​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Генсоглашение: чего удалось добиться профсоюзам

02.02.2018

Генеральное соглашение на 2018 - 2020 годы является логическим продолжением предыдущего документа, в нем осталось все лучшее, что было, а также добавилось несколько новых принципиальных моментов. Об этом газете «Солидарность» рассказала заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина.

- В этом Генсоглашении намечен переход к новой модели развития, в основе которой – баланс интересов общества, государства, бизнеса, и она опирается на систему стратегического  планирования, управления и использования проектного подхода, - пояснила Н.Кузьмина.

Самое важное, по ее оценке, это то, что минимальный размер оплаты труда, наконец-то вышел на уровень прожиточного минимума. В дальнейшем продолжатся консультации об их соотношении, о величине прожиточного минимума, однако МРОТ ниже опуститься не сможет. Профсоюзы пошли еще дальше: они предлагают оставить прожиточный минимум лишь ориентиром для пенсий, различного рода пособий, потому что – это не планка бедности, это планка нищеты. Работающий человек не должен ориентироваться в оплате труда на прожиточный минимум. Профсоюзы уверены, что для перспективной социально-экономической политики нужен иной ориентир: величина минимального потребительского бюджета. Если его оценить в стоимостном выражении, то он больше прожиточного минимума в 2 - 2,5 раза.

Кроме того, уже есть договоренность с социальными партнерами о подготовке предложений о социальном налоговом вычете для малоимущих в размере прожиточного минимума. Также есть договоренность рассмотреть вопросы прозрачности зарплаты различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал. В первую очередь – в  компаниях с госучастием.

- Само собой в зоне внимания сторон останутся вопросы совершенствования организации оплаты труда и повышение  зарплаты так называемых подуказных категорий работников, тех работников бюджетной сферы, которые были определены майскими указами Президента РФ, - продолжает Нина Кузьмина. 

Планируется разработать новые механизмы защиты прав работников в случае несостоятельности, банкротства или неплатежеспособности организации.

Еще одна тема, которая неоднократно поднималась на заседаниях Российской трехсторонней комиссии не один год и, наконец, была зафиксирована в Генеральном соглашении: предусмотреть меры господдержки для тех работодателей, которые содержат объекты социальной инфраструктуры. В частности, это касается работодателей, у которых есть детские оздоровительные лагеря. Сейчас они вынуждены платить налоги за них так, будто это промышленные объекты, и содержать их становится невыгодно. Социальные партнеры намерены исправить это.

Отдельно в Генсоглашении прописали, что стороны социального партнерства (речь идет о профсоюзах и бизнесе) участвуют в рассмотрении и подготовке предложений по проекту плана законопроектной деятельности правительства на следующий год.  Договорились, чтобы все проекты законов и нормативно-правовых актов принимались Правительством РФ только при наличии  согласованной позиции сторон социального партнерства.

- У нас есть такая практика, когда законопроекты в Госдуме ко второму чтению претерпевают существенные изменения, поэтому мы договорились о том, что законопроекты второго чтения тоже будут рассматриваться на заседаниях РТК, - пояснила зампредседателя ФНПР.

Что касается оставшихся нерешенных вопросов, то, по словам Нины Кузьминой, споры ведутся по механизмам решения этих задач, а не по тому, какие именно задачи нуждаются в решении.  Проблемы, которые есть, признаются всеми.

- Вот такой простой пример: у нас, несмотря на сопротивление работодателей, все-таки записана в Генсоглашении тема страхования от потери работы. Взаимоприемлемый механизм пока не найден, но продолжаются консультации. Очень интересна позиция Министерства труда. Министр сказал по итогам одного из совещаний: вот как только М.Шмаков [глава ФНПР] и А.Шохин [глава РСПП] договорятся – мы сразу все это оформим и внесем соответствующие изменения, - рассказала Н.Кузьмина. 

Во время подписания Генсоглашения при Президенте РФ координатор профсоюзной стороны и координатор стороны работодателей высказали необходимость паритетного участия всех трех сторон социального партнерства в управлении социальными фондами. Вероятно, в ближайшие годы это станет одной из важнейших тем для переговоров.

- На фоне нашего энергично развивающегося социального партнёрства хотелось бы, чтобы во всех социальных страховых фондах были представлены все три стороны. Потому что в Фонде социального страхования у нас есть и представители объединения работодателей и профсоюзов, а в Фонде обязательного медицинского страхования и в Пенсионном фонде пока нет такого трёхстороннего присутствия в управлении. Я думаю, что мы сможем это сделать в ближайшие три года, - выразил надежду глава ФНПР Михаил Шмаков.

Его дополнил глава РСПП Александр Шохин:

- Хотел бы отметить, что социальные партнёры готовы не только входить в органы управления социальных фондов, но готовы брать на себя и само управление. В частности, Фонд социального страхования можно было бы передать социальным партнерам, и он вполне эффективно мог бы функционировать на принципах социального страхования или социального партнёрства.

См.https://www.solidarnost.org/news/Osnovnye_vehi_gensoglasheniya.html

Свою оценку Генсоглашения и анализ его структуры приводит Министерство труда и социальной защиты РФ: https://rosmintrud.ru/labour/relationship/311

Также о нём пишет «Российская газета» в материале «Нашли баланс»:https://rg.ru/2018/01/29/putin-prizval-obespechit-rost-dohodov-rossiian.html

(Из пресс-релиза № 8 от 01.02.2018г. Федерации профсоюзных организаций Кузбасса).