​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Идет независимая оценка!

Идет независимая оценка!

28.10.2015

Областной комитет Профсоюза работников здравоохранения участвует в независимой оценке качества и результативности работы амбулаторно-поликлинической службы области. В соответствие с российским законодательством роль эксперта отведена Общественному Совету при департаменте здравоохранения области. В состав общественного совета ДЗО входят: председатель областной организации Профсоюза работников здравоохранения Т.П. Быкова. Срок представления материалов в ДЗО до 29.10.2015 года. Публикуем федеральные подходы к оценке работы учреждений здравоохранения.

Через публичность оценки двигаться дальше

Какие перемены ждут россиян в амбулаторно-поликлинической службе

В любом государстве ресурсы здравоохранения всегда ограничены. В то же время необходимо полнее удовлетворить спрос населения на медицинскую помощь. Вопросы эффективного использования ресурсов являются ключевыми. Сегодня речь идёт о повышении качества и доступности медицинского обслуживания. Это определено Концепцией развития системы здравоохранения в России до 2020 г. Кроме того, в настоящее время действуют приказы, характеризующие параметры качества и доступности оказания медицинской помощи. Однако формирование рейтингов уровня работы медицинских организаций в субъектах РФ относится к полномочиям региональных органов исполнительной власти и отражают их деятельность лишь на данной территории. В связи с этим возникла потребность провести сравнительный анализ рейтинга всех регионов РФ и ранжировать субъекты по качеству и доступности оказания медицинской помощи населению страны.

Как была сформирована система рейтингов? Какие были выработаны единые критерии оценки качества работы амбулаторно-поликлинических учреждений? Об этом состоялся обстоятельный разговор с первым заместителем директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России профессором Юлией МИХАЙЛОВОЙ.

– Юлия Васильевна, вашему институту было поручено отработать систему публичного рейтинга поликлиник страны. Вы руководитель этой экспертной группы, поясните актуальность этот проблемы.

– Не требует доказательства тот факт, что в реальной жизни главным звеном здравоохранения является амбулаторно-поликлиническая служба, где происходит первичный контакт врача и пациента. Кроме того, от качества и результативности работы амбулаторных учреждений здравоохранения зависит потребность в дорогостоящей стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи. Об этом свидетельствуют принятые Правительством РФ меры, направленные на укрепление материально-технического, кадрового обеспечения, первичной медико-санитарной помощи населению, внедрение новых организационных форм. Примеров достаточно. Недавно закончился Национальный проект «Здоровье», ориентированный, как известно, на совершенствование работы первичного сектора здравоохранения. Реализуется государственная «Программа развития здравоохранения Российской Федерации», где поликлиническая помощь остаётся в числе главных. Медицинская помощь в поликлиниках оказывается в соответствии со стандартами и порядками, они имеют достаточное финансовое обеспечение. И тем не менее сказать, что все проблемы в амбулаторных медицинских учреждениях решены и население полностью удовлетворено медицинской помощью в поликлиническом секторе, было бы преувеличением. Это показывают результаты социологических исследований.

Да, вы правы, в последние 10 лет деятельность системы здравоохранения с использованием показателей оценивалась специлистами. Но она оценивалась в комплексе, в региональном аспекте, а вот что происходило в конкретном медицинском учреждении, как оказывается медицинская помощь конкретным гражданам, эти сведения до лиц, принимающих решения, не доходили. Исходя из этих обстоятельств, нашему институту Минздрав России поручил осуществить оценку медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и сформировать их ранжирование по разработке индекса благополучия.

Проведению непосредственной оценки деятельности поликлиник предшествовала работа экспертов для выбора объективных, целевых для амбулаторной помощи индикаторов.

На первом этапе организаторами здравоохранения с участием экспертов высшей школы экономики (ВШЭ) было отобрано 44 параметра. При проведении корреляционного анализа оказалось, что 23 индикатора из них объективно отражают работу поликлиники. Для формирования агрегированного рейтинга по объективным показателям были использованы формы первичной медицинской документации, а также формы государственного (отраслевого) статистического наблюдения. Они основаны на действующем статистическом учёте и отчётности.

– И что же вы получили в итоге?

