​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Молодые специалисты – вопрос не решен! Вступил в силу закон области «Об областном бюджете на 2016 год».

Молодые специалисты – вопрос не решен! Вступил в силу закон области «Об областном бюджете на 2016 год».

12.02.2016

Ранее этот закон принимался на 3 года, т.е. на среднесрочную перспективу. Например, на 2015 год и период 2016-2017 годов. Но в конце 2015 года принято решение об ежегодном принятии Закона области «Об областном бюджете» только на 1 год, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию. Областной комитет Профсоюза ежегодно направляет в Законодательное Собрание области предложения по бюджету. Учитывая тот факт, что планирование, формирование и утверждение бюджета идет как программно-целевое, вносятся конкретные предложения по программе развития здравоохранения на 2016 год в целом и подпрограммам. Актуальны все подпрограммы и в первоочередном порядке структурные преобразования в отрасли:

  • кадры здравоохранения,
  • первичная медико-санитарная помощь и специализированная помощь, где закрываются ФАПы и участковые больницы, из ЦРБ просто разбегаются специалисты.

Власти упорно не хотят слышать и принять неотложные решения по повышению уровня оплаты труда молодых специалистов. Эти вопросы документально направлялись во все инстанции и обсуждались как с депутатами Законодательного Собрания, так с Департаментом здравоохранения области и направлялись предложения Губернатору области.

Жизнь показывает реальное положение дел. По итогам статистики количество врачей в области снизилось с 3620 человек в 2014 году до 3598 человек в 2015 году, т.е. несмотря на прибытие новых врачей, отрицательный результат не смущает ни Департамент здравоохранения области, ни Правительство области. Профсоюз продолжает свою работу по оглашению кричащих проблем, которая волнует так же население области!

Как обстоят дела по решению такой же проблемы в соседнем регионе, представляем Вам информацию В.А. Дмитриева, председателя Санкт-Петербургского Теркома Профсоюза.

Профсоюз против наступления на права медиков

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В Санкт-Петербурге власти тоже не дают спокойно жить медикам. Поводов для беспокойства у Теркома профсоюза два - это так называемые подъемные для молодых специалистов и размер базовой единицы - величины, лежащей в основе городской системы оплаты труда.

Под эгидой оптимизации мер социальной поддержки граждан Санкт-Петербурга с учетом адресности и нуждаемости городскими властями было принято решение прекратить единовременные выплаты молодым специалистам. Они была введены под давлением нашего Теркома профсоюза как мера для укомплектования штатной численности государственных учреждений для закрепления молодых кадров на местах и регламентировалась законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Проблема привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения была и остается актуальной. Немаловажной проблемой в кадровой политике Санкт-Петербурга в ближайшей перспективе является демографическая составляющая, а именно, достаточно высокий процент работников предпенсионного и пенсионного возраста (врачебный персонал старше 51 года - 40,6% (из них старше 61 года - 41,8% от данной категории и 17% от общего числа врачебного персонала). Выплаты молодым специалистам, впервые устроившимся на работу в ЛПУ города, позволяли снизить остроту проблемы, но не решить ее.

Работа Теркома по недопущению снятия данных единовременных выплат молодым специалистам кропотливо велась и в Комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и в рамках Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений. Решение традиционно находится в результате разумных компромиссов. Вынужденно приняв предложение властей о переводе этих выплат в состав системы оплаты труда, Терком профсоюза сконцентрировался на справедливом наполнении этих регулярных выплат, чтобы не допустить хотя бы снижения получаемых молодыми медиками средств.

В настоящее время размер выплат молодым специалистам составляет 6-8 базовых единиц (БЕ) (6 - обычным выпускникам, 8 - закончившим вуз с отличием). С учетом размера БЕ, предусмотренного проектом закона о бюджете на 2016 год, такая выплата составила бы 55044 - 73392 руб. С учетом изменений, предусмотренных в проекте закона (вместо единовременной выплаты - ежемесячная, в течение 24 месяцев), размер выплат составит 36000 - 48000 руб., кроме того, при «растягивании» во времени выплат они будут обесцениваться под действием инфляции (0,5%-1,2% в месяц).

Терком профсоюза выступил с предложением назначать выплаты в частях базовых единиц, а не в рублях, установить их размер как минимум в 0,3-0,35 БЕ в месяц и индексировать БЕ два раза в год.

