​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Спецоценка условий труда медицинских работников учреждений здравоохранения области – на постоянном профсоюзном контроле!

Спецоценка условий труда медицинских работников учреждений здравоохранения области – на постоянном профсоюзном контроле!

07.08.2015

6 августа 2016 года на заседании Президиума областного комитета Профсоюза рассмотрен вопрос о ходе реализации ФЗ от 28.12.2013г. № 426 «О специальной оценке условий труда» в ряде учреждений здравоохранения Вологодской области. Огромную практическую помощь в проведении независимой экспертизы итогов специальной оценки условий труда оказывает области главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ Юрий Витальевич Гузнаев.

На Президиуме рассмотрены и приняты к исполнению итоговые документы VI Съезда Профсоюза работников здравоохранения РФ.

Постановления Президиума ОК предлагаем Вашему вниманию.

Постановление Президиума ОК №4-2 от 6 августа 2015 г.

О задачах областной организации Профсоюза работников здравоохранения по исполнению Постановлений и резолюций VI Съезда Профсоюза работников здравоохранения РФ – 20-21 мая 2015г.

Президиум ОК, заслушав информацию о работе и итогах VI Съезда Профсоюза констатирует:

Прошедший отчетный период прошел в условиях продолжения реформы здравоохранения и значительных изменений в законодательной и нормативной базе деятельности всей бюджетной сферы. Федеральные законы: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», « Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О специальной оценке условий труда», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты связанные с принятием ФЗ № 426» являются основополагающей законодательной базой, в рамках которой Профсоюз осуществляет представительство и защиту прав и интересов членов Профсоюза, Выборные органы Профсоюза действовали в соответствие с решениями V Съезда Профсоюза 20-21 мая 2010 года, добиваясь повышения размера оплаты труда, справедливого стимулирования труда за качественный и интенсивный труд, четкого выполнения федеральных  стимулирующих программ по модернизации здравоохранения и приоритетному национальному проекту «Здорвье», настаивая на едином федеральном регулировании  основополагающих моментов: определение размера базовых окладов, исключения из МРОТ стимулирующих и компенсационных выплат, поэтапного увеличения размера МРОТ до прожиточного минимума. В связи с продолжающейся реструктуризацией, формирования 3-х уровневой системы организации оказания медицинской помощи с приоритетами на амбулаторную помощь, дневные стационары и хирургию одного дня, деятельность Профсоюза в целом и организаций Профсоюза на местах расширялась, и защита была направлена на сохранение уровня тарифов на медицинские услуги и уровня финансирования учреждений здравоохранения. В связи с переходом на единые тарифы в системе ОМС, внимание было обращено на процесс  выравнивания тарифов и, прежде всего, их увеличение в учреждениях здравоохранения, имеющих низкий уровень тарифов на медицинские услуги.

За отчетный период действия выборных органов Профсоюза всех уровней были направлены на усиление взаимодействия с социальными партнерами.

Профсоюз отстаивает позиции увеличения доли  здравоохранения от ВВП и повышения размера страхового взноса на ОМС.

Доля на здравоохранение увеличена до 4% от ВВП и на 2% повышен размер страхового взноса, установлены расчетные коэффициенты по субъектам РФ на страхование неработающего населения. Активизировалась работа представителей Профсоюза в процессе тарифного регулирования оказания  медицинских услуг.

С участием Профсоюза формировались положения Указов Президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2012 года.

Показатели регионов по выполнению «Дорожных карт» за 2014 год в части заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, превысили, контрольные показатели;

- врачи 141,8 % при плане 130,7 %

- средний медицинский персонал 80,7 % при плане 76,2 %.

