​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Деловая игра как метод активного обучения

Деловая игра как метод активного обучения

12.02.2016

Цель профессионального образования - научить человека профессии. Профессия - это не только потенциальная возможность занятости, но и всесторонняя, творческая реализация личности. Этой основной цели профессионального образования в большей степени отвечают активные формы обуче­ния, когда студент из «обучаемого» превращается в «обучающегося», т.е. из объекта — в полноправный субъект образовательного процесса. Одной из активных форм обучения является метод деловой игры.

Очевидно, что будущая профессиональная деятельность студентов медицинского техникума не похожа на игру, а является серьезной работой, связанной с людьми, и порой отнюдь не безопасной. И ни в коей мере нельзя умалять важность воспитания у студентов профессиональной ответственности перед пациентами, их семьей и обществом в целом. Метод деловой игры не должен создавать иллюзию простоты или даже несерьезности профессиональных действий медсестры, но призван облегчить студентам усвоение знаний и профессиональных навыков, развить творческие и коммуникативные способности, навыки работы в команде и доверительное отношение к своим коллегам.

Кроме того, для преподавателя метод деловой игры служит мощным инструментом для раскрытия своего творческого потенциала в процессе обучения. В ходе игры преподаватель делится со студентами своим личным отношением к профессии, это эмоционально окрашивает занятие и тем самым мотивирует студентов к более глубокому осмыслению и усвоению материала.

Активные методы обучения — совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала. Активные методы обучения — это методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения, помимо основной учебной задачи, является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но и развивают практические навыки и умения.

Деловая игра — один из активных методов обучения, который используется для решения комплексных задач усвоения новых знаний и навыков, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений; она дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Деловая игра является сложно устроенным способом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, имитацию профессиональной деятельности, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:

  •  формирования у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
  •  развития теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
  •  приобретения проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решений;
  •  формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.

К числу недостатков деловой игры можно отнести:

  •  сложность соотнесения игрового пространства с реалиями жизни;
  •  отсутствие стандартного, четкого алгоритма проведения мероприятия;
  •  сложность при проведении объективной оценки результатов деловой игры.

Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру, также важно продумать ее эмоциональный и мотивационный фон.

Возникновению интереса обучающихся к деловой игре способствуют следующие факторы:

  •  удовольствие от контактов с партнерами по игре;
  •  имитация профессиональной деятельности и осознание своей значимости в решении поставленной задачи;
  •  удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;
  •  азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;
  •  чувство удовлетворения от успеха.

Технологически деловая игра состоит

из трех основных этапов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью.

Первым из таких этапов должна стать разработка сценария деловой игры, то есть условного отображения ситуации и игрового объекта.

Разработка сценария начинается с выбора темы деловой игры. Обязательным условием является, чтобы тема игры и соответствующий материал имели практическую значимость и перекликались с ранее изученными темами и материалами по данной дисциплине.

Далее формируются цели и задачи деловой игры. Игровыми целями могут быть как приобретение каких-либо профессиональных навыков, активное освоение новых знаний или закрепление полученных ранее, так и успешное выполнение принятой роли, реализация игровых действий, проявление творческих способностей обучающихся.

Содержание педагогических целей включает в себя развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря — развитие личности. В конечном итоге от цели зависят динамика игры и прогнозируемый результат. Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.

С учетом выбранной темы, поставленных целей и задач игры определяется ее структура, которая включает в себя план деловой игры и общее описание деловой игры, которые обязательно должны быть оформлены в виде документов.

На этапе разработки сценария деловой игры необходимо сформулировать критерии оценки результатов игрового процесса. Система оценки игровой деятельности строится на основе оценки качества и эффективности принятых решений, их аргументированности. Оценку игровой деятельности учебной группы в целом осуществляет преподаватель, являющийся руководителем деловой игры, в соответствии со следующими критериями:

  •  соответствие принятых в ходе игры решений задачам и условиям игровой деятельности;
  •  степень соответствия решений ситуационной задачи ключу (если деловая игра предусматривает решение ситуационных задач);
  •  соблюдение регламента по времени;
  •  уровень межличностных отношений;

— аргументированность принятых решений в процессе итоговой дискуссии.

Разработка сценария деловой игры заканчивается диагностикой объективных обстоятельств, которая рассматривает вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, то есть оцениваются ее внешние атрибуты.

Вторым этапом деловой игры является собственно игровой процесс. Перед началом деловой игры рекомендуется повторить соответствующий теоретический материал в форме фронтального опроса или выполнения заданий в тестовой форме. Затем преподаватель представляет цели и задачи деловой игры, обсуждает их с обучающимися, демонстрирует возможные практические результаты игры, тем самым формируя психологический контакт и эмоциональный настрой, необходимые в игровом процессе.

Преподаватель распределяет роли между всеми обучающимися согласно сценарию деловой игры, назначает ведущего и экспертов. Традиционная деловая игра подразумевает участие «эксперта» для имитации реальной обстановки и оценки результатов деятельности. При проведении деловой игры в роли эксперта может выступать один из студентов или преподаватель. При необходимости также назначается «ведущий», задача которого сводится к озвучиванию заданий и вопросов, требующих решений в ходе деловой игры. Роль ведущего также может выполнять преподаватель.

После начала игры никто не должен изменять ее ход или менять роли. Задача ведущего — корректировать действия участников, если их действия не соответствуют целям и сценарию игры.

Игровой процесс может основываться на работе в группах, выполнении индивидуальных заданий, тренинге, а может состоять из комбинации нескольких форм деловой игры. Преподаватель организует деятельность обучающихся и наблюдает за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций, поощряет и мотивирует членов игрового процесса, оказывает помощь только в случае возникновения «тупиковых» ситуаций.