​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​
Профсоюз помог!

13.11.2017

Профсоюз помог!

 

Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эти положения закреплены ст. 2 Конституции России и лежат в основе раздела XIII Трудового кодекса РФ. Защита трудовых прав работников — это обеспечение соблюдения трудовых прав, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством, за нарушение трудовых прав работников. Защита трудовых прав граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства. Независимость профессиональных союзов является необычайно важна для социально — экономического развития демократического общества, развития социально —  трудовых отношений и углубления процессов социального партнерства.

Хотелось бы обозначить роль Профсоюза в защите социально трудовых прав и его место при предоставлении социальных гарантий работникам — членам Профсоюза.

Так в Алтайскую Республиканскую организацию Профсоюза работников здравоохранения РФ, обратился член Профсоюза, ранее занимавший должность Председателя ППО, по вопросу увольнения с работы по основанию, предусмотренному п.5 ч. 1 ст.81 ТК РФ (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Однако работодатель не учел, то, что в соответствии со ст.ст. 25, 27 Федерального закона № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 376 Трудового кодекса РФ, увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий. Согласно ст. 374 ТК РФ увольнение работников, по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении, вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение. В вышестоящий профсоюзный орган – Алтайскую Республиканскую организацию профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, работодателем, соответствующих проектов документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении, предоставлено не было, поэтому увольнения работника являлось незаконным.

Обратившемуся  члену ППО была оказана помощь в составлении искового заявления и выступления в суде, в качестве третьего лица в защиту нарушенных трудовых прав.

В судебном заседания ответчик утверждал, что не должен был представлять проекты документов об увольнении, для получения мотивированного мнения вышестоящего профсоюзного органа, ссылался на Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. № 1369-О, которое признало недействующим и не подлежащим применению положение ч. 1 ст. 374 ТК РФ в части, касающейся увольнения руководителя профсоюза (его заместителя) по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.

Однако ответчик не учел, что после вынесения Конституционным Судом РФ данного Определения, Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 199-ФЗ в статью 374 ТК РФ внесены изменения, действующие по настоящее время. Необходимость обращения работодателя за получением мотивированного мнения (согласия или отказа в предоставлении такового) вышестоящего выборного профсоюзного органа в отношении таких работников противоречащей Конституции РФ не признавалась. Напротив, Конституционным Судом РФ в Определениях от 27.06.2017 г. № 1274-О и от 27.06.2017 г. № 1275-О указано, что части первая и вторая статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации по своему содержанию направлены на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений. Положения этой статьи устанавливают запрет на увольнение соответствующих категорий профсоюзных работников без реализации установленной в ней специальной процедуры прекращения трудового договора, предоставляя тем самым руководителям (их заместителям) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, дополнительные гарантии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года № 697-О и от 18 октября 2012 года № 1876-О). Часть пятая статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации также носит гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 г № 227-О). Таким образом, действующие редакции ч.ч. 1, 2, 5 ст. 374 ТК РФ Конституционным Судом РФ признаны соответствующими Конституции РФ.

Так, суд пришел к выводу о неправомерности издания работодателем приказа об увольнении. Так как работодатель, не обратившись в вышестоящий профсоюзный орган за получением мотивированного мнения относительно увольнения работника 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, нарушил установленную законом специальную процедуру прекращения трудового договора.

Таким образом, исковые требования члена Профсоюза, ранее занимавшего должность Председателя ППО, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в ранее занимаемой должности, были удовлетворены.