В данной статье мы уже неоднократно упоминали базовую единицу, лежащую в основе системы оплаты труда бюджетных организаций Санкт-Петербурга. Действующий закон Санкт-Петербурга от 5 октября 2005 года №531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга» в ст.5 так говорит об ее величине: «Размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и подлежит ежегодной индексации на величину не менее уровня инфляции (потребительских цен)». Об индексации заработной платы говорит и Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 134): «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Терком профсоюза постоянно привлекает внимание властей и общественности к тому факту, что в течение целого ряда лет исполнительной и законодательной властью Санкт-Петербурга эти положения нарушаются. Например, индексация базовой единицы в 2014 году составляла 6,5% при реальной инфляции в 13,3%, в 2015 году также 6,5% при реальной инфляции 10,7% (по данным Петростата). В 2008- 2009 годах Терком профсоюза обращался в адрес властей по поводу индексации базовой единицы на уровень реальной инфляции и корректировки данной величины 2 раза в год. Данное условие было выполнено при принятии закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и базовая единица тогда была проиндексирована в январе и сентябре 2010 года. Однако данное условие в последующие годы не выполнялось, что привело к снижению уровня реального содержания заработной платы работников государственных учреждений и нарушению условий упомянутых статей Трудового кодекса РФ и закона Санкт-Петербурга «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».

По официальным данным Петростата, реальная инфляция в Санкт-Петербурге за 3 года и 9 месяцев (с 01.01.2012 по 01.10.2015) составила 36,79%, а базовая единица за тот же период проиндексирована всего лишь на 27,5%, что могло бы являться прецедентом для предъявления исковых требований при обращении работников в суды и органы прокуратуры по поводу недополученных средств. Властям следовало бы прислушаться к требованиям нашего профсоюза и принять наши требования по справедливой индексации базовой единицы 2 раза в год.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Что касается Ленинградской области, то здесь тоже появился повод для беспокойства. В 2011 году межотраслевая рабочая группа по разработке новой системы оплаты труда с участием представителей нашего Теркома профсоюза разработала новую систему оплаты труда. Законодательным собранием был принят закон Ленинградской области от 08.06.2011 №32-оз «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области» (далее - Закон). Все дополнения и изменения в Закон в течение ряда лет неукоснительно обсуждались на заседаниях межотраслевой рабочей группы. Такую совместную работу можно считать положительным примером соблюдения принципов социального партнерства.

14 декабря 2015 года на заседании Ленинградской областной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзной стороне стало известно о внесении губернатором А.Ю. Дрозденко в Законодательное собрание проекта Закона «О внесении изменений в ст.2 областного Закона о системе оплаты труда». Позднее профсоюзной стороне стало известно о том, что изменения в Закон уже приняты Законодательным собранием Ленинградской области 7 декабря 2015 года.

А изменения эти очень важные. В статье 2 исключена часть, согласно которой должностной оклад работников первого квалификационного уровня не может быть ниже размера региональной минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате, которое заключается Правительством Ленинградской области, Ленинградской федерацией профсоюзов и объединениями работодателей области.

Изменения в данный Закон не обсуждались ни на Межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы, ни на Ленинградской областной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Данный факт является сознательным, грубейшим нарушением основных принципов социального партнерства, трудового законодательства Российской Федерации, а именно ст.144 ТК РФ, в которой определено, что «...Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей...» и ст.74 ТК РФ, которая обязывает работодателя уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях условий трудового договора, тогда как принятый Закон вступает в силу с 01.01.2016 года.

Терком профсоюза направил письма губернатору Ленинградской области А.Ю.Дрозденко и всем депутатам Законодательного собрания с просьбой отменить изменения в Закон, принятые Законодательным собранием 7 декабря 2015 года. Также Терком профсоюза уведомил их о том, что будет вынужден обратиться в Генеральную Прокуратуру РФ в связи с грубейшим нарушением трудового законодательства РФ и Закона от 22 сентября 1998 года №34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области» и предупредил о готовности использовать все незапрещенные законом способы защиты трудовых прав ра трудовых прав работников.

В заключение констатируем, что профсо¬юз работников здравоохранения считает недопустимым свёртывание социально-тру¬довых гарантий. Оправданием не могут яв¬ляться даже последствия переживаемого российской экономикой кризиса.

В.А. ДМИТРИЕВ, председатель Теркома профсоюза