– В результате была разработана система анализа и оценки информации, необходимой для проведения независимой оценки поликлиник, оказывающих помощь взрослому и детскому населению. Эффективность их работы оценивалась по 10-балльной шкале. Важными в оценке поликлиник были следующие показатели: среднее число жителей, приходящееся на одного врача; доля врачей, имеющих квалификационные категории; число обоснованных жалоб граждан на действия медицинских работников поликлиники; удельный вес больных с впервые установленной I и II стадией злокачественных новообразований локализаций; частота вызовов скорой медицинской помощи и т. д. Также учитывались открытость, полнота и доступность сведений о медицинской организации, размещённой на её официальном сайте, что позволяет судить о комфортности условий и доступности получения медицинских услуг, доброжелательности, вежливости и компетентности медицинских работников. Очень важно было дать каждому показателю вес - экспертную оценку его значимости, то есть сформировать «индекс благополучия» показателя, подготовить единую базу для информационной системы, которая бы автоматически обрабатывала агрегированные данные.

– А что было важным в оценке детских поликлиник?

– Помимо общих показателей нужно назвать охват профилактическими медицинскими осмотрами детей. В связи с тем, что профилактическое направление в настоящее время является одним из приоритетных в развитии медицины, этот показатель подчёркивает результативность деятельности детского амбулаторного учреждения. Также особое внимание уделялось показателю охвата профилактическими осмотрами детей в возрасте до 1 год и 15-17-летних.

Большое значение для здоровья детского населения имеет раннее выявление туберкулёза и является одним из важных разделов комплексного плана борьбы с этим заболеванием. Поэтому в оценку было включено количество обследованных на туберкулёз детей в возрасте 0-14 лет методом туберкулинодиагностики, 15-17-летних - способом рентгенологических исследований органов грудной клетки. Учитывался охват вакцинированием против туберкулёза, полиомиелита детей до 1 года. Кстати, массовая иммунизация всего детского населения позволила ликвидировать заболевания полиомиелитом в Российской Федерации. Но существует опасность из-за возможного завоза его из стран, где данные заболевания продолжают регистрироваться. Поэтому так важна полнота охвата вакцинацией от полиомиелита.

Как и для других учреждений, для детских важным было наличие действующего официального интернет-сайта и наличие на нём страницы обратной связи.

- Как распределились места, «Медицинская газета» сообщила сразу после пресс- конференции, на которой министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова представила впервые составленный в России рейтинг лечебных учреждений, оказывающих амбулаторную помощь населению. Судьями вы оказались строгими. Ни одна поликлиника не набрала максимальное количество баллов - 10. Что последовало за этим публичным обнародованием?

- Мы получили недовольные звонки только из одной территории, оказавшейся в конце таблицы рейтинга. Как и следовало ожидать, плохую оценку связывали с несовершенством оценочных индикаторов и невозможностью оценки в медицине. Однако, в принципе, нет той деятельности, которой нельзя было бы оценить, но я согласна, что 100-процентная оценка в медицине невозможна, потому что она в какой-то мере относится к искусству. И потому эта деятельность не вписывается только в количественные показатели. Я уже говорила о доброжелательности, вежливости и внимательности медицинского персонала к своим пациентам. Чем это измерить? Количеством жалоб? Но не каждый человек ответит таким образом, если врач встретит его без должного внимания и соучастия в его болезни. А компетентность медика вообще должна быть без обсуждений. Если ты однажды надел белый халат, то будь добр следуй принципам своей профессии.

У меня на столе лежит письмо от пациентки с онкопатологией. Она с болью пишет, что за всё время её визитов к участковому врачу та ни разу не спросила, как она себя чувствует, ни разу не послушала лёгкие, сердце, не измерила давление. Пациентка объясняет ей свои проблемы, а в ответ слышит раздражение: «Замолчите, у меня зависает компьютер»...

Что же делать? По её мнению, врача, кандидата медицинских наук, нужен глубокий системный анализ, какая должна быть первичная помощь - основа здравоохранения... «Моё двухлетнее «хождение по мукам» привело к выводу, что в одном из районов Москвы нет ни «доступной», ни «эффективной» первичной медицинской помощи, система помощи растянута по времени, разбросана территориально, персонал в основном не профессионален, не имеет представления о медицинской этике... Как в таких условиях выжить и не растерять остатки здоровья? Пациенты пытаются покорно адаптироваться к новой «талонно-очередной системе услуг». Очень обидно за наше здравоохранение...»

