​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

19 февраля в Ижевске состоялся семинар на тему «Роль профсоюзов в реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

19 февраля в Ижевске состоялся организованный Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики семинар на тему «Роль профсоюзов в реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

19.02.2014

Роль профсоюзов в реализации Федерального закона

от 28.12.13г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

 

Этой теме был посвящен семинар, организованный 19 февраля Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики  для профактива бюджетных отраслей. В работе семинара приняли участие более 100 председателей и уполномоченных по охране труда из 65 первичных организаций профсоюза учреждений здравоохранения Удмуртской Республики.

Актуальность выбранной темы обусловлена введением в действие с 1 января 2014 года Федерального закона от 28.12.13г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».  Федеральным законом определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.

В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы.

1.Работники и работодатель в системе управления охраной труда.

При рассмотрении вопроса проведен анализ внесенных Федеральным законом от 28.12.13г. №421-ФЗ соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Так в статью 209 ТК РФ введены определения  системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками.

Система управления охраной труда (СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий в системе управления охраной труда, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Статья 212 ТК РФ  в новой редакции  закрепляет обязанности работодателя по созданию и функционированию системы управления охраной труда в организации.

Типовое положение о  СУОТ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Дополнительная информация:

Министерство труда УР на своем сайте разместило отчет о проведении научно-исследовательской работы «Разработка модели системы управления охраной труда в организациях Удмуртской Республики», которым можно воспользоваться в качестве методического материала при разработке модели СУОТ в организации.

2. Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест. Алгоритм проведения специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 года работодатель вместо аттестации рабочих мест  должен проводить специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13г. №426–ФЗ имеет ряд отличительных особенностей от  аттестации рабочих мест.

·      СОУТ проводится не на всех рабочих местах, например, не проводится в отношении надомников, дистанционных работников и др. (ст.3).

·      Введена процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, которую проводит эксперт организации, проводящей  СОУТ. При идентификации потенциально вредных производственных факторов на рабочих местах должны учитываться  предложения работников (ст.10).

Идентификация потенциально вредных производственных факторов не осуществляется в отношении:

- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда;

- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации  АРМ или СОУТ были установлены вредные условия труда.

·      Появилась возможность оформления  декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, но только в отношении рабочих мест, на которых вредные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. Декларация действует в течение 5 лет при условии отсутствия несчастных случаев и профзаболеваний и может быть продлена на следующие пять лет (ст.11).

·      Допускается использование данных производственного контроля, полученных не позднее, чем за 6 месяцев до проведения  СОУТ (ст.12).

·      Сократился перечень вредных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию при проведении специальной оценки условий труда (ст.13).

·      Комиссия на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, и с учетом утвержденной методики может понизить  класс (подкласс) условий труда на 1 степень в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты. А по согласованию с Роспотребнадзором допускается снижение класса (подкласса) более чем на 1 степень (ст.14).

·      Работодатель организует не позднее чем в течение тридцати календарных дней с момента утверждения отчета о СОУТ:

-  ознакомление работников с результатами проведения  СОУТ;

- размещение на своем официальном сайте сводных данных о результатах проведения СОУТ (ст.15).

·      У работников появляется обязанность ознакомиться с результатами СОУТ на его рабочем месте (ст.5).

·      Результаты СОУТ могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд  РФ с учетом класса условий труда на рабочем месте (ст.7 ФЗ от 28.12.13г. №426-ФЗ).

·      Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных организаций профсоюза является обязательным основанием для проведения внеплановой СОУТ (ст.17).

·       СОУТ должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения условий труда (ст.17).

 

Необходимо отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года.

 

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда:

1.      Подготовка к проведению СОУТ (создание комиссии, утверждение графика проведения СОУТ, утверждение комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ);

2.      Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов экспертом организации по проведению СОУТ;

3.      Проведение исследований и измерений вредных производственных факторов;

4.      Документальное оформление результатов СОУТ, ознакомление работников, предоставление отчетных материалов.

