​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономичеcкого развития

24.01.2013

В.ПУТИН: Теперь по поводу, что капля камень долбит. Долбить, наверное, можно, но этого недостаточно. Нужно, чтобы она его точила. В этой связи качество работы соответствующих учреждений, конечно, абсолютно востребовано. Согласен, это должно соответствовать и уровню оплаты труда.

Да, пожалуйста, прошу Вас, есть ли какие замечания?

В.ИШАЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Я бы хотел вернуться к началу нашего разговора и к Указу 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В этом указе говорится о том, что к 2020 году необходимо создать и модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Но на сегодняшний день, несмотря на то что многое сделано (Эльвира Сахипзадовна докладывала, действительно многое сделано), я думаю, что нельзя упускать и этот аспект одного из ваших указов, который я привожу. Потому что государственная программа cодействия занятости населению, которая утверждена Правительством, содержит меры, направленные в основном на поддержку безработных граждан и на привлечение иностранных работников. А вот меры, которые необходимы для создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, к сожалению, нигде пока не отражены, нет плана или «дорожной карты», которая бы к этому вела.

Но есть и сопутствующие проблемы, которые там надо решать, потому что создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест влечет за собой изменение структуры спроса на рабочую силу в сторону квалифицированных специалистов, которые, соответственно, должны быть подготовлены, должны быть расширенные мероприятия, направленные на эту подготовку и переподготовку кадров.

Отраслевые программы и стратегии, которые сегодня принимаются, к сожалению, так же это не учитывают. В частности, в ряде стратегий (если взять авиационную промышленность) наоборот к 2025 году втрое планируется сократить работающих в этих отраслях, а ведь это одна из высокотехнологичных отраслей. Поэтому необходимо, с моей точки зрения, еще на это обратить внимание в дальнейшем, когда мы будем прорабатывать и другие меры по развитию и по выполнению тех указов, которые Вы подписали в мае.

В.ПУТИН: Согласен. Во всяком случае, при сокращении персонала в таких высокотехнологичных отраслях, как авиация, авиастроение, мы должны исходить из того, что эти люди будут заняты в соответствии со своей компетенцией на других производствах. Очевидно, полностью с Вами согласен. Компетенция людей, которые достигли высокого уровня в профессиональной подготовке, конечно, не должна быть утрачена.

Пожалуйста, какие еще есть замечания? Прошу Вас.

В.МАТВИЕНКО: Я бы просила Вас поддержать включение очень важного социально значимого указа, который Вы подписали в декабре, о защите детей-сирот, в пакет указов, которые будут мониториться нынешней комиссией, потому что серьезные меры будет разрабатывать сейчас Правительство, Администрация. Мне кажется, за этим указом, его финансовым обеспечением надо тоже вести регулярный мониторинг. Есть выработанные хорошие механизмы в этой комиссии, рабочих группах. Просила бы Вас поддержать.

Второе, по терминологии. В указе Вашем по зарплатам бюджетникам четко, ясно прописано о доведении уровня зарплаты бюджетников до среднего уровня зарплаты по регионам. Даже сегодня на совещании кто-то говорит до средней по регионам, кто-то говорит, до средней по экономике. Это разные уровни зарплат, и не надо путаться самим и путать людей, иначе мы даем завышенные ожидания. Надо строго руководствоваться тем, как это прописано в указе.

Следующее – по земельным участкам для многодетных семей. Действительно, мера очень важная и социально чувствительная, и все многодетные семьи, которые хотели бы получить такие участки, должны их получить. Но мне кажется, что мы в социальной поддержке отдельных категорий начинаем отходить от принципа адресности социальной помощи. Это очень плохо. Скажем, в сельской местности нет необходимости в земельных участках. Может быть, там семья нуждается в тракторе для фермерского хозяйства или в автобусе для обеспечения мобильности семьи, поэтому, мне кажется, не надо такие жесткие конструкции в законодательстве прописывать: только так всем и в обязательном порядке, – а давать людям право выбора.

И последнее. У нас во многих концепциях, государственных программах, стратегиях по одним и тем же вопросам предусматриваются разные целевые показатели, и это путает. Надо, мне кажется, провести ревизию, упорядочить это и унифицировать целевые показатели, чтобы они были едины по тем вопросам и проблемам, которые отражены в разных документах, иначе просто можно запутаться.

В.ПУТИН: Что касается земельных участков, мы уже к этому несколько раз возвращались. Конечно, и здесь полпред говорил об этом, право выбора такое нужно предоставить людям, но нужно тогда, чтобы это право было. Если участки не давать, и ничего еще взамен не давать, тогда это же не право выбора, это просто невнимание к людям, и все. А если есть в некоторых регионах представление о том, что эффективнее было поддержать как-то по-другому многодетную семью, ну пожалуйста, только чтобы эта поддержка была понятной, ясной, эффективной и легко администрируемой.

Пожалуйста, Сергей Кужугетович.

С.ШОЙГУ: Владимир Владимирович, у меня простой и короткий вопрос. Ваш Указ 597 касается напрямую Министерства обороны. Это повышение денежного содержания работникам культуры, образования, здравоохранения и науки. Мы в прошлом году отработали со всеми министерствами и ведомствами, включая Министерство финансов. Насколько я знаю, все министерства получили дополнительные ассигнования на повышение денежного содержания. Но почему-то до Министерства обороны эти средства не дошли. Поэтому у меня большая просьба, так сказать. Причем по всем категориям. Это касается и врачей, и преподавателей, и работников науки, и работников культуры. У нас, Вы знаете, достаточно большой коллектив таких работников.

В.ПУТИН: Гражданский персонал?

