​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Постановление V Пленума по СОУТ 2016г.

03.03.2016

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 

КОМИТЕТ

КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

V ПЛЕНУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

   г. Краснодар                                                                                           25 февраля 2016г.

 

О ситуации в отрасли, связанной с реализацией законодательства о СОУТ и задачах выборных органов организаций Профсоюза всех уровней при осуществлении ими контрольных функций

 

Заслушав и обсудив доклад председателя Краснодарской краевой организации Профсоюза Т.А. Петренко, выступления членов краевого комитета Профсоюза о ситуации в медицинских организациях, связанной с реализацией законодательства о СОУТ и задачах выборных органов организаций Профсоюза всех уровней при осуществлении ими контрольных функций, представителей министерства здравоохранения, министерства труда и социального развития, и государственной инспекции труда края, участники V Пленума отметили, что проблемы и вопросы, возникающие при проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях, значительно влияют на уровень социальной защищенности медицинских работников.

Большинство руководителей местных и первичных организаций Профсоюза выразили озабоченность ввиду необоснованного снижения классов (подклассов) условий труда на рабочих местах работников по результатам проведения специальной оценки, что повлекло за собой снижение или отмену ранее предоставляемых и гарантированных государством дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенных размеров оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени. Данная ситуация стала возможной из-за исключения в оценке постоянно присутствующих в работе медицинских работников ряда факторов производственной среды и трудового процесса. В частности, это относится к показателям напряженности трудового процесса, которые ранее учитывались при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и являлись характерными для всех медицинских работников отрасли.

Краевая организация Профсоюза поддержала инициативу ЦК Профсоюза по внесению изменений в УК РФ в части усиления уголовной ответственности за противоправные действия в отношении медицинских работников при исполнении ими своих обязанностей.

ЦК Профсоюза после проводимых с представителями Минтруда России и Минздрава России в 2014 году и первом полугодии 2015 года переговоров удалось внести ряд изменений в Методику проведения СОУТ и утвердить приказом Минтруда России особенности проведения СОУТ для отдельных категорий медицинских работников (хирургия, скорая помощь, высокие технологии, биологический фактор). Но трудности в реализации федерального закона остались, так как возникают сложности из-за разночтений при применении данных приказов Минтруда России при оценке воздействия биологического фактора. Экспертами организаций, проводящими СОУТ, не осуществляется оценка травмоопасности отдельных категорий медицинских работников, оказывающих, в силу своих должностных обязанностей, помощь лицам с агрессивным поведением, асоциальным лицам с криминальными наклонностями.

Остается неоднозначным применение положений Методики проведения СОУТ при оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах работников, которые требуют разъяснений в части учета контактной передачи инфекционного заболевания от пациента к медицинскому работнику, биологических материалов к иным работникам.

В Методике проведения специальной оценки условий труда не определена возможность при заполнении в картах специальной оценки строк, определяющих обоснование в необходимости обеспечения работников гарантированными компенсационными мерами за осуществление ими профессиональной деятельности по охране здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Ввиду того, что в медицинских организациях аттестация рабочих мест по условиям труда до 2014 года из-за отсутствия финансовых средств проводилась выборочно, это привело к тому, что в некоторых учреждениях здравоохранения по одним и тем же специальностям медицинские работники стали иметь разную продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков. Это приводит к социальной напряженности в коллективах. Для недопущения в коллективах подобных ситуаций работодатели вынуждены изыскивать дополнительные средства на проведение внеплановой специальной оценки условий труда.

Участники Пленума считают необходимым продолжить совместную работу с Минздравом и Минтрудом, государственной инспекцией труда в Краснодарском крае, и находиться в постоянном диалоге по внесению изменений в законодательство и разработке нормативных правовых актов по оценке условий труда, управлению профессиональными рисками с учетом отраслевой направленности документов Роспотребнадзора, отраслевых Рекомендаций для целей специальной оценки условий труда.

Основными задачами выборных профсоюзных органов в современных условиях при реализации законодательства о специальной оценке условий труда должны стать:

·          активизация профсоюзного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда, в том числе с государственными органами надзора и контроля, органами управления здравоохранением в территориях края;

·          контроль за выполнением работодателями отраслевых соглашений и коллективных договоров, предусматривающих условия и порядок предоставления работникам компенсационных мер;

·          принципиальность в отстаивании своей позиции в обеспечении работников отрасли компенсационными мерами на основании качественной оценки всех имеющихся вредных факторов трудового процесса и производственной среды, а также данных производственного контроля;

·          проведение постоянного анализа ситуации по применению законодательства о спецоценке условий труда на основании мониторингов ситуации по вопросам условий и охраны труда, а также их анализа для выработки общей тактики действий Профсоюза при взаимодействии с органами государственными власти;

·          использование независимой экспертизы условий труда.

 

V ПЛЕНУМ КОМИТЕТА Краснодарской краевой организации Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Краевому комитету Профсоюза:

1.1. Принимать участие в обсуждении проектов законов и иных нормативных актов, в том числе о специальной оценке условий труда, и внесении предложений и дополнений к ним.

1.2. Проводить постоянный анализ ситуации по применению законодательства о спецоценке условий труда на основании мониторингов.

1.3. Подготовить и провести в течении 2016 года обучение уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза по применению законодательства о специальной оценке условий труда.