Не обеспечено выполнение утвержденных показателей по младшему медицинскому персоналу. По данным Росстата средний размер заработной платы составил 28,2 тысячи рублей за 2014 год, что выше аналогичного показателя  за 2010 год    на 71%, и составил 87%,  от уровня средней заработной платы по экономике РФ в 2014 году. Острым вопросом является вопрос вторичной  занятости и интенсификации труда работников. Профсоюз продолжает настаивать на расчете средней заработной платы на 1 должность, а не на физическое лицо. Ежегодная индексация заработной платы в связи с расчетом потребительских цен и  тарифов произведена на  федеральном уровне, но не во всех субъектах РФ.

В связи с введением нового понятия «Эффективный контракт» по инициативе ЦК Профсоюза в  Методических рекомендациях Минздрава России по определению показателей эффективности  деятельности учреждений и работников отражена необходимость коллегиальной оценки результатов труда с обязательным участием  представителей первичных организаций Профсоюза. Ежегодно с участием Профсоюза  разрабатываются Единые рекомендации по оплате труда РТК.

В 2013 году начата работа по разработке профстандартов.

ЦК Профсоюза работал над внесением изменений и дополнений в Номенклатуру учреждений, должностей, в квалификационные характеристики и квалификационные требования к специалистам.

Большая работа проведена по совершенствованию законодательства по СОУТ. Последние годы вошли в практику работы социальные выплаты по программе «Земский доктор» - 1 млн. рублей и частичная оплата найма коммерческого жилья. Защита работников продолжена через коллективно договорную кампанию, однако только в 28 субъектах РФ имеет место 100% охват работников коллективными договорами. Заключались отраслевые Соглашения на федеральном уровне.

Профсоюз пополнился двумя организациями – Крымской республиканской и Севастопольской  территориальными организациями Профсоюза с общей численностью 60 тыс. человек. Структура членов Профсоюза в период 2010-2015г.г. состояла из: 84,8% работающие, 12,4% учащиеся, 2,8% неработающие пенсионеры. 50% региональных организаций имеют охват ниже среднего показателя по Профсоюзу, а в 17 организациях имеет место критическая ситуация (в т.ч. и в Вологодской области – 34,4%).     

ЦК Профсоюза уделяет большое внимание обучению кадров, профактива и в 2014 году число лиц прошедших обучение составило 30% от всего профактива России.

Идет постоянное усиление информационной работы, введена Единая система электронного документооборота (ЕСЭД). Профсоюз обеспечивает свое присутствие в СМИ. Количество публикаций в период 2010-2015г.г. увеличилось на 35% по сравнению с периодом 2005-2010г.г. Журнал «Профсоюзная тема» выпускается 6 раз в год и доводится до каждой местной и первичной организации Профсоюза. Налажен выпуск информационного электронного листа «Твой Профсоюз - твоя защита». В июле 2012 года ЦК Профсоюза открыл новую версию официального сайта, внедрена система клон – сайтов.

Продолжалось укрепление централизованного финансового обеспечения. КРК Профсоюза осуществляет систематически контроль за целевым использованием финансовых средств.

VI Съезд обсудил все направления деятельности Профсоюза, подготовил и утвердил Резолюции по 6 направлениям деятельности:

- «Работникам здравоохранения - справедливую и достойную оплату труда»;

- «Сохранение здоровья работников и уровня их социальной защиты – важнейшее направление в деятельности Профсоюза»;

- Организационное укрепление – основа повышения эффективности деятельности Профсоюза»;

- «Информационная работа профкома – важнейшая составляющая в деятельности первички»;

- «Молодежь – стратегический ресурс Профсоюза»;

- «Укрепление финансовой базы Профсоюза – залог успеха отраслевого продвижения» и принял Постановление VI Съезде Профсоюза.

         Председателем  Профсоюза избран М.М. Кузьменко.

         Заместителями М.М. Андрочников и Г.А. Щербаков.

         Избран Центральный комитет Профсоюза - руководящий орган на период 2015-2020 г.г.

         Принят Устав Профсоюза работников здравоохранения РФ.

