​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

2 апреля Региональный штаб народного фронта и общественная палата заслушала и.о. начальника департамента здравоохранения М.Д. Дуганова, директора ТФОМС И.Б. Симкину по вопросу «Состояние системы здравоохранения Вологодской области"

02.04.2014

Содокладчиком и инициатором рассмотрения данного вопроса стал член Регионального штаба ОНФ в Вологодской области А.Г. Пулин, главный врач БУЗ ВО «Вологодская областная больница №2».

В прениях выступили руководители всех общественных организаций системы здравоохранения Н.В. Соколов (ассоциация врачей области), главный врач БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3», Н.В. Никитина (ассоциация специалистов сестринского дела области) старшая медицинская сестра БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №1», Т.П. Быкова председатель областной организации Профсоюза работников здравоохранения. Были подняты злободневные вопросы в работе системы здравоохранения, в т.ч. о состоянии финансирования бюджетных учреждений, которых не коснулась модернизация здравоохранения в 2011-2013 г.г.

Эти учреждения имеют огромную социальную значимость, но не имеют достаточных средств для организации доступной и качественной помощи населению. Кроме проблем с охраной здоровья, бюджетные учреждения несут на себе тяжесть внутрисистемных проблем здравоохранения области. Кризисность их состояния отражается на ситуациях в коллективах. Руководители учреждений не имеют возможностей увеличить заработную плату за счет внутренних источников доходов, ни направить работников на обучение и повышение квалификации. Морально-психологический климат и напряженность – не способствуют полноценному труду.

Дефицит кадров превосходит к большей интенсивности в труде. Расширение масштабов диспансеризации – как одно из приоритетных направлений в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений значительно увеличивает нагрузку на работников, при этом оплата за этот труд задерживается на 1-1,5 месяца.

Программа «Кадры системы здравоохранения Вологодской области на 2013-2015 годы» действует и это, безусловно, положительный фактор. Однако качество влияния данной программы на действующую систему здравоохранения весьма мало, так как материальная поддержка распространяется только на студентов ВУЗов и врачей-интернов в размере 4 тысяч рублей. Постоянные призывы Профсоюза к власти по поддержке молодых специалистов, пришедших на работу в учреждения системы здравоохранения, в форме введения дополнительных стимулирующих выплат к заработной плате – остаются не услышанными.

5 апреля исполнился 1 год со дня подписания федерального закона №44 о закупках для нужд государственных и муниципальных учреждений. По отзывам всех административных служб учреждений реализация Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вызывает большие трудности и ухудшает своевременность и качественное обеспечение учреждений здравоохранения.

Предложения в изменение данного Федерального закона подготовлены департаментом здравоохранения, но отклика в Решении общественной палаты и регионального штаба ОНФ, они не нашли.

Рассматривался вопрос о предстоящем повышении заработной платы по всем показателям «Дорожной карты» в здравоохранении области и в том числе с использованием внебюджетных источников учреждений. Отрадно, что большинство участников заседания усомнилось в реальных возможностях такого повышения заработной платы.

Профсоюз предложил всем общественным организациям контроль и реализацию структурных преобразований в отрасли и государственного частного партнерства. Состоялся разговор о проблемах финансирования из ТФОМС. Конкретно, при индексации минимальных окладов с 01.07.2013 года, не были выделены дополнительные финансовые средства для перерасчета отпускных работникам. Кроме того, при повышении тарифов на медицинские услуги, практикуется перемещение финансовых средств учреждений с последнего квартала года на текущие расходы. По итогам работы принято решение:

 

РЕШЕНИЕ

совместного заседания регионального штаба ОНФ в Вологодской области и комиссии по науке, образованию, здравоохранению, культуре,

спорту и социальной защите населения области по вопросу «Состояние системы здравоохранения Вологодской области, проблемы, пути их решения, перспективы на 2014-2016 годы»

Члены ОНФ и Общественной палаты отмечают, что в системе здравоохранения области сложились позитивные тенденции. Завершена программа модернизации здравоохранения области на 2011-2013 годы. В результате укрепилась материально-техническая база учреждений здравоохранения, внедряются стандарты оказания медицинской помощи.

Принимаются организационные меры по обеспечению доступности и качества медицинской помощи. Все учреждения здравоохранения переведены из муниципальной в единую государственную систему здравоохранения. Реорганизация Череповецкой городской больницы № 1 в областную больницу № 2 позволяет обеспечить жителей западных районов области высоко квалифицированной медицинской помощью. Увеличивается финансирование дополнительного лекарственного обеспечения льготной категории граждан. В 2013 году началась диспансеризация взрослого населения.

В целях обеспечения открытости деятельности органов и учреждений здравоохранения, совершенствования работы с обращениями граждан созданы Общественный совет и Совет общественных организаций по защите пациентов при департаменте здравоохранения, организована работа телефона «горячей линии».

Разработана и реализуется целевая программа «Кадры системы здравоохранения Вологодской области на 2013-2015 годы».

В программе «Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы» определены основные направления деятельности отрасли, финансовые ресурсы, установлены показатели результативности.

Вместе с тем в деятельности органов и учреждений здравоохранения области немало нерешенных проблем. Нарекания жителей вызывает недостаточная доступность и качество медицинской помощи, факты невнимательного отношения медицинского персонала к пациентам, недоработка в организации плановой записи на приемы к врачам.

В значительной степени это связано с недостаточным финансированием отрасли, дефицитом квалифицированных медицинских кадров, а также низкой эффективностью управления и контроля в ряде медицинских учреждений.

Региональный штаб ОНФ в Вологодской области и комиссия по науке, образованию, здравоохранению, культуре, спорту и социальной защите населения рекомендуют:

Правительству области, департаменту здравоохранения области:

Рассмотреть положение в учреждениях здравоохранения, финансируемых из бюджета, которое резко ухудшилось с начала года в связи со значительным сокращением ассигнований на выполнение государственных заданий, что вызывает нарушение прав пациентов, не позволяет обеспечить необходимое качество лечения.

Рассмотреть ход реализации программы «Кадры системы здравоохранения Вологодской области на 2013-2016 годы» в разрезе каждого муниципального образования и учреждения здравоохранения, принять меры для активизации усилий органов местного самоуправления по привлечению и закреплению медицинских кадров на местах.

Конкретизировать целевые показатели в «дорожных картах» по заработной плате медицинских работников, взвешенно подходить к использованию внебюджетных источников для достижения данных показателей.

При разработке комплекса мероприятий повышения эффективности сети, после всестороннего анализа принимать взвешенные, тщательно подготовленные решения в обстановке полной информационной открытости.

Департаменту здравоохранения области:

  • Проводя широкомасштабную диспансеризацию обращать особое внимание не только на количественные показатели, но и усиление контроля качества диспансеризации.
  • Считать мероприятия по снижению младенческой смертности, а также снижение смертности от управляемых причин приоритетным направлением в части организации межведомственного взаимодействия в регионе.
  • Государственному учреждению Территориальный фонд ОМС

Вологодской области:

При формировании тарифов на медицинскую помощь учитывать реальные стоимостные показатели. Принять меры для перехода в 2014 году на финансирование стационарной помощи по принципу «клинико-статистической группы».

Направить протокольные записи предложений участников заседания по вопросам деятельности отдельных учреждений здравоохранения и районов в департамент здравоохранения для изучения и принятия решений.