств и достигли результатов, предусмотренных на этот год. Поэтому у субъектов есть прямая заинтересованность, в том числе и материальная, выполнять все те обязательства, которые они принимают в рамках своих планов.

В.ПУТИН: И конечно, им нужно расширять перечень критериев, о которых сказал полпред сейчас, дающих основания говорить о качестве работы региональных команд. И это правильно.

Пожалуйста, Игорь Николаевич Слюняев – Министерство регионального развития.

И.СЛЮНЯЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Указ от 7 мая № 600 стал действенным инструментом для формирования и реализации государственной жилищной политики в Российской Федерации. В 2012 году Правительством Российской Федерации проведена значительная работа во исполнение указа. И хотел бы остановиться на некоторых основных моментах.

30 ноября утверждена государственная программа по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Эта программа будет реализована в течение 2013-2020 годов. Ее основными приоритетами являются снижение к 2018 году стоимости квадратного метра жилья на 20 процентов по отношению к дате мониторинга, доведение объема арендного жилья до 10 процентов к общему объему строительства, выполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, дальнейшее развитие ипотеки.

В результате реализации всех мероприятий госпрограммы мы должны выйти на результат к 2020 году – 60 процентов семей, проживающих на территории Российской Федерации, получат возможность улучшить свои жилищные условия за счет собственных или заемных средств.

По итогам 2012 года зафиксирован очень высокий показатель жилищного строительства. Мы ведем мониторинг с 1990 года, и по оперативным данным (пока еще статистические не подошли), в 2012 году введено в эксплуатацию 65 миллионов квадратных метров жилья. Это на 4,6 процента больше, чем в 2011 году и в два раза больше, чем в 2001 году.

В текущем году ипотека отметит свой 15-летний юбилей. Вы отметили в своем вступительном слове, что нам удается выйти на показатель в 1 триллион средств, направленных на ипотеку. При этом и количественные показатели тоже неплохие. Если в 2011 году было выдано 524 тысячи ипотечных кредитов, то 2012 год мы закончили показателем в 650 тысяч. Указом №600 поставлена задача к 2018 году выйти на предоставление 815 тысяч ипотечных кредитов в год, и задача абсолютно реальная.

Вместе с тем по-прежнему высокой остаются ставки ипотечного кредитования. Сейчас, по данным мониторинга, она составляет 12,2 процента. Целевой показатель, поставленный Указом №600 – это превышение уровня инфляции на 2,2 процентных пункта, пока нам достичь не удается. Такая задача стоит до 2018 года.

Развивать ипотеку мы предполагаем по двум основным направлениям.

Во-первых, за счет увеличения объема рынка кредитования и за счет количества выдаваемых кредитов, а также за счет снижения рисков по отношению ко всем участникам ипотечного кредитования. В случае увеличения на рынке дешевых и «длинных» денег развивать ипотеку в масштабах Российской Федерации нам будет проще.

Во исполнение Вашего поручения, Владимир Владимирович, реализуются мероприятия по формированию специальных условий ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, в частности, для молодых семей, для ученых, для военнослужащих, работников бюджетной сферы, а также для получателей материнского капитала, как регионального, так и федерального материнского капитала. В 2012 году на выплаты было направлено для молодых семей 4,9 миллиарда рублей, или выдана 21 тысяча жилищных сертификатов. Молодые ученые получили финансирование в объеме 2,8 миллиарда рублей, или 1800 человек улучшили свои жилищные условия. Для проживающих в сельской местности мы профинансировали программы на общую сумму 4,5 миллиарда рублей и более 10 тысяч сельских семей обеспечили жильем в течение 2012 года.

В период до 2016 года на поддержку указанных категорий граждан в составе программ государственных, федеральных целевых предусмотрено финансирование в объеме 787 миллиардов рублей. С 2007 года реализуется программа по ипотечному кредитованию военнослужащих. Это хорошая программа, и сегодня в этой программе участвует уже 240 тысяч военнослужащих, из них 44 тысячи улучшили свои жилищные условия или, иначе говоря, приобрели квартиры. Мы считаем, что опыт реализации ипотечно-накопительной системы для военнослужащих можно было бы тиражировать и для работников бюджетной сферы, однако вопрос касается дополнительных доходов в казне для того, чтобы можно было найти источники финансирования такой накопительной ипотеки. Если говорить о цифрах, то расчеты такие: на одного получателя ипотечного кредита в рамках накопительной системы необходимо направить порядка 9 миллионов рублей за 20 лет. В итоге на выходе – многотриллионые цифры.

В соответствии с Вашим поручением в 2012 году мы начали реализацию проекта по поддержке молодых учителей, причем для молодых учителей предусмотрена пониженная ставка по ипотечным кредитам – 8,5 процентов. За счет федерального бюджета и региональных бюджетов компенсируется 20 процентов первоначального взноса. И при этом в течение 2012 и 2013 года 10 тысяч преподавателей общеобразовательных школ улучшат свои жилищные условия.

В ряде регионов можно отметить положительный опыт развития социальной ипотеки. Например, Белгородская область, Ростовская область, Республика Татарстан, где ипотечные кредиты до миллиона рублей предоставляются на срок от 17 до 28 лет, условия весьма и весьма щадящие – порядка 5 процентов годовых, а разницу компенсирует региональный бюджет.

В целях повышения доступности жилья и снижения стоимости строительства ведется работа по вовлечению в оборот земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации. Этому помогают как раз те институты развития, которые были созданы по Вашему поручению, в том числе РЖС [Фонд содействия развитию жилищного строительства].

Реализуются пилотные проекты по предоставлению земельных участков на принципах понижения цены за квадратный метр, что принято называть «голландским аукционом». В декабре 2012 года были проведены первые такие аукционы, направленные на понижение введенного в эксплуатацию жилья в Пермском крае и в Ростовской области. Примерное снижение цены на 20 процентов по отношению к рынку.