1.4. Обеспечивать методическими пособиями профработников и актив в целях их подготовки и участия в проведении мероприятий при реализации законодательства о СОУТ. 

1.5. Оказывать первичным профсоюзным организациям методическую и практическую помощь, в том числе при направлении ими документов в органы государственной экспертизы для оценки качества и оспаривания результатов СОУТ или судебные органы.

1.6. Обратиться в Министерство здравоохранения Краснодарского края и другие заинтересованные ведомства с предложением о создании рабочих групп:

- по выработке единых подходов и рекомендаций по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах в медицинских организациях края и предоставлению компенсационных мер работникам;

- по разработке проекта отраслевого положения «О системе управления охраной труда в медицинских организациях Краснодарского края».

1.7. Обратиться в ЦК Профсоюза с предложениями о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ:

- в статью 92 Трудового кодекса РФ об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, абзац 5 части первой изложить в следующей редакции: «для работников, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условия труда отнесены к вредным условиям труда — не более 36 часов в неделю, к опасным условиям труда — не более 30 часов в неделю»;

- в статью 117 Трудового кодекса РФ, первый абзац которой изложить в следующей редакции: «Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда либо опасным условиям труда»;

- в раздел X «Охрана труда» порядок привлечения не освобожденных от основной работы председателя или иного представителя первичной организации профсоюза к участию в комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

«Представитель первичной организации профсоюза или иного представительного органа работников, не освобожденные от основной работы участвующие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок работы комиссии в соответствии с утвержденным графиком проведения специальной оценки условий труда».

1.8. Обратиться в Краснодарское краевое объединение с предложением о внесении изменений в проект Федерального закона                     № 951060-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»:

- в часть 1 статьи 1 проекта Федерального закона №951060-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» заменить слово «может» на слово «обязан»;

- часть 1 статьи 1 проекта Федерального закона №951060-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» дополнить пунктом 4 следующего содержания: «опрос работника, занятого на рабочем месте»:

«8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, обязан осуществлять: 1) изучение документации и материалов, характеризующих технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырьё, и регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте; 2) обследование рабочего места; 3) осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте; 4) опрос работника, занятого на рабочем месте; 5) иные мероприятия, предусмотренные процедурой идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.».

2. Руководителям городских, районных и первичных организаций Профсоюза:

2.1. Предусматривать в коллективных договорах:

- условия предоставления и размеры компенсационных мер работникам за работу во вредных условиях труда по результатам СОУТ не ниже предусмотренных в Отраслевых соглашениях;

- порядок привлечения не освобожденных от основной работы председателя или иного представителя первичной организации профсоюза к участию в комиссии по проведению СОУТ.

2.2. Осуществлять постоянный контроль за выполнением работодателями территориальных Отраслевых соглашений и коллективных договоров в части предоставления работникам гарантий и компенсаций, за соблюдением требований охраны труда, в том числе совместно с государственными органами надзора и контроля, органами управления здравоохранением в территориях края.

2.3. Проявлять принципиальность в отстаивании своей позиции в обеспечении работников отрасли компенсационными мерами по результатам специальной оценки условий труда указанными в картах СОУТ. Осуществлять контроль оценки всех без исключения вредных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах.

2.4. На основании анализа сопоставимости результатов производственного контроля с результатами СОУТ и при несогласии работников с результатами спецоценки проводить независимую экспертизу условий труда.

2.5. Проводить работу по избранию в структурных подразделениях уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза и их подготовке в соответствии с Положением об уполномоченном лице по охране труда.

2.6. Повышать уровень знаний профработников и актива по вопросам предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

 

2.7. Рассматривать на заседаниях президиумов комитетов организаций Профсоюза совместно с органами управления здравоохранением в территориях края следующие вопросы:

• выполнения региональных программ улучшения условий и охраны труда, разделов «Условия и охрана труда» отраслевых территориальных соглашений и коллективных договоров, результаты проведения специальной оценки условий труда, установления компенсационных мер работникам, состояния травматизма и заболеваемости, связанных с профессиональной деятельностью работников медицинских организаций;

• реализации мероприятий по обеспечению финансирования охраны труда в медицинских организациях и обязательного использования работодателем средств, выделяемых Фондом социального страхования России на предупреждение случаев травматизма и профзаболеваний, обучение по охране труда, проведении специальной оценки условий труда;

• обеспечения работников медицинских организаций спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями;

·  обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком в соответствии с установленными нормами.

3. Техническому инспектору труда ЦК Профсоюза в Краснодарском крае А.В. Седневу:

3.1. Проводить мониторинг специальной оценки условий труда в учреждениях здравоохранения Краснодарского края, а также освещать в информационных печатных изданиях и Интернет ресурсах Профсоюза итоги работы по результатам специальной оценки условий труда.

3.2. Оказывать практическую и методическую помощь местным и первичным организациям Профсоюза по вопросам организации работы по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда.

4. Разместить настоящее постановление на сайте крайкома Профсоюза и в «Вестнике крайкома Профсоюза».

5. Заведующей организационным отделом крайкома Артеменко Е.А. и заведующей АХО Немолякиной Е.С. направить настоящее постановление в Министерство здравоохранения Краснодарского края, Министерство труда и социальной защиты Краснодарского края, в государственную инспекцию труда в Краснодарском крае, а также во все местные и первичные организации Профсоюза для использования в работе.

6. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

 

 

 

Председатель                                                                            Т.А. Петренко