​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Обращение делегатов 28-й конференции УРО ПРЗ РФ

15.01.2015

ОБРАЩЕНИЕ

 делегатов 28-ой отчетно-выборной конференции УРО ПРЗ РФ

в адрес Министерства труда и социальной  защиты РФ

Министерства здравоохранения РФ,

ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ

 

Удмуртская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ серьезно обеспокоена  складывающейся ситуацией в отрасли в связи с реализацией ФЗ от 28.12.13г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Как показала практика,  по результатам специальной оценки условий труда (далее СОУТ)   у многих медицинских работников снижается уровень гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым договором за работу во вредных условиях труда. К сожалению, это  обусловлено не улучшением условий труда, а организационными  преобразованиями - сокращением перечня вредных производственных факторов, изменением Методики оценки условий труда и пробелами в нормативном регулировании вопросов оценки условий труда.

 1.Существенные изменения претерпели критерии оценки биологического фактора. Согласно п.29 Методики оценку биологического фактора  проводят на рабочих местах, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами 1-4 групп патогенности. Такие разрешительные документы  имеют только клинико-диагностические лаборатории, так как лицензирование самой организации, предоставляющей медицинские услуги в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, согласно ФЗ от 04.05.2011г. №99-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. №317, не проводится.

Кроме этого, для целей СОУТ изменен порядок отнесения класса условий труда при воздействии биологического фактора.   Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда работников, имеющих контакт с возбудителями инфекционных заболеваний (кроме особо опасных инфекций), отнесены к классу 3.3, то по результатам  СОУТ условия труда на  этих же рабочих местах будут оценены по классу 2 или 3.1. Таким образом, работники, работающие в одном ЛПУ, в одних и тех же условиях будут  иметь разный уровень гарантий и компенсаций.

 2. Из оценки условий труда фактически выпадают лекарственные препараты нового поколения. Среди них антибиотики, нейролептики и др. группы препаратов, многие из которых являются канцерогенами, высокоопасными аллергенами, веществами раздражающего действия и вызывают профзаболевания.

Несмотря на то, что Приложение №1 к Методике проведения СОУТ предусматривает порядок отнесения условий труда при воздействии химического фактора к определенному классу,  на практике измерения химических веществ, применяемых в медицине, не могут быть проведены по ряду причин:

-  для  большинства лекарственных препаратов ПДК в воздухе рабочей зоны не определена. В ГН 2.2.5.1313-03, СанПиН 2.1.3.2630-10 (Приложение №4) Перечень ПДК лекарственных средств весьма ограничен;

- в освоении высокозатратных и редко востребованных методов определения концентрации лекарственных средств не заинтересованы испытательные лаборатории. Заключение подрядных договоров с высокооснащенными лабораториями НИИ существенно повысит стоимость СОУТ. Например, определение  фторотана (анестетик, вещество опасное для репродуктивного здоровья человека) основано на использовании газожидкостной хроматографии на приборе с пламенноионизационным детектором.

 3. Оценка  напряженности трудового процесса сократилась с 23 до 5 показателей. В результате выведения из оценки показателей интеллектуальных (решение сложных задач и др.)  и эмоциональных нагрузок (степень ответственности, значимость ошибки и др.) оценка напряженности трудового процесса по результатам СОУТ относит медицинских работников операционных и реанимационных отделений, психоневрологических диспансеров, скорой медицинской помощи и многих других работников к 1 классу условий труда.

 

 Изложенное позволяет сделать вывод:

- введенные в Методику проведения СОУТ ограничения некорректны  и недопустимы при оценке рабочих мест медицинских работников;

- результаты СОУТ не  отражают фактического состояния условий труда   в учреждениях здравоохранения и не могут применяться для целей информирования работников об условиях труда, существующем риске повреждения их здоровья, установления гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.

 

 Профсоюз обращает внимание:

- на выявленные несоответствия целей и задач СОУТ;

- на несовершенство нормативных актов, применяемых для целей СОУТ;

- на обозначенные  отраслевые проблемы, в т.ч. необоснованная отмена гарантий и компенсаций за работу в условиях неустранимых вредных факторов;

-  на рост социальной напряженности в коллективах.

 

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения уровня социальной защищенности медицинских работников Удмуртская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ предлагает:

- пересмотреть  критерии идентификации и оценки биологического фактора, установить класс условий труда медицинских работников, имеющих контакт с возбудителями инфекционных заболеваний не ниже класса 3.2, а при контакте с возбудителями заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 1.12.04г. № 715) – не ниже класса 3.3 без права снижения класса условий труда;

- включить в Приложение №1 к Методике проведения специальной оценки условий труда Перечень лекарственных препаратов (не включенных в приложения№2-8), подлежащих идентификации  и последующей оценке без проведения измерений с учетом характера воздействия и класса опасности основного действующего вещества препарата;

- разработать  информационный справочник потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в учреждениях здравоохранения в помощь членам комиссий по проведению СОУТ;

- включить дополнительно в Перечень рабочих мест, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.04.14г. №290, рабочие места, на которые распространяется действие Федеральных законов  от 02.06.92г. №3181-1,  от 30.03.95г. №38-ФЗ,   от 18.06.01г. №77-ФЗ, с целью организации единого подхода к оценке условий  их труда;

- учесть выявленные «перекосы» Методики проведения СОУТ и предложения профсоюзной стороны при разработке особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных Перечнем рабочих мест,  утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014г. №290.