​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

В.ПУТИН: Согласен. Давайте так и сделаем. Вот Вы и займетесь практической организацией работы этой структуры. Договорились? Это без шуток, я серьезно говорю. Давайте, если нужно, подготовим соответствующий нормативный акт и сделаем это.

Пожалуйста.

Д.РОГОЗИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы сейчас говорим о том, что у нас нет дополнительных резервов по жилью в крупных городах, где такая, «густая», инфраструктура. Но это и так, и не так. Совершенно правильно, действительно, для бизнес-жилья, скажем, всегда находятся участки земли. Но есть большие ресурсы, которые есть у нас уже сейчас.

У нас в реестре оборонных предприятий более 1300 предприятий. Многие из них переразмерены по земле своей, находятся в центре. У нас некоторые предприятия, Владимир Владимирович, – там рейсовые автобусы ходят. И в Москве, скажем, есть предприятия, которые занимают 125 гектаров в центре города. Скажем, в Оренбурге одно наше космическое предприятие, по-моему, 250 гектаров. Тоже в центре города. Нам столько не нужно. Мы сейчас в рамках ФЦП «ОПК» модернизируем эти предприятия, вводим робототехнику, новые станки. И реально у нас будет высвобождаться эта большая, хорошая, красивая площадь. И после экологической экспертизы ее вполне можно использовать под жилищное строительство.

У нас уже есть опыт работы и с фондом, который возглавляет [Александр] Браверман, Фондом содействия жилищному строительству. У нас есть уже примеры. В прошлом году мы, например, для корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в городе Королеве уже заложили на землях, которые освободила эта корпорация, новый дом, многоквартирный дом. В принципе, оборонщики исходят из того, что такого рода жилье может быть и для самих оборонщиков, но в рамках социальной программы, и для других категорий населения, поэтому это хороший серьезный ресурс, который можно было бы использовать.

В.ПУТИН: Правильно, согласен. Обратите на это внимание при практической реализации наших сегодняшних договоренностей.

Пожалуйста, Мединский Владимир Ростиславович.

В.МЕДИНСКИЙ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент в стране насчитывается 565 тысяч работников учреждений культуры, которые финансируются из бюджета. Из них федеральные учреждения – 65 тысяч, остальные, более 500, – это региональные муниципальные учреждения. Хотя федеральные учреждения у нас крупнейшие и наиболее престижные, я бы хотел обратить внимание на их численность. У нас, например, 24 федеральных театра из 600 по стране, 60 музеев из 2,5 тысяч, и 9 федеральных библиотек из 46 тысяч библиотек по стране. Выполняя задачу по повышению зарплаты работников учреждений культуры, мы исходили из того, что первый год должен быть ударным. Ситуация была настолько запущенная, что надо было запускать этот механизм опережающими темпами.

Что было сделано на первом этапе? Были подготовлены необходимые нормативно-правовые акты, мы уделили особое внимание соотношению зарплаты, и было выпущено соответствующее постановление Правительства между руководителей учреждений и основным персоналом, и уделили внимание возможностям реструктуризации сети в наших подведомственных федеральных учреждениях. Кроме этого, по ходу дела принимались дополнительные меры, которые также косвенно влияют на зарплату.

Пара примеров. Мы внесли изменения в постановление об охранной деятельности, которые позволили музеям и другим учреждениям культуры самостоятельно принимать решение, должна их охранять вооруженная милиция или они могут как-то решать это по-другому, через кнопку, ЧОП, службу вахтеров, а высвободившиеся деньги направлять на повышение оплаты труда. Или же мы пересмотрели систему персональных именных стипендий и так называемых малых президентских грантов для физических лиц, деятелей культуры. И уже с этого года размер стипендий увеличится исходя из наших скромных финансовых бюджетов министерства в 2 раза. В течение двух лет число этих стипендий вырастет также в 4 раза. А гранты для физических лиц, что, по сути, та же оплата, проектная оплата труда для деятелей культуры, также увеличится от 600 тысяч рублей на один грант, на один маленький проект, до миллиона рублей.

Особое внимание мы уделяем тому, чтобы рост зарплаты не был механическим ростом оплаты труда начальства, чтобы деньги дошли в первую очередь до работников культуры, научных, музейных хранителей, библиотекарей, работников архивов.

Те цифры, которые вы назвали в начале выступления, абсолютно соответствуют действительности. И я бы хотел только добавить, что по ряду учреждений, федеральных учреждений культуры уже в конце этого года мы не только достигли средней зарплаты по экономике субъекта соответствующего, но и превысили ее. Я обращаю внимание, что не только «Мариинка» или Большой театр, но и региональные учреждения культуры, такие как музей «Куликово поле», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Кижи, Александровская слобода, Библиотека иностранной литературы в Москве или Театр Вахтангова,. Мы хотим, чтобы федеральные учреждения были своего рода образцом, локомотивами, чтобы как в старые времена переход на работу из районной библиотеки в городскую, из городской в государственную, библиотеку Салтыкова-Щедрина или Ленинскую был своего рода карьерным ростом для научного работника, чтобы это было престижно. Потому что до сих пор ситуация была обратная: в городской библиотеке они получали значительно большую зарплату и лучше были социально защищены, лучше себя чувствовали.