С.ИВАНОВ: Гражданский персонал.

С.ШОЙГУ: Да. Ни по 2012 году, ни на 2013 год не предусмотрено.

В.ПУТИН: Хорошо. Справедливое замечание, нужно обратить на это внимание, согласен.

Александр Николаевич, прошу Вас.

А.ШОХИН: Спасибо, Владимир Владимирович.

Я хотел поддержать тех коллег, которые говорили о необходимости уточнения методологических некоторых подходов и единообразии в понимании целевых показателей.

В частности, Михаил Викторович [Бабич] упомянул 25 миллионов рабочих мест. Но у нас разные методологические подходы, как измерять это. Росстат измеряет одним способом, Агентство стратегических инициатив другим способом измеряет высококачественные и квалифицированные рабочие места. И все бы ничего, если бы мы точно знали, сколько у нас сейчас этих высококвалифицированных качественных рабочих мест.

По многим другим параметрам у нас отсутствуют базовые позиции – по производительности труда. Есть, скажем, целевой показатель достижения обеспеченности лекарственными средствами отечественного производства до 90 процентов, но непонятно, сколько сейчас у нас процентов. Я бы считал, что это один из важнейших принципов – определиться и по текущим показателям (с тем, чтобы можно было понять и мониторить достижения целевых показателей), и чтобы было единообразие в методологии, чтобы мы одинаково считали.

И, кроме того, по ряду позиций, безусловно, важна не просто внутренняя, внутрироссийская динамика, но и постоянное сравнение с нашими конкурентами (это тоже очень важный для нас элемент мониторинга), причем конкурентами не только в глобальном плане, но и имею в виду конкуренцию юрисдикций в рамках Единого экономического пространства.

Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо большое.

Об этом тоже уже говорили. Александр Николаевич правильно обратил внимание на эту проблему. Нужна единая методика отнесения рабочих мест к определенной категории. Здесь, конечно, Минтруд и Росстат должны поактивнее поработать и предложить эти решения как можно быстрее.

Пожалуйста, еще кто-то? Прошу вас.

А.ВОРОБЬЁВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

Можно коротко? Здесь затронули тему по детям-сиротам. Хотел бы сказать, что в Москве и Московской области 24 тысячи детей-сирот, из них только 1900 находятся в детских домах, в домах-интернатах. Что касается системы приемной семьи, когда один из родителей получает 13 тысяч, деньги, конечно, не самое главное, но по сути, нам это позволяет закрывать каждый год порядка четырех детских домов. То есть, сейчас их 44, и по четыре в год детских дома мы будем закрывать.

Однако проблема с детьми-инвалидами, а они тоже сейчас не выделены и получают также 13 тысяч. У нас предложение, и такую практику мы у себя хотим реализовать: сделать, соответственно, в два раза больше выплаты приемным родителям, которые принимают детей-инвалидов, и тогда объем выплат составит до трёх лет – 30 тысяч рублей, а, соответственно, после трёх лет – порядка 25. Потому что это сейчас, пожалуй, самая чувствительная тема у нас в России, в Московской области, в частности.

В.ПУТИН: Спасибо, предложение хорошее. Обращаю ваше внимание на то, что это ваши полномочия. Сделайте это. Если есть какие-то предложения, связанные с совершенствованием известного указа, о котором здесь Валентина Ивановна упомянула, давайте тоже подумаем, вносите предложения.

О.ГОЛОДЕЦ: Владимир Владимирович, там в указе есть такая тема, и мы при подготовке отнеслись дифференцированно к разным группам, потому что действительно в отношении усыновителей тема очень по-разному звучит. И отношение к тем, кто усыновляет детей-инвалидов или детей старшего возраста, у которых шанс на усыновление самый маленький, к ним другое отношение с точки зрения единовременной выплаты. Это сейчас обсуждается и в ближайшее время будет уже внесено.

В.ПУТИН: Давайте доведем этот вопрос. В принципе губернатор обратил внимание на такой очень чувствительный вопрос, это правда.

Пожалуйста.

В.ТОЛСТОЙ: Владимир Владимирович, хотелось обратить внимание на то, что учреждения культуры, в том числе федерального подчинения, есть в разных субъектах Федерации. И соотношение средней заработной платы более-менее равное. Единственное, Москва, очевидно, выбивается по понятным причинам, средняя заработная плата по экономике в Москве сейчас уже превышает 50 тысяч. А, скажем, в Брянской области – это 15 тысяч. В культуре эта разница достигает пятикратного размера по заработным платам в областях, находящихся рядом друг с другом. Люди выполняют одну и ту же функцию. Скажем, если сравнивать Москву и Санкт-Петербург: чем музейщик Эрмитажа хуже музейщика Третьяковской галереи?

В.ПУТИН: Вы предлагаете всех выровнять по Москве или Москву выровнять по Калуге?

В.ТОЛСТОЙ: Вы знаете, здесь нужно просто какое-то общее взвешенное решение. Взять какой-то коэффициент, который был бы не выше 1,2 или 1,4, потому что иначе получается просто сильное несоответствие. И это серьезная проблема на самом деле. Мы получим отток людей из регионов в столицу.

В.ПУТИН: Владимир Ильич, действительно проблема такая есть, и нужно подумать, с какого бока к ней подойти для того, чтобы решить ее справедливо. Но несмотря на то, что люди выполняют одну и ту же работу, они живут в разных регионах, где уровень расходов и уровень жизни разный. Если мы будем в Москве платить людям по тем регионам, где уровень жизни или, точнее, стоимость жизни гораздо ниже, то тогда как они будут жить в Москве, где все очень дорого?

В.ТОЛСТОЙ: Все-таки не в пять раз.