16.02.2020
Очередное трехстороннее Соглашение о социальном партнерстве между Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2020 – 2022 годы было подписано 30 января 2020 года. В течение 2019 года в крае этому предшествовал переговорный процесс по разработке проекта Соглашения. Специально созданной рабочей группой, представляющей стороны, рассмотрено более 200 предложений.
Сохраняя преемственность, социальные партнеры определили приоритеты в развитии экономики края и социальной сферы. Стороны договорились о системе социально-экономических показателей (индикаторов), отражающих уровень экономического развития края, а также улучшение качества жизни его населения.
Напомним, что система соцпартнерства начала развиваться с 1993 года, когда впервые было заключено двухстороннее Соглашение между Профобъединением и Администрацией Хабаровского края. После принятия Закона Хабаровского края «О социальном партнерстве в Хабаровском крае» и создания третьей стороны было подписано в 1995 году трехстороннее Соглашение между Профобъединением, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края.
В этом году уже 25 лет становления системы социального партнерства в крае. Соглашение является составной частью коллективно-договорного регулирования и служит основой для разработки и заключения территориальных отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров.
В чем новизна заключенного и подписанного Соглашения на 2020-2022 годы? В таблице, приведенной ниже, отражены новые направления как совместной работы сторон, так и отдельно каждой стороны, для решения задач, способствующих достижению социально-экономического развития края, направленного на повышение уровня жизни населения края.
Новое Соглашение содержит 8 разделов и 196 обязательств, из них 67 обязательств относятся к совместной работе Сторон.
Соглашение между Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края (далее Стороны) на 2020 – 2022 годы
Структура Соглашения |
Содержание новых обязательств Соглашения по разделам и исполнителям |
Раздел I «Сфера экономики» В этом разделе Стороны определили приоритетное направление развития экономики края на 2020-2022 годы: создание новых высокопроиз-водительных рабочих мест, достижение сбалансированного социально-экономического развития, направленного на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение уровня бедности и т.д.
|
1.1. Стороны: - Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на модернизацию и повышение эффективности и конкурентоспособности экономики края, содействуют созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, принимают меры по формированию благоприятного инвестиционного климата. Участвуют в поддержке малого и среднего предпринимательства и в организации самозанятости граждан. Принимают совместные действия по созданию и развитию инновационной и технологической инфраструктуры на территории края.
- Содействуют реализации в крае национальных, федеральных и региональных проектов в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по вопросам, относящимся к компетенции сторон, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и края.
- Содействуют проведению единой согласованной политики в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства и услуги общественного транспорта. Обеспечивают открытость и доступность информации о рассмотрении и об утверждении тарифов на коммунальные услуги.
1.2. Правительство: - Проводит политику экономической поддержки северных районов края. Добивается в Правительстве Российской Федерации принятия мер по стабилизации и развитию экономики, социальной сферы северных территорий.
- Принимает в соответствии с действующим законодательством меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
- Определяет потребительскую корзину с участием краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
|
Раздел П «Развитие рынка труда и содействие занятости населения»
В этом разделе особое внимание Соглашения уделено развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифици-рованной рабочей силы, развитию гибких форм занятости (в том числе самозанятости), созданию условий для совмещения трудовой деятельности с семейными обязанностями, соблюдению прав граждан предпенсионного возраста, развитию наставничества и продолжению внедрения профес-сиональных стандартов.
|
2.1. Стороны: - Способствуют развитию гибких форм занятости (в том числе самозанятости, занятости на рабочих метах с неполным рабочим времени и скользящим гибким графиком (режимом) работы, надомной занятости) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.
- Создают условия для обеспечения трудовых прав и гарантий гражданам в возрасте 50 лет и старше, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе исключающих дискриминацию в отношении таких граждан.
- Создают условия для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных для них рабочих местах. Принимают меры по обеспечению инфраструктурной доступности рабочих мест для инвалидов.