Помимо этого в ведении Министерства культуры находится 45 творческих вузов, 10 средних специальных учебных заведений и даже пять научно-исследовательских институтов. По итогам работы, проведенной в конце прошлого года, повышения педагогической нагрузки, оптимизации, перевод на аутсорсинг ряда функций – по всем вузам заработная плата профессорско-преподавательского состава достигла средней, а по 37 из 45 превысила среднюю в соответствующих регионах. В этом году мы начинаем реорганизацию и закончим в течение этого года реорганизацию наших научно-исследовательских институтов, к которым тоже есть вопросы и по содержанию их работы, и по той мизерной зарплате, которая там выплачивается научным работникам.

Главное, мы хотим, чтобы это повышение происходило поэтапно, в зависимости от уровня сложившейся заработной оплаты в типе учреждения и, конечно, в зависимости от качества оказываемых услуг. В целом работа этого года будет разделена на два этапа.

Минимальная контрольная цифра, установленная Постановлением Правительства, – 56 процентов от средней оплаты по региону. В течение первой половины этого года, я даже полагаю первого квартала, по всем федеральным учреждениям эта цифра будет достигнута либо превышена, а в течение 2013 года все субъекты Российской Федерации должны в соответствии с утвержденной постановлением «дорожной картой» выйти минимум на 56 процентов от средней зарплаты по региону. Эта работа сейчас ведется точечно с каждым субъектом, и принимаются также дополнительные нормативные документы.

Я не буду перечислять все эти методические рекомендации, формы расчетов, формы контрактов, индикативные значения, которые направляются нами в регионы. Тут совершенно справедливо надо сказать, что тема региональных зарплат – тема запущенная. И сейчас без остановки проводя совещания с руководством регионов, мы видим, насколько мало этому исторически уделялось внимания, какой здесь скрыт колоссальный резерв роста и в каком тяжелом состоянии находились люди.

Я приведу несколько положительных примеров, которые сейчас вырисовываются. Например, Тамбовская область, Ямало-Ненецкий округ, Сахалинская область, Калининградская, Волгоградская области. Есть уверенность, что в этих регионах отношение заработной платы работников культуры к средней заработной плате по региону уже в этом году превысит 65 процентов, даже дойдет местами до 80 процентов. Большой потенциал у Томска, у Белгорода, у Амурской области.

Что же касается федеральных учреждений – здесь мы планируем следующее. Даже с учетом проведенного в конце этого года роста мы надеемся, что с учетом дополнительно выделенных Вами средств на повышение оплаты труда работников федеральных учреждений и с учетом разумного хозяйствования мы повысим зарплаты федеральных учреждений в этом году по отношению как минимум к октябрю прошлого года еще на 25-30 процентов.

По регионам. Сейчас 12300 – это средняя зарплата сотрудников региональных учреждений культуры. Обманывать эта цифра нас не должна, хотя она в два раза меньше оплаты в соответствующих федеральных учреждениях, но даже она многим регионам кажется очень высокой, потому что на муниципальном уровне, в селе получают гораздо меньше. Здесь, конечно, вопрос, насколько они загружены, но зарплаты там ниже, и у нас вызывает серьезную озабоченность уровень финансовой обеспеченности регионов. Убежденность в том, что они все смогут самостоятельно решить поставленные задачи, пока не складывается.

Мы помимо методологии, уже перешли даже и к определенному ручному управлению в этом отношении. Мы говорим регионам, что при рассмотрении всех уровней федеральной поддержки по линии нашего Министерства, начиная с поддержки региональных мероприятий, кинофестивалей, фестивалей искусств, реставрации, поддержки вузов, находящихся в регионе, мы в первую очередь будем смотреть, насколько выполняется регионом Указ Президента. Без этого за дополнительной помощью не обращайтесь. И все же мы думаем, что без совместной работы руководства регионов с Минфином регионам будет тяжело.

Хотел бы отдельно подчеркнуть, что повышение заработной платы в отрасли не должно быть механическим. Мы считаем целью нашей работы качественные изменения в сфере культуры в соответствии с теми целевыми показателями, которые заложены в госпрограмму развития культуры, принятую в декабре прошлого года и утвержденную Правительством. Отследить соотношение количественного роста и улучшение качественной работы, конечно, нелегко, очень многое зависит от уровня управления в каждом конкретном учреждении, но капля камень долбит, и мы будем этим каждодневно заниматься.

Мы бы также просили, чтобы в показатели эффективности работы губернаторов были включены дополнительные предложения Министерства культуры по эффективности работы в области культурной политики в регионе. Сейчас этих показателей недостаточно. Соответствующие предложения мы внесем.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН: Владимир Ростиславович, по поводу охраны музейных учреждений без вооруженных сотрудников правоохранительных органов. Наверное, где-то и возможно, но ведущие музеи страны должны быть надежно охраняемы и защищен, и, безусловно, без вооруженной охраны здесь не обойтись. Я с трудом себе представляю охрану Третьяковки или Эрмитажа без вооруженной охраны.

В.МЕДИНСКИЙ: Совершенно справедливо.

В.ПУТИН: Давайте только пугать никого не будем здесь.

В.МЕДИНСКИЙ: Это за исключением особо ценных объектов, а Третьяковка, Эрмитаж и Пушкинский – все входят в категорию особо ценных. В основном это касается региональных, маленьких музеев, где зачастую оплата вооруженного поста милиции сопоставима с фондом оплаты труда тех трех музейных хранительниц, которые там находятся и работают.