​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

Мы предполагаем в случае успешной реализации этот механизм распространить и на другие субъекты Федерации, а также на земли, которые сегодня находятся в собственности у субъектов Федерации и органах местного самоуправления.

Реализация указанных мероприятий будет эффективной только в том случае, если субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления возьмут на себя обязанность по обеспечению таких земельных участков инженерной и коммунальной инфраструктурой. Для решения этой задачи принят целый ряд нормативных актов. В частности, Вами подписан Федеральный закон №290 от 30 декабря, который обязывает глав субъектов Федерации и органы местного самоуправления, прежде чем предоставлять земельные участки многодетным семьям, решить вопрос обеспечения таких участков коммунальной инженерной инфраструктурой.

Специальные категории граждан: военнослужащие, работники государственных муниципальных учреждений, ученые, молодые семьи, многодетные семьи, работники организаций. Мы предполагаем, что реализация всех этих мер, связанных с инженерным обустройством земельных участков, с бесплатным предоставлением земельных участков, будет способствовать снижению цены квадратного метра примерно на 20 процентов по отношению к рынку.

С этого года в рамках госпрограммы стартует новый пилотный проект «Пять по пять», который позволит дополнительно в течение пяти лет вводить по 5 миллионов квадратных метров жилья ежегодно. И опять же мы говорим о снижении стоимости квадратного метра. За счет чего она достигается? Во-первых, за счет льготных условий предоставления земельных участков. Во-вторых, за счет доступа к кредитным ресурсам. Сегодня основные институты развития: ВТБ, Внешэкономбанк, Сбербанк, Газпромбанк сформировали пул для кредитования этой программы в объеме 650 миллардов рублей, а также за счет применения типовой проектно-сметной документации, за счет сокращения сроков прохождения административных процедур, также за счет предоставления застройщику гарантий, в частности от АИЖК [Агентство по ипотечному жилищному кредитованию], на выкуп нереализованного жилья. В качестве пилотных проектов мы предполагаем начать работу в четырех субъектах Федерации. Это Приморский край, Иркутская область, Новосибирская и Рязанская области.

Повысить доступность жилья планируем также за счет снижения себестоимости строительства. Для этого предполагаем реализовать следующие мероприятия. Важно приблизить к строительной площадке основные строительные материалы: цемент, щебень и песок, потому что доля транспортных расходов в себестоимости строительства сегодня превышает 18 процентов. Решение этой проблемы позволяет сократить издержки на транспорт до 10 процентов. Использование проектов повторного применения. Если мы будем тиражировать такие проекты, наиболее удачные, это еще экономия порядка 4 процентов.

Если говорить о новых материалах, технологиях в жилищном строительстве – приведу такой пример. Только монолитно-каркасная технология домостроения (это в большей степени касается индивидуального жилого строительства) позволяет увеличить производительность труда на 30 процентов при формировании каркасов зданий. Высококачественный цемент, вроде бы такая вещь неважная, однако технологические сроки за счет применения только высококачественного цемента можно сократить практически на четверть.

Меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по дальнейшему росту реальных доходов населения, снижение инфляции, равно как и меры по развитию ипотеки, позволят гражданам Российской Федерации улучшать жилищные условия не реже одного раза в 15 лет.

29 августа 2012 года распоряжением Правительства утвержден комплекс мер по формированию рынка арендного жилья и некоммерческого жилья для граждан с невысокими доходами. В развитых странах на долю собственников жилья приходится не более 50 процентов, 50 процентов – это, как правило, арендное жилье, при этом государство субсидирует до 70 процентов арендной платы. У нас ситуация другая. Очень высокие показатели того жилья, которое находится в частной собственности. Более 86 процентов в Российской Федерации – это частное жилье. И, как правило, ветхое, а иногда аварийное.

В целях формирования рынка арендного жилья в настоящее время разрабатывается пакет законопроектов, которые определят основные меры поддержки на государственном уровне. Это опять же и бесплатная земля, и наружные инженерные коммунальные сети, налоговые преференции, стимулирующие строительство арендных домов. Предполагаем, что эти и другие инициативы будут оперативно рассмотрены и, конечно же, поддержаны Государственной Думой Федерального Собрания.

В текущем году предполагаем запустить новый проект совместно с АИЖК. Это арендное жилье, когда юридические лица смогут брать ипотечные кредиты на строительство и приобретение многоквартирных домов для сдачи в коммерческий наем. Возврат такого кредита осуществляется за счет операционных доходов или за счет поступающих арендных платежей.

Реализация всех перечисленных мероприятий должна обеспечить увеличение доли арендного жилья с 7 процентов в 2015 году до 10 процентов в 2020 году. Это те показатели, которые перед нами ставит указ № 600.

Во исполнение указа № 600 реализуется комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Вы правильно отметили, Владимир Владимирович, что порядка миллиона многодетных семей мы насчитываем в России, и изначально эта мера предполагалась как мера по улучшению демографической ситуации. Сегодня хорошая демографическая ситуация или положительные тренды для всех нас очевидный факт.

