​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О реализации права медицинских работников на досрочное пенсионное страхование

О реализации права медицинских работников на досрочное пенсионное страхование

01.04.2014

 

 

11.03.2014г. № 55/01-19

 

Председателю Профсоюза

М.М. Кузьменко

 

                                                                                               Уважаемый Михаил Михайлович!

  Удмуртская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ рассмотрев  ответ Министерства здравоохранения РФ  от 31.01.14г. №16-3/1015137, выражает глубокую обеспокоенность по вопросу сохранения гарантий и компенсаций медицинским работникам, работающим в условиях воздействия неустранимых факторов.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.13 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Федеральным законом от 28.12.13г. № 421-ФЗ внесены изменения  в ч.3 ст. 27  Федерального закона  от 17.12.01г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части установления условий назначения трудовой пенсии по старости на рабочих местах по работам, указанным подпунктом 1-18 пункта 1 указанной статьи.

В эту категорию попадают  медицинские работники, предусмотренные в Списках №1 и №2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г №10.

Практика проведения аттестации рабочих мест показала, что фактическое наличие биологического фактора и наличие разрешительных документов (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами 1-4 группы патогенности и возбудителями паразитарных болезней в туберкулезных и инфекционных учреждениях  гарантирует работникам сохранение гарантий и компенсаций, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2. Однако, персонал ожоговых и гнойных отделений, младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов не имеет прямого подтверждения (права) на выполнение работы с патогенными биологическими агентами, но работают с потенциально инфицированным материалом. Кроме этого, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу отделений и кабинетов химиотерапии, рентгеновских и флюорографических кабинетов, учреждений психиатрического (психоневрологического) профиля доказать вредные условия труда по основному производственному фактору (химический,  ионизирующее излучение, напряженность труда) невозможно, особенно по новой методике проведения специальной оценки условий труда (Проект Приказа Минтруда и социальной защиты от 24.01.14г. №33н).

В настоящее время  практически невозможно провести оценку содержания в воздухе рабочей зоны концентраций дезинфицирующих средств, нейролептиков, анестетиков, антибиотиков и сложных лекарственных препаратов нового поколения. Имеющийся перечень методик определения антибиотиков в воздухе рабочей зоны весьма ограничен - это пенициллин, ампициллин, тетрациклин, определением которых занимаются весьма ограниченный круг лабораторий. Предусмотренная возможность привлечения других лабораторий для проведения оценки не может быть реализована в медицинских организациях из-за специфичности определяемых веществ. Напряженность труда медицинских работников вообще «выпадает»  из оценки условий их труда.

Отсутствие нормативной базы, методического обеспечения, ограниченность области аккредитации организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также других скрытые моменты могут привести к принятию решения о непроведении измерений основных производственных факторов в ходе их идентификации. Угроза  снижения уровня гарантий и компенсаций очевидна, что может негативно отразиться на материальном и социальном положении медицинских работников.

В связи с тем, что условия установления гарантий и компенсаций определены  законодательством, считаем необходимым:

 - принять меры по закреплению гарантий и компенсаций (дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день, повышенный размер оплаты труда, досрочные трудовые пенсии по старости за работу во вредных условиях труда) соответствующими Постановлениями Правительства РФ для работников, занятых на определенных видах работ в условиях воздействия специфичных, неустранимых факторов по результатам СОУТ вне зависимости от фактической оценки условий труда;

- разработать и утвердить методические рекомендации по проведению специальной оценки условий труда в организациях здравоохранения, особенностям идентификации и определения специфических вредных производственных факторов.

 

 

Председатель   УРО ПРЗ РФ    О.П. Попова

 

 

 

Предложения по реализации закона о страховых пенсиях

25.02.2014

В связи с принятием нового пенсионного законодательства в рамках Стратегии долгосрочного пенсионного реформирования до 2030 года, которое вступит в действие с 1 января 2015 года, Ассоциация Профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направила обращения в Госдуму Федерального Собрания РФ и Правление ПФР, поскольку нерешенных вопросов остается немало,  в частности,  в нем не определены организационные и финансовые механизмы для реализации права медицинских работников на досрочное пенсионное страхование и некоторые другие вопросы.

Текст обращения:

Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (далее – Ассоциация) выражает свою обеспокоенность фактическим ограничением прав работников бюджетной сферы – членов профсоюзов на выбор варианта своего пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ досрочные трудовые пенсии в бюджетной сфере гарантированы, и предоставляются за работу во вредных и/или опасных условиях труда (для работников здравоохранения); за физическую, психо-эмоциональную нагрузку.

Также сохранен пенсионный ценз, при этом новая формула расчета размера пенсии установила, что стаж работы будет исчисляться в баллах и будут устанавливаться коэффициенты. По новым правилам обращение за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста позволит увеличить страховую часть пенсии, а фиксированная выплата будет увеличена на соответствующие коэффициенты.