2.2.Работодатели: - Заключают с гражданами договоры о целевом обучении по программам среднего профессионального или высшего образования.
- На основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональных стандартов устанавливают единый подход в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, обеспечивают побор и расстановку кадров, повышение квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
- Создают условия для продолжения трудовой деятельности граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости. Осуществляют привлечение граждан.
- Предусматривают в коллективных договорах возможность применения гибких форм занятости (в том числе занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом работы) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.
- Обеспечивают переобучение и повышение квалификации работников: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста – на условиях компенсации понесенных затрат из средств федерального и краевого бюджета в рамках региональных проектов «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3-х лет» и «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение).
2.3. Правительство: - Взаимодействует с работодателями на предмет определения потребности в прохождении профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих у них граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста. Повышает конкурентоспособность граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста на рынке труда края посредством актуализации компетенции и обновления профессиональных знаний.
|
Раздел Ш «Оплата труда»
В вопросах оплаты труда стороны продолжат совместную работу, направленную на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников. Увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы у наемных работников в организациях всех форм собственности. |
3.1. Стороны: - Принимают меры по обеспечению: · повышения уровня среднемесячной начисленной заработной платы (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) наемных работников в организациях всех форм собственности, в том числе у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в крае; · устойчивого роста реальных доходов граждан; · сохранения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в крае в соответствующем году; · заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях (в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П) (далее – гарантированный размер оплаты труда); · ежегодной (с 1 октября) индексации фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы на процент инфляции, за исключением работников, попадающих под действие указов Президента Российской Федерации или получающих гарантированный размер оплаты труда.
- Обеспечивают реализацию на территории края Концепции совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2018 года № 634-РП. Проводят скоординированное действие по вопросам совершенствования систем оплаты труда работникам государственных учреждений края с учетом квалификации, сложности и качества затраченного труда, его производительности, дифференциации заработной платы отдельных категорий работников.
- Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также у наемных работников в организациях всех форм собственности.
- Осуществляют мероприятия, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников.
- Информируют граждан об их правах в сфере труда с целью снижения численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений и без регистрации собственного дела. Принимают меры по недопущению в отношении работников организаций края теневых способов выплаты заработной платы.
3.2. Профсоюзы: - Добиваются включения в коллективные договоры положений об оплате труда, в которых указывается структура заработной платы, порядок выплаты и размеры компенсационных выплат, а также критерии стимулирующих выплат. Предусматривают в положениях об оплате труда работников государственных учреждений порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа работников учреждения.
- Добиваются установления в коллективных договорах организаций внебюджетного сектора в структуре заработной платы гарантированной части (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях в размере не ниже 50-55% заработной платы.
- Разрабатывают совместно с работодателями системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями.
3.3. Работодатели: - Обеспечивают оплату труда работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших норму труда, в размере не ниже гарантированного размера оплаты труда.
- Ежегодно информируют работников организации о результатах финансово-экономической деятельности, в ходе выполнения коллективного договора, реализации планов и программ социально-экономического развития организации, в том числе в вопросах индексации заработной платы.
3.4.Правительство: - Проводит последовательную политику, направленную на уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
|
Раздел IV «Обеспечение социального развития и социальной защиты населения»
Этот раздел содержит обязательства по реализации дополнительных мер по социальной поддержке граждан в крае, в сфере здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных и социально-культурных объектов. |
4.1. Стороны: - Создают условия для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей, а также для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда края. - Обеспечивают совершенствование организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников в возрасте 50 лет и старше, работников предпенсионного возраста.
- Совершенствуют механизмы государственного частного партнерства в социальной сфере, предусматривающие развитие независимой оценки качества услуг в социальной сфере, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
- Обеспечивают меры, направленные на соблюдение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения, совершенствования мероприятий по диспансеризации населения, на профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
4.2. Профсоюзы: - Осуществляют профсоюзный контроль за: · расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию; · исполнением работодателями обязанностей, установленных законодательством в сфере труда, а также обязательного пенсионного страхования в части предоставления сведений, необходимых для осуществления своевременного перечисления страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации.
