​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О специальной оценке условий труда

05.03.2014

Новый 2014 год в области охраны труда начался с кардинальных перемен.

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от  28  декабря 2013 года, с 1 января 2014 года единственной процедурой по анализу и оценке условий труда является спецоценка.

Основная задача закона – реально заинтересовать работодателя улучшать условия труда на рабочих местах и, тем самым, модернизировать производство. Отчисления по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд зависят от реального  состояния условий труда на рабочих местах. Чем лучше условия труда – тем меньше отчисления!

Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую СОУТ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом законе конкретизированы и выделены в отдельные статьи.

СОУТ  подлежат все рабочие места, за исключением мест надомников и дистанционных работников. Также была выделена группа рабочих мест, для которой будет разработан отдельный порядок проведения СОУТ. Это, к примеру, водолазы, работники атомной промышленности, летчики и т.д. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет, кроме случаев ее внепланового назначения. Причем, если ранее в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации.

Схема проведения СОУТ очень схожа с АРМ: принятие решения работодателем о проведении, выбор организации, проводящей СОУТ, создание комиссии, определение графика работ, перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, последующий анализ состояния условий труда на рабочих местах, установление класса условий труда, составление отчета о результатах, передача итоговых сведений в контрольно-надзорные органы.

Но существенные различия в порядке проведения имеются.

В отличие от АРМ в СОУТ был введен такой этап, как идентификация факторов производственной среды и трудового процесса. Эта процедура проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест, которые по результатам ранее проведенной АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест работников, чьи профессии относятся к Спискам №1 и №2 и другим спискам, дающим право на гарантии и компенсации. В отношении рабочих мест, на которых при осуществлении идентификации не выявлены вредные и опасные факторы, законом предусмотрена возможность декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация действительна пять лет и в дальнейшем, если в этот период на рабочих местах не происходили несчастные случаи и у работников не выявлялись профзаболевания, ее действие продлевается. В ином случае действие декларации прекращается, а в отношении таких рабочих мест проводится внеплановая спецоценка.

На рабочих местах, на которых были идентифицированы вредные факторы, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).

Работник в период проведения СОУТ на его рабочем месте вправе присутствовать, обращаться за получением разъяснений и обжаловать результаты этой процедуры.

Законом созданы условия для участия профсоюзов в СОУТ, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления профсоюзам права на получение соответствующих разъяснений по результатам этой процедуры и на обжалование этих результатов, включая право инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда.

Помимо того, что СОУТ - это порядок, в соответствии с которым анализируется состояние условий труда, это еще и новый механизм, который регулирует систему предоставления гарантий и компенсаций, а также выплат страховых тарифов в Пенсионный фонд РФ.

По результатам специальной оценки условий труда в Трудовом кодексе РФ изменены размеры компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). 

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени. 

 Предусмотрена для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. 

Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

 Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. 

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. 

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. 

Обязанности по улучшению условий труда и выполнению всех требований трудового законодательства в сфере охраны труда  работодатель должен был исполнять и ранее, только надо признать, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, государство кардинально изменяет меры наказания.

С 1 января 2015 года размер штрафных санкций увеличивается практически вдвое.

Ранее для нарушений в области охраны труда была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделана градация на конкретные основания.

В целях плавного перехода к новому порядку оценки условий труда на рабочих местах устанавливаются переходные положения, предусматривающие отложенные сроки введения в действие некоторых требований к специализированным организациям и экспертам (вплоть до 31 декабря 2018 года).

При необходимости,  дополнительную информацию по вопросам охраны труда Вы можете получить в министерстве труда и социального развития Ростовской области по адресу: 344000 г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161, (тел. (863) 210-11-22, 210-11-38, факс (863) 263-89-19, е-mail:  ооt104@protect.donpac.ru; oao@protect.donpac.ru).

 

Г.Г. Лозун

Начальник отдела управления охраной

труда и государственной экспертизы

условий труда управления по труду

министерства труда и социального

развития Ростовской области