​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

19 мая 2017 года Профсоюз и Минздрав России заключили Отраслевое соглашение

21.06.2017

19 мая 2017 года профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации подписано Отраслевое соглашение в отношении федеральных государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2017-2019 годы.

Соглашение зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 05.06.2017 №2181-Т3. Стороны Соглашения обеспечивают доведение текста Соглашения до работодателей и выборного органа первичных профсоюзных организаций в течение одного месяца со дня его регистрации.

Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение трех лет.

Соглашение является основой для заключения коллективных договоров и не ограничивает права сторон в расширении социальных гарантий и льгот для работников.

Обращаем внимание на следующие условия Соглашения:

  

В разделе «Обязательства сторон соглашения»

Стороны Соглашения обязались разработать типовое отраслевое положение о системе управления охраной труда в подведомственных организациях; организовывать и проводить семинары по охране труда с работодателями и специалистами (руководителями) служб охраны труда подведомственных организаций.

Стороны Соглашения при необходимости готовят обоснованные предложения в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам внесения изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников; выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для:

  • повышения уровня оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
  • обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
  • внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее специальную оценку условий труда, направленных на объективную и качественную оценку условий труда на рабочих местах медицинских работников в медицинских организациях;
  • разработки правил (типовых инструкций) по охране труда для медицинских работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.

 

В разделе «Оплата труда»

Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:

При введении «эффективного контракта» заключать в порядке, установленном ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, дополнительные соглашения с работниками в целях конкретизации их должностных обязанностей, условий оплаты труда, установления показателей, критериев оценки деятельности для назначения выплат стимулирующего характера.

Работодатели обеспечивают:

  • дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно - управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения – не более 40% (процентов);
  • установление действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников от объема и качества оказываемой медицинской помощи в рамках перевода работников на «эффективный контракт»;
  • установление при изменении условий оплаты труда заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не менее заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации;
  • установление размеров окладов (должностных окладов) работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству, на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (на основе квалификационных уровней соответствующих профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы, исходя из увеличения их доли в структуре заработной платы работниковдо 55%-60%(процентов), направления на выплаты стимулирующего характера порядка 30% (процентов), в том числе за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10-15% (процентов)– на компенсационные выплаты в зависимости от условий труда;
  • установление фиксированного размера оклада (должностного оклада) работнику за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности, квалификации за установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре с работником;
  • оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
  • конкретные размеры повышения оплаты труда не менее 4% (процентов) окладов (должностных окладов) устанавливать дифференцированно  в зависимости от степени вредности по результатам специальной оценки условий труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ;
  • установленные размеры повышения оплаты труда не уменьшать без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труд.

На работодателей возложены обязанности соблюдения ТК РФ и иных нормативных правовых актов, гарантирующих своевременность выплаты заработной платы работникам; обеспечение зависимости заработной платы работников от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

 

В разделе «Трудовые отношения. Режимы труда и отдыха»

Медицинским работникам подведомственных организаций в соответствии со статьей 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 39 часов в неделю.

Продолжительность рабочей недели, установленная медицинским работникам подведомственных организаций в соответствии со статьей 350 ТК РФ, не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Продолжительность рабочего времени медицинских работников подведомственных организаций устанавливается в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Для работников (за исключением медицинских и педагогических работников подведомственных организаций), условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается рабочая неделя, следующей продолжительности:

  • при установлении класса 3.3 – 36 часов в неделю;
  • при установлении класса 3.4 – 35 часов в неделю;
  • при установлении класса 4.0 – 34 часа в неделю.

Для работников из числа женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 1ноября 1990г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» устанавливается 36-часовая рабочая неделя, за исключением случаев, когда меньшая продолжительность рабочего времени предусмотрена статьями 262, 263 ТК РФ.

Для работников из числа женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договорами устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3, 4 степени вредности или опасными условиями труда предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:

  • при установлении класса 3.2 – не менее 7 календарных дней;
  • при установлении класса 3.3 – не менее 8 календарных дней;
  • при установлении класса 3.4 – не менее 9 календарных дней;
  • при установлении класса 4.0 – не менее 10 календарных дней.

С письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, рассчитываемой в соответствии со статьей 139 ТК РФ.

В этом случае устанавливается также отдельная денежная компенсация, размер которой не может быть менее 50%(процентов) дневной части оклада (должностного оклада) за каждый день отпуска, замененного денежной компенсацией.

Конкретные размеры отдельно устанавливаемой денежной компенсации устанавливаются коллективным договором.

При установлении дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда отдельным категориям медицинских работников следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, работающих в условиях ненормированного рабочего дня, устанавливается коллективным договором или локальными нормативными актами подведомственных организаций и не может быть менее трех календарных дней.

Работодатели, с учетом своих производственных и финансовых возможностей, могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников на условиях, определяемых коллективными договорами или локальными нормативными актами подведомственных организаций.

Работникам из числа инвалидов ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Педагогическим работникам подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Работодатели, осуществляющие руководство научными организациями, вправе устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск работникам, имеющим ученую степень, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень»:

  • докторам наук – 48 рабочих дней;
  • кандидатам наук – 36 рабочих дней.