Вот вам набор проблем, которые существуют не за тридевять земель, в глубинке. В самой столице не всё ладно с организацией помощи в так называемой шаговой доступности.

– Не получится ли, что результаты ваших исследований окажутся под сукном региональных чиновников или просто будут проигнорированы?

– Оценённая деятельность, если она не публична, действительно не играет роли. А мы провели обсуждение в открытом режиме результатов первого этапа на пути оценки амбулаторно-поликлинической помощи. Мы увидели и необходимость доработки индикаторов, чтобы ещё раз пересмотреть объективность критериев оценки, разослали критерии и оценочные индикаторы в регионы главным врачам и практикующим врачам поликлиник для обсуждения и внесения изменений, дополнений. Получили от них конкретные предложения, какие индикаторы убрать как незначимые, какие добавить. Повторно обсудили их с экспертами, более рациональные приняли в работу. Следует отметить, что добавлены и изменены только 2 индикатора.

Нынче количество лечебных учреждений, которые будут рассмотрены по качеству работы за 2014 г. по усовершенствованной методике, выросло до 4800. Теперь мы планируем не только дать оценку деятельности поликлиник, но и выйти на причину плохих показателей. Нас не может не волновать, почему умирают люди трудоспособного возраста на дому, почему умирают на дому от инсульта и инфаркта миокарда в возрасте до 65 лет и т.д. Будем пытаться найти причинно-следственные связи.

Наверное, придётся повернуться лицом и к стационарной помощи. Нам говорили в поликлиниках, что стационары плохо лечат, выписывают недолеченных пациентов под амбулаторное наблюдение, и они умирают на дому. Поэтому напрашивается следующий шаг - разработать схему оценки качества работы стационаров. Система оценки поликлиник, можно сказать, уже работает. Мы получили более 80 отзывов от профессионалов, из которых только один негативный -от А.Саверского, президента общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов». От защитника интересов пациентов этого не ожидали. Мы же изначально преследовали цель - проанализировать работу поликлиник, отметить, что хорошо и что плохо они делают, чтобы потом подсказать, как лучше организовать медицинскую помощь, а значит, защитить наше население от некачественной помощи. И здесь спрос должен быть, прежде всего, с главного врача. Я убеждена, что организация лечебного процесса на 100% зависит от руководителя, как он распорядится ресурсами, позаботится о кадровом обеспечении, повышении профессионального уровня врачей, организует работу учреждения. Если же всё плохо в подведомственном ему учреждении, значит, он не справляется со своими функциональными обязанностями и должен уйти со своего поста.

И тут меня не переубедит никто. Только через публичность оценки мы сможем двигаться дальше по защите прав пациентов на охрану здоровья. Публичный рейтинг стимулирует повышение качества работы, даёт возможность потребителям получать информацию о порядке предоставления медицинских услуг, реализовать своё право выбора медицинского учреждения, укрепляет институт общественного контроля. Чтобы привлечь к себе больше пациентов, поликлиникам придётся крепко поработать над своим имиджем. А деньги сегодня, как известно, идут за пациентом.

– Публичный рейтинг - это всё-таки моральная поддержка лучших поликлиник. Может быть пришла пора и финансового их поощрения?

– Насколько мне известно, Минздрав не собирается никого наказывать за худшие, чем у «передовиков», показатели. А вот помочь в совершенствовании организации амбулаторно-поликлинической помощи - в его компетенции. Во всяком случае вполне возможно проведение «круглых столов» в тех регионах, где хуже обстоят дела с медицинским обслуживанием. К участию нужно привлечь экспертов-профессионалов, специалистов, которые могут не только детально изучить вопрос и предложить конкретные пути исправления положения в каждом медицинском учреждении первичной службы. Это будет конкретная информация для размышления и руководителям здравоохранения регионов, какие перемены в амбулаторно-поликлинической сфере здравоохранения ждут россияне.

Беседу вела Галина ПАПЫРИНА,

корр. «МГ».

По материалам «Медицинской газеты» №79 от 21.10.2015 г.