​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

ОБРАЩЕНИЕ к Президенту Российской Федерации В.В.Путину «Об оплате труда работников здравоохранения»

07.06.2017

                                       ОБРАЩЕНИЕ

               к Президенту Российской Федерации В.В.Путину

             «Об оплате труда работников здравоохранения»

 

                      Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Участники Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ,

обращаются к Вам в связи с серьезной озабоченностью ситуацией, связанной с

положением медицинских работников в современных условиях, состоянием и

уровнем оценки их труда.

Подводя итоги пятилетнего периода реализации Вашего Указа от 07 мая 2012

года № 597, можно без преувеличения отметить, что впервые за много лет он

определил не только реальные шаги по повышению уровня оплаты труда

медицинских работников, но и вызвал среди них широкий положительный

резонанс в понимании значимости их труда в Российском обществе.

С сожалением мы вынуждены констатировать, что меры по его реализации,

предпринятые чиновниками всех уровней, в первую очередь, федерального, его

финансового блока, направлены на получение формальных, а не истинных

результатов оценки труда работников здравоохранения.

При этом ряд из них напрямую искажает сам смысл Ваших Указов.

В их числе применение с 2015 г. показателя «среднемесячный доход от

трудовой деятельности по субъекту РФ» взамен обозначенного в Вашем Указе

целевого показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту РФ». В

результате, существенно уменьшена, а по оценкам экспертов Минэкономики

России — не менее чем на 11%, исходная величина, относительно которой

определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных

категорий работников во всех субъектах РФ. С учетом изменений, сложившиеся

по итогам 2016 г. соотношения среднемесячной заработной платы по категориям

медицинских работников к показателю среднемесячного дохода от трудовой

деятельности в целом по России, оказались завышенными по сравнению с

расчетными показателями по «старой» Методике, исходя из среднемесячной

заработной платы в целом по РФ. Так, по врачам это соотношение составило

155,3% против 137,9% при расчете по старой Методике; среднего медперсонала —

соответственно 86,3% против 76,7%; младшего медперсонала — соответственно

56,5% против 50,2%.

Принципиально важным является также вопрос о неправомерности

включения при исчислении средней заработной платы работников ряда выплат,

относящихся к мерам социальной поддержки, в т.ч. компенсации по оплате

жилищно-коммунальных услуг, имеющих систематический характер, что

напрямую противоречит нормам Трудового кодекса РФ. Не связанные с

осуществлением трудовых функций работников, эти выплаты необоснованно

приводят к увеличению анализируемого размера среднего заработка.

Одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты

труда работников продолжает оставаться оптимизация сети учреждений

здравоохранения и штатной численности. Реализация данного направления еще

более усугубляет существующий дефицит кадров специалистов и приводит к

значительному росту интенсификации труда работников. Так, по данным

экспертов, дефицит врачей составляет около 37 тыс. человек, среднего

медицинского персонала — более 200 тыс. человека; по официальным данным

Минздрава России, коэффициент совместительства в 2016 году составил 1.4,

однако, на практике его величина существенно превышает указанный показатель.

В этих условиях расчет среднемесячной заработной платы медицинских

работников, учитывающий все виды дополнительных работ, также формирует

необъективную, формально-арифметическую статистику и не позволяет оценить

реальный размер заработной платы за осуществление трудовой функции в

пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Так, медицинскими работниками — респондентами социологического

опроса, проведенного по заказу ЦК Профсоюза в рамках научно-

исследовательской работы «Оценка системы оплаты труда, условий труда и

кадрового потенциала медицинских работников в условиях реформирования

системы здравоохранения», были приведены цифры своей заработной платы,

которые далеко несопоставимы со статистическими данными: зарплата по

основному месту работы около трети врачей укладывается в предел от 10 тыс. руб.

до 19.9 тыс. руб., еще около трети врачей — от 20 тыс. руб. до 29.9 тыс. руб.

При том, что цифры официальной статистики фиксируют рост размеров

оплаты труда, в т.ч. в рамках реализации Указов, более трети опрошенных указали

на снижение фактических размеров своего дохода за последние 4 года, из них

каждый пятый заявил о значительном снижении уровня оплаты труда.

Мониторинг, проводимый ЦК Профсоюза, также свидетельствует о снижении в

ряде случаев размеров оплаты труда. Так, в 2016 году, по сравнению с 2015 годом,

уменьшился размер среднемесячной заработной платы в целом по

здравоохранению в 2 регионах, по врачам — в 5 субъектах РФ, по среднему

медицинскому персоналу — в 3, по младшему медицинскому персоналу — в 1

субъекте РФ.

Одним из основных выводов, полученных в ходе социологического опроса,

стало наглядное подтверждение того факта, что «перегрузки» работников, далеко

выходящие за пределы норм, установленных трудовым законодательством, не

коррелируются с размером оплаты труда. Так, для трети опрошенных фактическая

продолжительность рабочего времени в неделю по основному месту работы, с

учетом недокументированных переработок, составляет более 39 часов, а для 20%

сотрудников данный показатель достигает 60 и более часов при работе на

ставку. С учетом всех дополнительных видов занятости доля работающих свыше

60 часов достигает более 40%.

