​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

ПРИНЯТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА"

26.02.2014

01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (www.rosmintrud.ru/docs/laws/114), который определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации.  

Специальная оценка условий труда разработана, прежде всего, в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, а так же в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Исключая дополнительные финансовые расходы работодателей в отношении рабочих мест, где была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего ФЗ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда осуществляется федеральной инспекцией труда. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда работодателем либо ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.

С введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.

Так изменения в Трудовом законодательстве РФ касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях. Например, согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда обязательно включаются в трудовой договор. В нем также фиксируются характеристики условий труда на рабочем месте.

В соответствии с частью 1 статьи 117 Трудового кодекса РФ работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней, а продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В силу части 3 статьи 126 Трудового кодекса РФ замена денежной компенсацией дополнительного отпуска за "вредность" не допускается, за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случая, установленного частью 4 статьи 117 Трудового кодекса РФ. В этой норме закреплено, что на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а так же с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за «вредность», превышающая 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. Поправки в Трудовой Кодекс РФ разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. Кроме того, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.

Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

С внесением изменений в статью 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «Периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам…» Размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность выхода работника на досрочную пенсию, поставлены в прямую зависимость от результатов специальной оценки условий труда. С 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд работников, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. В 2014 году дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ зависят и от установленного класса условий труда по результатам проведенной специальной оценки условий труда.

Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.

 

Технический инспектор труда ЦК Профсоюза

работников здравоохранения по Курской области

Прокопенко С.Н.