4.3. Работодатели: - Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования профилакториев, баз отдыха, спортивных сооружений, детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе организации.
- Совместно с профсоюзной организацией решают вопрос финансирования улучшения жилищных условий работников в соответствии с коллективным договором.
- Реализуют права работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
4.4. Правительство: - Обеспечивает выполнение показателя оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренного государственной программой Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края».
- Принимает в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, меры, направленные на обеспечение граждан жилыми помещениями.
- Принимает меры по увеличению объемов строительства социального и наемного жилья для обеспечения населения края, в том числе многодетных молодых семей, специалистов, работающих на селе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и других социально незащищенных категорий граждан.
- Принимает меры по повышению доступности транспортных услуг населению, в том числе по проезду авиационным, железнодорожным, автомобильным и водным видами транспорта.
|
Раздел V «Охрана труда и экологическая безопасность»
Для сохранения жизни и здоровья жителей края приоритетным является внедрение принципов нулевого травматизма, системы управления рисками на производстве, распространение передового опыта в области безопасности и охраны труда.
|
5.1. Стороны: - Признают необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Осуществляют информирование населения о состоянии условий охраны труда и экологической безопасности.
- Обеспечивают проведение в организациях Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в рамках утвержденных краевым организационным комитетом мероприятий по проведению Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в Хабаровском крае.
5.2. Профсоюзы: - Проводят конкурс среди профсоюзных организаций «Лучший уполномоченный по охране труда». - Совместно с работодателями разрабатывают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
5.3. Работодатели: - Осуществляют комплекс мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, внедряют в организациях края системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
- Обеспечивают соблюдение на территории края требований законодательства в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, в том числе способствуют реализации концепции «Расширенной ответственности производителей» за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, предоставленной готовыми изделиями, утратившими потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки, в целях реализации положений статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
5.4. Правительство: - Содействует развитию системы оказания услуг в сфере охраны труда.
- Формирует предложения по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, обеспечивающих максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, производство продукции из вторичного сырья и отходов, модернизацию производств, разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных видов оборудования, техники и технологий в целях реализации государственной экологической политики на региональном уровне, формирования перспективного развития в крае отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
|
Раздел VI «Молодежная политика»
Данный раздел в качестве самостоятельного раздела включен в Соглашение впервые. В нем предусмотрены обязательства сторон по вопросам обучения, трудоустройства студентов и выпускников образовательных организаций, их адаптации в трудовом коллективе, а также предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам. В разработке раздела принимали участие преподаватели и студенты Тихоокеанского государственного университета.
|
6.1. Стороны: - Проводят согласованные действия по обеспечению социально-трудовой адаптации молодежи, осуществляют профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодежи.
- Содействуют развитию студенческого трудового отрядного движения в крае.
- Совершенствуют систему стипендиального обеспечения в целях последовательного приближения размера стипендии к уровню прожиточного минимума, а также систему мер адресной поддержки обучающихся.
- Содействуют улучшению жилищно-бытовых условий обучающихся в образовательных организациях. Проводят смотры-конкурсы студенческих общежитий.
- Содействуют трудоустройству выпускников образовательных организаций. Разрабатывают предложения по созданию системы обеспечения первого гарантированного места работы и закрепления молодых кадров на территории края.
- Содействуют развитию советов молодежи на предприятиях и в организациях края, других форм молодежного самоуправления.
6.2. Профсоюзы: - Оказывают помощь обучающимся образовательных организаций, проходящих производственную практику, в случае разногласия с работодателем.
- Создают при профсоюзных комитетах комиссии по работе с молодыми специалистами.
- Инициируют включение в коллективные договоры раздела, обеспечивающего гарантии и права молодых специалистов на труд, достойную заработную плату, учебу, отдых, участие в управлении производством.