 

В разделе «Содействие занятости, повышение квалификации работников»

Стороны Соглашения договорились:

  • анализировать состояние рынка труда в сфере здравоохранения, потребность подведомственных организаций в медицинских кадрах, осуществлять мероприятия по обеспечению их медицинскими кадрами в соответствии с имеющейся потребностью;
  • контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации подведомственной организации.

Критериями массового высвобождения работников считаются сокращение численности или штата работников в количестве:

  • 25 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 300 и более человек в течение 90 календарных дней.

Работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определяют численность высвобождаемых работников.

Стороны Соглашения рекомендуют работодателям включать в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения следующие льготы и компенсации для работников:
- оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- компенсацию при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством;
- выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и менее года до наступления пенсионного возраста и др.

Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, предоставляется время для поиска работы. Порядок и условия предоставления такого времени определяются соглашением с работодателем или в коллективном договоре.

Работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, предоставляется преимущественное право трудоустройства в соответствии с квалификацией работника в данную подведомственную организацию в случае создания новых рабочих мест или возникновения вакансий.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников проводятся за счет средств работодателя.

 

В разделе «Условия и охрана труда»

Стороны Соглашения договорились о том, что Министерство ежегодно организует и проводит семинары–совещания с работодателями, специалистами (руководителями) служб охраны труда подведомственных организаций; совместно с Профсоюзом проводит актуализацию отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны труда.

Работодатели обязаны:

  • для проведения СОУТ формировать комиссию для проведения специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • беспрепятственно допускать профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза для проведения независимой экспертизы условий труда, участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения проверок состояния условий и охраны труда в соответствии со статьей 370 ТК РФ;
  • не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  • информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечения безопасности работников;
  • после разработки и утверждения типового отраслевого положения о системе управления охраной труда, разработать и утвердить систему управления охраной труда в подведомственной организации и обеспечить ее функционирование;
  • рассматривать представления профсоюзных инспекторов труда и (или) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза о выявленных нарушениях ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и информировать о принятых мерах.

Первичная профсоюзная организация обязана осуществлять контроль за соблюдением работодателями периодичности проведения инструктажей и обучения работников по вопросам охраны труда, приемам оказания первой помощи пострадавшим и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

 

В разделе «Меры социальной поддержки, гарантии и компенсации»

Стороны Соглашения договорились о том, что в соответствии с частью четвертой статьи 377 ТК РФ работодатели, при наличии финансовых возможностей, могут отчислять денежные средства первичной профсоюзной организации на социальные нужды (культурно-массовые, оздоровительные и спортивные мероприятия) до 0,2% (процента), полученные от оказания услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности подведомственной организации, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также от иной приносящей доход деятельности.

Условия и порядок расходования указанных средств определяются в коллективном договоре.

Работодатель согласовывает с выборным органом первичной профсоюзной организации формирование и распределение средств на социальные нужды (культурно-массовые, оздоровительные и спортивные мероприятия), в частности:

  • на оплату летнего и зимнего отдыха детей работников. Условия предоставления оплаты отдыха оговариваются в коллективном договоре;
  • на дотацию оплаты дошкольных образовательных организаций для детей работников;
  • на выплату семье умершего (погибшего) работника в случае смерти, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, единовременного пособия в размере, предусмотренном на эти цели коллективным договором;

 

В разделе «Гарантии социально-экономических и трудовых прав работников и учащейся молодежи»

Стороны Соглашения считают молодыми работниками граждан в течение трех лет после окончания образовательной организации.

Рекомендации работодателям:

  • при заключении коллективных договоров и соглашений включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников;
  • проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на руководящие должности;
  • закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы в организации;
  • наставникам молодых работников устанавливать доплату за работу с молодыми работниками на условиях, определяемых коллективным договором;
  • устанавливать для молодых работников при наличии финансовых средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором, ежемесячные надбавки в течение трех лет после окончания образовательной организации;
  • выплачивать при наличии финансовых средств устанавливаемых трудовым договором, коллективным договором;
  • молодому работнику, впервые поступившему на работу, единовременное пособие в размере не менее одного должностного оклада (ставки) на условиях, на условиях, устанавливаемых трудовым договором, коллективным договором.

Профсоюз направляет на реализацию молодежной политики 5% (процентов) в расходной части сметы бюджета профсоюзной организации.

 

В разделе «Обеспечение гарантий прав Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций

Работодатели:

  • предоставляют первичной профсоюзной организации в бесплатное пользование необходимые для ее деятельности отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативные правовые документы, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности первичной профсоюзной организации могут быть предусмотрены коллективным договором;
  • представляют бесплатную информацию, необходимую для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам;
  • освобождают от основной работы членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, для участия в качестве делегатов в работе созываемых выборными органами первичных профсоюзных организаций съездов, конференций, для участия в работе их выборных коллегиальных органов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы;
  • беспрепятственно пропускают на территорию организации представителей Профсоюза для реализации уставных целей и задач;
  • рассматривают в течение месяца все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и принимают соответствующие меры;
  • увольняют уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза для исполнения возложенных на них функций может предоставляться оплачиваемое свободное время в течение рабочей недели, но не менее 2-х часов в неделю с оплатой в размере исходя из среднего месячного заработка.

Файлы для скачивания

 Отраслевое соглашение Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2017–2019 годы