         Президиум ОК постановляет:

  1. Постановление VI Съезда Профсоюза работников  здравоохранения РФ принять к исполнению.
  2. Информацию о работе и итогах Съезда довести до каждого члена Профсоюза используя все методы и формы профсоюзной работы: собрания (конференции), информационные листы, газету «Профсоюз для Вас», стенды, сайты и т.д.
  3. Продолжить активную работу с социальными партнерами и заинтересованными сторонами по представительству и защите прав интересов членов Профсоюза.
  4. Добиваться повышения уровня заработной платы работников и повышения МРОТ.
  5. Достичь по итогам 2015 года 100% охвата учреждений здравоохранения и членов Профсоюза коллективными договорами.
  6. Осуществлять профсоюзный контроль за реализацией новой нормативной базы по увеличению должностных окладов и изменению структуры заработной платы работников.
  7. Продолжить общественный контроль за проведением специальной оценки условий труда в учреждениях здравоохранения области  с сохранением размеров компенсационных мер.
  8. Развивать правовую работу на местах через создание правовых комиссий, осуществление анализа исполнения ТК РФ работодателями, проведения проверок наличия и содержания Трудовых договоров  и Дополнительных Соглашений к ним, трудовых книжек, книг Приказов по учреждению т т.д.
  9. Включать с План работы каждой профсоюзной организации пункты по выполнению Постановления VI Съезда Профсоюза, Резолюцией VI Съезда Профсоюза и настоящего Постановления Президиума ОК.
  10. Обеспечить по итогам работы за 2015 год Профсоюзное членство в каждом учреждении здрвавоохранения не ниже 50% от числа фактически работающих (без учета внутреннего и внешнего совместительства).
  11. Повысить ответственность и исполнительскую дисциплину председателей организаций Профсоюза по исполнению Постановлений  вышестоящих коллегиальных органов.
  12. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставить за Президиумом ОК.

Председатель областной организации Профсоюза
работников здравоохранения РФ  Т.П. Быкова

 

Постановление Президиума ОК №4-3 от 6 августа 2015 г.

Об итогах проведения, главным техническим инспектором труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения Ю.В. Гузнаевым экспертизы карт специальной оценки условий труда учреждений здравоохранения по отдельным должностям работников

Заслушав и обсудив Заключения главного технического инспектора труда ЦК Профсоюза Ю.В. Гузнаева о результатах независимой экспертизы условий труда, Президиум ОК констатирует;

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 года № 426 ФЗ « О специальной оценке условий труда» - без переходного периода для изучения данного ФЗ и подготовки подзаконных актов по условиям работы медицинских работников. Органы исполнительной власти в лице департамента здравоохранения области и департамента труда и занятости  области проявляют настойчивость в работе с руководителями учреждений здравоохранения по ускорению процесса проведения СОУТ.

         В действующих нормативных документах по СОУТ не в полной мере учтены вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах медицинских работников, которые не подлежат техническим измерениям.

В настоящее время действует нормативный акт по учету биологического фактора и на стадии принятия акт по учету фактора психоэмоциональной напряженности.

Разработка специальных методик биологического фактора не планируется. В большинстве учреждений здравоохранения не разработан Перечень рабочих мест (должностей) связанных с воздействием на работника патогенных микроорганизмов, который должен быть учтен организацией проводящей спецоценку. Изменения в Методику проведения СОУТ и классификатор вредных и (или)  опасных производственных факторов утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014г. № № 33Н, внесены 20 января 2015г. № 24Н. В ходе спецоценки решается основной для работника вопрос – реализация его прав на гарантии (компенсации) за работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Важно учитывать, что по результатам СОУТ, работник может утратить  компенсационные меры не только такие, как: сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный  дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенный размер оплаты труда (доплата), но и такие компенсационные меры, как право на досрочную трудовую пенсию и размер тарифа на социальное страхование, от несчастных случаев на производстве.