Но даже в этих условиях чрезмерной интенсификации труда работников, не

выполнены региональные «дорожные карты» за 2016 год в отношении категории

врачей в 21 субъекте РФ; в отношении среднего медицинского персонала — в 13;

младшего медицинского персонала — в 34 регионах; не выполнена федеральная

«дорожная карта» в целом по врачебному персоналу (155.3% против 159,6 по

плану); по младшему медицинскому персоналу (56,5% против 70,5% по плану).

Озабоченность вызывает и ситуация, связанная с переносом итогового срока

реализации Вашего Указа, в строгом соответствии с которым Программа

поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных

(муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, План мероприятий («дорожная

карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение

эффективности здравоохранения», утвержденные соответствующими

Распоряжениями Правительства РФ в 2012 году, предусматривали достижение

контрольных показателей для медицинских работников в 2017 году. Однако, в

2016 году субъектам РФ было дано указание о корректировке сроков достижения

целевых показателей по категориям медицинских работников, с определением

итогового периода в 2018 году, т.е. на 1 год позднее. При этом изменения в

указанные выше соответствующие Распоряжения Правительства РФ не внесены; в

рамках социального партнерства они не обсуждались.

Озабоченность Профсоюза вызывают и проблемы формирования систем

оплаты труда работников медицинских организаций.

И здесь мы также вынуждены констатировать неисполнение Правительством

РФ нормы Вашего Указа № 597 от 07.05.2012 г. об утверждении базовых окладов

по профессиональным квалификационным группам должностей работников.

В этих условиях отсутствие единых отраслевых подходов, учитывающих

специфику деятельности медицинских работников, обусловило существенные

различия в уровнях оплаты труда работников по субъектам РФ, что в

значительной степени обуславливает внутриотраслевой межрегиональный

дисбаланс кадров специалистов.

Меры по совершенствованию систем оплаты труда в здравоохранении,

исходя из увеличения гарантированной части (должностного оклада) в структуре

заработной платы, в условиях отсутствия дополнительных финансовых средств на

эти цели, привели на местах к уменьшению и даже исключению иных

надтарифных выплат, в первую очередь, стимулирующего характера. Таким

образом, существенно затруднена реализация одного из главных направлений

совершенствования систем оплаты труда в рамках «эффективного контракта» —

зависимость размеров материального вознаграждения работников от качества,

результативности их деятельности, что также предусмотрено Вашим Указом.

Эта проблема в значительной степени обусловлена тем, что в

предшествующие три года как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, не

проводилась индексация фондов оплаты труда государственных учреждений.

Более того, не запланирована индексация также в 2017 году и в последующие

2018-2019 годы.

В сложившихся условиях планируемые меры по повышению минимального

размера оплаты труда без дополнительного финансового обеспечения приведут к

практически полной невозможности обеспечить необходимую дифференциацию в

уровнях оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников.

 

                     Уважаемый Владимир Владимирович!

 

В основе Ваших Указов от 07.05.2012 г., предусматривающих меры по

совершенствованию систем оплаты труда работников здравоохранения, заложена

концептуальная задача сохранения кадрового потенциала, повышения

престижности и привлекательности профессии, что в конечном итоге направлено

на повышение качества и доступности медицинской помощи.

Отмечая, что в здравоохранении страны в настоящее время реализуется

комплекс мер по совершенствованию подготовки профессиональных кадров и

механизмов допуска их к профессиональной деятельности, Профсоюз вынужден

констатировать, что реальная ситуация, связанная с обеспечением социально-

экономических прав работников, принципиально не меняется.

Убеждены, что дальнейшее обострение проблемы и без того крайне низкого

уровня материальной оценки труда работников сферы здравоохранения на фоне

роста интенсификации их труда, не позволит разрешить критическую ситуацию с

кадровым обеспечением отрасли, что, в свою очередь, сопряжено с ухудшением

качества и снижением доступности оказываемой медицинской помощи населению.

В этой связи считаем необходимым принятие на федеральном уровне

Комплексной программы по совершенствованию кадровой политики в отрасли,

ориентированной не только на совершенствование подготовки кадров, повышение

квалификации специалистов, но и на решение вопросов достойной оценки их

труда, соответствующей степени социальной значимости и ответственности их

профессиональной деятельности.

Профсоюз считает, что первоочередным шагом в решении имеющихся

проблем в этой сфере должна стать реальная, не только на основе формальной

статистики, оценка на государственном уровне ситуации в части оплаты труда,

уровня интенсификации труда работников отрасли, что позволит скорректировать

в ближайший период меры, направленные на достижение целевых показателей,

обозначенных в Вашем Указе № 597.

Направляя Вам «Сводную информацию о динамике среднемесячной

заработной платы медицинских работников за 2016 год по отношению к

предыдущим отчетным периодам», обобщенную ЦК Профсоюза по данным

Росстата (приложение № 1), «Итоги выполнения «дорожных карт» в 2016 году,

направленных на повышение заработной платы медицинских работников»

(приложение № 2), а также Отчет о научно-исследовательской работе «Оценка

системы оплаты труда, условий труда и кадрового потенциала медицинских

работников в условиях реформирования системы здравоохранения» с

приложением его электронной версии, надеемся на Ваше личное содействие в

инициировании принятия конкретных решений по кругу обозначенных проблем.

 

V Пленум ЦК профсоюза

31 мая 2017 года