Дополнительная информация:

Подробная информация по реализации каждого этапа проведения СОУТ размешена в газете «Солидарность». Начало публикаций в №4 за 2014 год.

3.      О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона от 28 .12.13г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда.

В связи с вступлением в действие Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Федеральным законом от 28.12.13г. №421-ФЗ внесены изменения в 13 Федеральных законов,  среди них: Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральных закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в   Федеральный закон от 2.06.1992г. №3181-1,  Федеральный закон от 30.03.1995г. №38-ФЗ,   Федеральный закон от 18.06.2001г. №77-ФЗ,  Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ и др.

 Изменения в Трудовом кодексе РФ затрагивают:

• условия трудового договора;

• последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на то лицом;
• гарантии и компенсации работникам «вредникам»;
• продолжительность рабочего времени и рабочей смены для «вредников»;
• введение суммированного учета рабочего времени для «вредников»;
• ужесточение административной ответственности за нарушения трудового законодательства и др.

При этом, для работников, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиях труда 3 и 4 степени или опасным условиям труда, гарантии и компенсации устанавливаются  в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами. Таким образом, заключение коллективных договоров в  организациях становится обязательным условием и оно должно проходить при активном участии первичных организаций профсоюза.

4. Защита прав работников в современных условиях и деятельность профсоюзов.

Изменения законодательства, регулирующие вопросы охраны труда, затронут всех работодателей, экономическая заинтересованность и административная ответственность которых будут повышены. Реформирование законодательства непосредственно отразится на работниках. От результатов специальной оценке условий труда будут зависеть все гарантии и компенсации  работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, в том числе и начисление досрочной пенсии «вредникам» по Списку №1 и Списку №2.

Принятые изменения не только создают условия для повышения роли профсоюзных организаций, но и потребуют усилить контроль за проведением специальной оценки условий труда и предоставлением гарантий по результатам ее проведения.

Федеральный закон от 28.12.13г. №426-ФЗ расширяет возможности профсоюза, предусматривает обязательное участие его представителей:

- в работе комиссии по проведению  СОУТ (ст. 9);

- в процедуре утверждения комиссией результатов идентификации потенциально вредных производственных факторов (ст.10);

 - в признании комиссией допустимых условий труда в случае, если вредные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы (ст.10).

Принятие Федерального закона от 28.12.13г. №426-ФЗ значительно повышает статус профсоюзов.  

1. По инициативе выборного органа первичной организации профсоюза можно:

- обжаловать результаты СОУТ в суде (ст.26);

-  проводить внеплановую  СОУТ (ст.17);

- инициировать проведение экспертизу качества проведенной СОУТ (ст.24).

2. По требованию представителя выборного органа первичной профсоюзной организации организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять обоснования результатов СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения  СОУТ на их рабочих местах (ст.6).

3.Инспекции труда профессиональных союзов вправе осуществлять  профсоюзный контроль за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.13г. №426-ФЗ в порядке, установленном ТК РФ  и Федеральным законом  от 12.01.1996 г. №10-ФЗ (ст.25).

Реализация статьи 15 Федерального закона от 28.12.13г. №421-ФЗ должна проходить под профсоюзным контролем. При этом особое внимание следует уделить:

- недопущению снижения уровня компенсационных мер в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, до установления на рабочих местах классов условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.13г. №426-ФЗ;

- включению в «льготный» стаж, периодов занятости на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми по работам, указанным в п.п.1 - 18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- контролю за начислением и уплатой  работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N212-ФЗ в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- исполнению работодателем обязанности по организации и финансированию проведенной  СОУТ (ст. 212 ТК РФ, ст. 8 ФЗ от 28.12.13г. №426-ФЗ»).

 

 

 

Технический инспектор труда

ЦК Профсоюза работников

здравоохранения по УР

С.Л. Ярославцева