Размер пенсии будет устанавливаться не ниже 40% от утраченного заработка (Конвенция МОТ № 102), но условием реализации данной нормы является выработка 30-летнего стажа работы.

Для работников здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в городе, это означает, что врач, выработав по завершении обучения в ВУЗе 30 лет, достигает 55-летнего возраста,  общеустановленного в стране для женщин (основную долю работников в здравоохранении составляют женщины).

Таким образом, досрочная трудовая пенсия как один из видов льготной пенсии в здравоохранении не реализуема, а для получения более высокого размера пенсии ему предстоит отработать еще 5-10 лет, соответственно увеличив фиксированную и страховую выплаты.

В этой связи считаем целесообразным установить в отношении работников здравоохранения иные стимулы более позднего выхода на пенсию, применяя повышенные баллы и коэффициенты.

Специфика деятельности в здравоохранении обуславливает наличие вредных опасных и тяжелых факторов, которые не учитываются при аттестации рабочих мест и не могут быть устранены организационно-техническими мероприятиями: психо-эмоциональное напряжение, обусловленное постоянным контактом с больными людьми, высокой ответственностью за результаты своей деятельности, риском заражения, подверженностью насилия со стороны больных; оказание экстренных медицинских манипуляций для спасения жизни пациентов.

При этом статьей 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении Списков профессий, должностей, учреждений №1 и № 2 не делается исключения для работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, и на эти учреждения возлагается дополнительная финансовая нагрузка по уплате страховых взносов по повышенным тарифам наравне с учреждениями сектора реальной экономики.

Для реализации установленной нормы требуется законодательно закрепить соответствующее увеличение финансового обеспечения оказания медицинских услуг из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. обязательного медицинского страхования, что требует разработки серьезных организационных и финансовых механизмов для реализации этого направления пенсионного законодательства.  

Определенные трудности в реализации требований пенсионного законодательства вызывает ситуация, связанная с введением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 № 410-ФЗ, которым установлен новый порядок подачи заявления застрахованным лицом о переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд (далее–фонд). Ранее Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ предусматривал установление личности и проверку подлинности подписи застрахованного лица на вышеуказанном заявлении органом (организацией), с которым Пенсионным фондом РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей (п.4 статьи 36.7).

В связи с принятием Федерального закона № 410-ФЗ эта норма фактически сохранена только при переходе застрахованного лица из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России.

В результате граждане России, в т. ч. работники бюджетной сферы, для реализации своего права на переход из ПФР в НПФ должны лично явиться в территориальный орган ПФР, тогда как ранее за них это делал тот фонд, в который они предполагали перейти. Территориальные отделения ПФР, как правило, расположены в областных и районных центрах. Граждане, проживающие за пределами этих мест, в том числе на значительном отдалении, будут вынуждены затратить немалое время, денежные средства на оплату проезда для реализации своего намерения.

Мы расцениваем такое изменение законодательства как искусственное создание препятствий гражданам в осуществлении их намерения иметь накопительную пенсию и передавать ее в управление тому фонду, которому гражданин отдает предпочтение. Иначе как можно объяснить, по сути, сохранение прежней нормы при переходе застрахованного лица из одного негосударственного пенсионного фонда в другой фонд, в том числе и в ПФР.

Возникает ситуация, при которой, с одной стороны, мы слышим заверения органов власти о сохранении права гражданам иметь накопительную пенсию, а с другой стороны, осуществляются действия, которые заметно затрудняют гражданам реализацию этого права.

При этом необходимо отметить, что выбор страховщика по обязательному пенсионному страхованию в 2014-2015 г.г. напрямую связан с выбором варианта пенсионного обеспечения.

Ассоциация выступала и выступает в поддержку позиции Президента Российской Федерации предоставить гражданам право выбора: иметь накопительную пенсию или направить все средства на страховую пенсию.

Работники бюджетной сферы не могут компенсировать отсутствие накопительной пенсии корпоративной или личной негосударственной пенсией по вполне понятным причинам и поэтому возможность формирования накопительной пенсии мы расцениваем как положительный фактор в вопросах совершенствования пенсионного обеспечения работников образования.

В связи с вышеизложенным, просим Вас оказать содействие по внесению изменений в действующее законодательство, в т.ч. внести в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ следующее изменение:

Пункт 4 статьи 36.7 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

"5) органом (организацией), с которым Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Прием заявлений застрахованных лиц и передача их в электронной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Типовая форма указанного соглашения утверждается Банком России".

Мы надеемся, что Вы поддержите нас в восстановлении законодательно установленных условий для реализации законных прав работников бюджетной сферы на формирование своей пенсии.

С уважением,
Президент Совета Ассоциации,
Председатель профсоюза
работников здравоохранения РФ
М.М.Кузьменко