Одной из форм господдержки является бесплатное предоставление земельных участков. Хочу обратить внимание на цифры. 253 тысячи многодетных семей заявились на получение таких бесплатных земельных участков. В 2012 году мы обеспечили земельными участками 52 тысячи многодетных семей из общего числа обратившихся это 21 процент. Если сравнить цифры с 2011 годом, то объем предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям увеличился с 2011 по 2012 годы в семь раз. Федеральный закон № 290 позволяет решить проблему обеспечения этих участков инженерной инфраструктурой.

В числе лидеров по предоставлению земельных участков для многодетных семей Республика Татарстан, 15 063 таких участка предоставлено. Неплохо обстоят дела в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской области, Республике Саха-Якутия, Красноярском крае и в Кировской области. Одновременно многодетные семьи Федеральным законом №290 получили право вступать в жилищные строительные кооперативы и строить жилье на участках, которые предоставлены бесплатно.

Отдельное направление нашей работы в рамках реализации указа № 600 – это борьба с ликвидацией ветхого аварийного жилого фонда. Благодаря программам Фонда реформирования ЖКХ нам в период с 2008 по 2012 годы удалось отремонтировать 135 тысяч многоквартирных домов – это более 400 миллионов квадратных метров жилья, в которых проживает 18 миллионов человек. Мы переселили 350 тысяч человек из 20 тысяч аварийных домов. Напомню, что до создания Фонда реформирования ЖКХ объемы капитальных ремонтов не превышали 5-6 миллионов квадратных метров в год. Фонд доказал свою эффективность, и большое спасибо за то, что Вы поддержали предложения и продлили его существование до 2015 года.

С 1 января 2013 года вступил в действие закон о капитальных ремонтах. Это новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов, где задействованы всевозможные источники финансирования: и средства муниципальных бюджетов, средства граждан, средства субъектов Федерации. В этой системе существует также и контроль со стороны собственников жилья. Реализация всех мероприятий должна обеспечить переселение из аварийного жилого фонда 714 тысяч граждан в период до 2015 года и 302 тысяч граждан – в период с 2016 по 2020 год. В течение пяти-семи лет мы предполагаем выйти на нормативные сроки и нормативные объемы капитального ремонта жилого фонда, а при существующей динамике, если мы найдем источники для финансирования наружных коммунальных сетей, инженерных сетей и продолжим программу капитальных ремонтов, – к 2035 году можем вообще ликвидировать накопленный недоремонт в жилом фонде Российской Федерации. Наша стратегическая задача, как Вы отметили, Владимир Владимирович, не только решить жилищные проблемы, но и обеспечить высокие стандарты и качество жизни в России. Я надеюсь, что при Вашей поддержке нам удастся выполнить все поставленные задачи, и эти задачи будут выполнены.

В.ПУТИН: Спасибо.

По поводу того, что у нас демографическая ситуация хорошая. Тенденции хорошие, а демографическая ситуация в целом остается сложной, непростой, поэтому, конечно, мы должны отмечать позитивные тенденции, но расхолаживать друг друга не нужно.

И по поводу того, что закон № 290 дает возможность предоставлять участки с инженерной инфраструктурой. Он, конечно, такую возможность дает.

И.СЛЮНЯЕВ: Обязывает.

В.ПУТИН: Обязывает, но далеко не везде это делается.

И.СЛЮНЯЕВ: Это правда.

В.ПУТИН: Вот на что надо обращать внимание.

Пожалуйста.

И.ШУВАЛОВ: О практическом взаимодействии различных ветвей власти.

Владимир Владимирович, не умаляю всего того, что сказал Министр Игорь Николаевич Слюняев, у нас действительно за последние годы удалось многое сделать для развития жилищного рынка и для развития вообще этого сектора.

Но я хочу вспомнить 2006 год, когда начинался приоритетный национальный проект «Доступное жилье – гражданам России». Тогда эта проблема была поднята на президентский уровень и взята в качестве одного из четырех направлений, по которым работали все ветви власти вместе единой командой для того, чтобы добиваться целей.

Мы к 2008 году добились уже существенных результатов, потом пережили кризис и во время кризисного спада задача стояла перед Правительством, перед региональными правительствами – как поддержать строительные организации и тех, кто оказался в тяжелой ситуации, взяв ипотечный кредит. В целом считаю, что мы с этой задачей действительно справились.

Но сегодня, исходя из Ваших программных заявлений, указов Президента и Послания Федеральному Собранию, мы понимаем, что задачи стоят перед Правительством, перед региональными правительствами значительно серьезнее – мы должны за несколько лет добиться качественного изменения ситуации. И этот показатель, к 2020 году сделать коэффициент доступности жилья около 60 процентов, когда семья либо за те средства, которыми обладает, либо за счет заемного капитала сможет улучшать свои жилищные условия, – эта задача очень амбициозная.

Я прошу Вас рассмотреть вопрос об образовании при Президенте Российской Федерации структуры, которая смогла бы объединять все усилия всех административных ресурсов: Федерального Собрания, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, региональных правительств. Конечно, возглавлять эту работу и координировать будет Правительство Российской Федерации, но без президентского уровня такую задачу не понять. Поэтому, Владимир Владимирович, если рассмотреть успешный опыт работы, начиная с 2006 года, в качестве приоритетного национального проекта, имея в виду, что дальше нам придется сделать еще более серьезные шаги, прошу Вас рассмотреть такую возможность.