​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛЫШАНЫ

06.04.2014

     За последние годы в государственной системе здравоохранения Владимирской области сложился резкий кадровый дефицит: отрасль испытывает острую нехватку специалистов. Медучреждения нуждаются более чем в 800 врачах по целому перечню специальностей и почти в 1200 средних медицинских работниках. Это, в свою очередь, ведёт к существенной интенсификации труда медработников. Фактически специалистам отрасли приходится трудиться на 1,5 – 2,0 ставки и более. И это не считая работы, выполняемой по совмещению и за временно отсутствующих работников. При такой ситуации официальные цифры статистики о заработной плате медицинских работников (по утверждённым формам отчётности на физическое лицо) не отражают её реального размера при нормальных нагрузках – из расчёта на одну штатную должность. С 2008 года, то есть с самого начала перехода ЛПУ области на новую отраслевую систему оплаты труда, областной комитет профсоюза работников здравоохранения РФ добивался на всех уровнях повышения размеров базовых должностных окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников здравоохранения и выделения дополнительных бюджетных средств на эти цели. По настойчивому требованию обкома Профсоюза, в течение последних шести лет базовые оклады медработников области поэтапно увеличивались. Однако и после последней индексации с 01 октября 2012 года, размер базового оклада лишь по одной из семи профессиональных квалификационных групп достиг уровня минимального размера оплаты труда. Переговоры в областной администрацией по данному вопросу возобновились осенью 2013 года в контексте произведённой индексации заработной платы бюджетников, работающих в учреждениях федерального подчинения, на 5,5 процентов в соответствии с распоряжением Правительства России.

     Обком Профсоюза выступил с инициативой провести аналогичную индексацию на уровне региона. В течение всего четвёртого квартала, вплоть до начала 2014 года, экономисты департамента здравоохранения просчитывали возможность увеличения размеров базовых должностных окладов, а областной комитет Профсоюза неотступно требовал кардинального повышения «базовой части» заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения как необходимого условия роста её гарантированной составляющей. Тем более что соответствующая установка содержится сегодня и в региональном трёхстороннем Соглашении, и в территориальном Соглашении по ЦФО, подписанном и Губернатором нашей области. Наконец, в феврале 2014 года было издано Постановление Губернатора области, которым базовые должностные оклады медицинских работников государственных учреждений здравоохранения проиндексированы на 30 процентов. Увеличение размера базового оклада, с учётом доплат (коэффициентов) за квалификационный уровень и категорию, учёную степень и почётное звание, компенсационных выплат за работу в ночное время, во вредных и опасных условиях труда, в итоге дало значительный прирост доли гарантированной части в общей сумме заработной платы каждого работника. Вместе с тем, одной из основных причин продолжающегося оттока квалифицированных медицинских кадров, в первую очередь, молодых специалистов, в другие регионы и частную систему здравоохранения – наряду с низким уровнем заработной платы (при работе с умеренной нагрузкой) – является также отсутствие у работников реальных возможностей приобретения жилья или улучшения жилищных условий, в том числе за счёт действующих на территории области целевых жилищных программ. По своей остроте жилищная проблема для медицинских работников стоит сегодня наравне с вопросами повышения оплаты труда. На протяжении более чем пяти лет Владимирский областной комитет профсоюза работников здравоохранения РФ неоднократно обращался непосредственно и через Областную трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в Администрацию области (в департамент здравоохранения и лично к Губернатору области), в адрес Председателя Законодательного Собрания по вопросам о необходимости принятия комплекса мероприятий по привлечению и закреплению кадров в государственной системе здравоохранения области, важнейшим из которых представляется разработка и утверждение на региональном уровне программы льготного ипотечного кредитования медицинских работников.

     На сегодняшний день такая программа («Социальная ипотека») принята и действует лишь на территории города Владимира. Данной программой предусмотрены льготные условия ипотечного кредитования для работников медицинского профиля, включая субсидирование первоначального взноса и бюджетную поддержку на погашение процентов по ипотечному кредиту в течение первых пяти лет. С 2013 года, по инициативе областного комитета Профсоюза, действие данной Программы, изначально формировавшейся для работников муниципальной системы здравоохранения г.Владимира, было распространено и на работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города. Всего за период действия программы ипотечные кредиты на льготных условиях получили более 50 работников государственной системы здравоохранения, в том числе более 15 врачей и 30 фельдшеров и медицинских сестёр, на общую сумму свыше 58 миллионов рублей. Параллельно обком Профсоюза подготовил предварительный законопроект о социальных выплатах медицинским работникам при ипотечном жилищном кредитовании и сформулировал предложения по порядку и условиям их предоставления для внесения на рассмотрение Губернатору области. И вот в начале 2014 года наши предложения были услышаны региональными законодателями. По договорённости с председателем профильного комитета Законодательного Собрания области по вопросам здравоохранения, Постановлением Заксобрания была создана рабочая группа для решения проблемы обеспечения жильём медицинских работников, в состав которой вошёл и представитель областной организации Профсоюза. 24 марта текущего года на первом заседании рабочей группы принято решение вести работу по двум основным направлениям: по пути расширения действия программы «Социальная ипотека» и усиления мер бюджетной поддержки заёмщиков, работающих в медицинских учреждениях города Владимира, разработки и принятия аналогичных программ в муниципальных образованиях города, а также строительства ведомственного жилья в целях выделения квартир медицинским работникам за минимальную арендную плату с возможностью последующей передачи их в собственность работника – разумеется, при условии отработки необходимого стажа в здравоохранении. В настоящее время, в рамках рабочей группы, обкомом Профсоюза совместно с департаментом здравоохранения и Владимирским городским ипотечным фондом готовятся предложения по расширению категорий участников муниципальной программы «Социальная ипотека для жителей города Владимира на 2012 – 2018г.г.». Предполагается дополнительно включить в действующий перечень специалистов с иным, немедицинским образованием, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи населению, увеличить до 300 – 400 тысяч рублей размер бюджетной субсидии на первоначальный взнос по ипотеке и снизить до нуля процент погашения по кредиту в течение первых пяти лет для молодых специалистов, пришедших на работу в отрасль, врачей самых дефицитных специальностей и семей, двое и более членов которых работают в государственной системе здравоохранения области.

     Следующим шагом станет внесение дополнений в действующую государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Владимирской области» в целях создания льготных условий ипотечного жилищного кредитования медицинских работников государственной системы здравоохранения в масштабах области. Прорабатывается также вариант внесения изменений в соответствующую норму Закона Владимирской области о здравоохранении, которое обяжет муниципалитеты принимать программы льготного ипотечного кредитования медработников на местах. Для реализации этих программ рассматривается возможность софинансирования за счёт средств областной казны и местных бюджетов.