6.3. Работодатели: - Информируют центры содействия занятости и трудоустройству выпускников образовательных организаций края о наличии вакантных рабочих мест, открытых для выпускников образовательных организаций, в том числе инвалидность.
- Принимают участие в мероприятиях по содействию трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализуемых центрами содействия занятости. Проводят в образовательных организациях «День карьеры в компании».
- Предусматривают включение в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам. Реализуют меры по закреплению принимаемых на работу выпускников образовательных организаций (предоставление жилого помещения, выплата стимулирующих надбавок, подъемных, другие социальные гарантии).
- Разрабатывают программы стажировок, а также адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте в целях привлечения и закрепления молодых квалифицированных кадров.
- Используют институт наставничества при организации практического обучения студентов и сопровождения трудовой деятельности молодых специалистов.
- Организуют стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятиях различных форм собственности в целях повышения квалификации педагогических работников и повышения качества образования в соответствии с современным уровнем развития экономики региона.
- В порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями), устанавливают лицам в возрасте до 30 лет максимальную процентную надбавку к заработной плате за работу в особых климатических условиях с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также южных районах Хабаровского края, если они проживают в указанных районах не менее 5 лет.
6.4. Правительство: - Поддерживает в интересах края систему профессионального образования.
- Разрабатывает меры региональной политики занятости по содействию трудоустройству и закреплению на территории края молодых специалистов из числа выпускников образовательных организаций. - Содействует развитию предпринимательской инициативы молодежи, создает условия для развития молодежных бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры.
|
Раздел VП «Реализация принципов социального партнерства и гарантии деятельности профсоюзов на территории края»
|
7.1. Стороны: - Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства.
- Отчитываются на заседаниях в краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего соглашения с учетом согласованного сторонами перечня социально-экономических показателей (индикаторов), представленного в приложении к настоящему Соглашению.
- Осуществляют размещение на собственных информационных ресурсах (в СМИ и на официальных сайтах) информации о реализации настоящего соглашения, решениях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в крае.
- Ходатайствуют о представлении профсоюзных работников к государственным наградам, а также о награждении их ведомственными знаками отличия.
7.2. Профсоюзы: - Не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения Правительством края и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
- Проводят информационную работу по вопросам эффективного использования механизмов социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Освещают в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети (Интернет) деятельность организаций по решению вопросов в социально-трудовой сфере.
7.3. Работодатели: - По запросу профсоюзной организации предоставляют необходимую информацию для рассмотрения обращений по трудовым, жилищным, социальным вопросам.
- Предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза.
- Обеспечивают соблюдение условий освобождения от основной работы и порядка оплаты времени участия членов выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденных от основной работы, для участия в работе их выборных органов, мероприятиях, созываемых вышестоящими структурами профсоюзных организаций, органами власти, а также краткосрочной учебе.
- Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации безвозмездно необходимые для работы оборудование, помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченное отоплением и освещением, транспортное средство, средства связи в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями.
- Одновременно с получением заработной платы бесплатно перечисляют на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также средства из заработной платы не членов профсоюза по их письменному заявлению в порядке, установленном коллективным договором. 7.4. Правительство: - Предоставляет право краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заслушивать на своих заседаниях руководителей или уполномоченных представителей министерств края, иных органов исполнительной власти края о выполнении настоящего Соглашения.
- В целях реализации принципов социального партнерства участвует в лице органа исполнительной власти края, уполномоченного на осуществление государственных полномочий в области социального партнерства и трудовых отношений на территории края в рассмотрении проектов коллективных договоров с выборными органами первичных профсоюзных организаций, созданных в министерствах края, иных органах исполнительной власти края.
7.5. Работодатели, Правительство: - Соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, действующих в организациях края всех форм собственности. Не препятствуют профсоюзам в организации и проведении коллективных действий, направленных на защиту законных прав и интересов работников.
|
Раздел VШ «Заключительные положения»
|
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.
|