В настоящее время, по итогам проведенной в учреждениях здравоохранения области СОУТ, имеет место недооценка вредных и (или) опасных производственных факторов. Не оцениваться тяжесть трудового процесса т.е. физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника. Например: переноска тяжелых кассет для зарядки аппарата МРТ; сумки – укладки, носилки работников скорой помощи, подъем пациента со стола в перевязочной или операционной, рентген – кабинете, статистическая нагрузка  врача хирурга на операции, стоматолога, врача-УЗИ при проведении лечения и обследования пациента, динамическая нагрузка  врача-терапевта (педиатра) участкового и т.д. Следует обратить внимание на местах на необходимость повышения  (сложения) на одну ступень  итогового класса (подкласса) в разности условий труда по фактору тяжести трудового процесса при наличии двух и более показателей тяжести.  В медицинских организациях постоянно присутствует и химический фактор, который равно как и биологический, и тяжесть и напряженность трудового процесса, является неустранимым, в связи выполняемой работниками, в рамках должностной инструкции, медицинской деятельности. Проведенная в учреждениях здравоохранения области спецоценка требует проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с тем, что выше указанные факторы не оценивались, а это требует значительных дополнительных финансовых средств.

По итогам спецоценки многие работники утратили дополнительный отпуск и доплату за вредные условия труда. Руководители учреждений здравоохранения вынуждены сохранять уровень заработной платы работника за счет средств стимулирования за качество работ, либо за счет внебюджетных средств, оплачивать 7 дней дополнительного отпуска, внося дополнения в коллективные договоры.

Областной комитет Профсоюза направил ряд документов по итогам СОУТ на экспертизу в ЦК Профсоюза работников здравоохранения и получил официальные Заключения, что причиной снижения классов (подклассов) вредности условий труда и соответственно снижения компенсационных мер является некачественное проведение СОУТ включая выбор организации  проводящей СОУТ, нарушение этапов и порядка проведения СОУТ. Заключения по итогам СОУТ в ряде учреждений Вологодской области направлены в Министерство труда и соц. развития РФ.

В связи с вышеизложенным Президиум ОК ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Областному комитету Профсоюза усилить разъяснительную работу на местах по порядку проведения СОУТ

2. Обратиться к руководителям учреждений здравоохранения области

2.1. Усилить организационную подготовку проведения спецоценки в рамках системы управления охраной труда в учреждении

2.2. Обеспечить наличие Перечня рабочих мест (аналогичных рабочих мест) с указанием всех имеющих место вредных и (или) опасных факторов.

2.3. Учитывать все возможные профессиональные риски в работе медицинских работников в связи с наличием неустранимых, но не подлежащих техническим исследованиям, факторов.

2.4. Проводить гласное  обсуждение, представленных организацией осуществляющей СОУТ в учреждении, итоговых показателей по каждому рабочему месту, на заседании комиссии по СОУТ учреждения с участием представителей профсоюзной организации

2.5.  Проводить СОУТ на рабочем месте в присутствии работника.

2.6.  Обращать внимание на необходимость повышения класса (подкласса) вредности при наличии двух и более показателей тяжести трудового процесса.

2.7. Официально информировать заинтересованные стороны при выявлении нелегитимности привлекаемой организации и ее экспертов.

3.Председателям организаций Профсоюза:

- изучить нормативные документы по проведению СОУТ;

- активно принимать участие в работе комиссий  учреждений по проведению СОУТ;

- защищать права членов Профсоюза на сохранение компенсационных мер и объективность и достоверность проведения СОУТ;

- обратить внимание:

а) что травмоопасность равно как и тяжесть на рабочих местах повышает класс (подкласс) вредности на 1 ступень;

б) что наличие в соответствующих кабинетах (структурных подразделениях)  наркотических  анальгетиков, противоопухолевых средств, гормонов (эстрогены), независимо от концентрации в воздухе рабочей зоны, относят условия труда к вредным без проведения измерений;

в) что каждый работник должен знать Перечень вредных факторов на своем рабочем месте и перечислить их оценивающему условия труда эксперту;

г) что в карте СОУТ рабочего места должно быть отражено право работника на компенсационные меры (включая положения, действующих в организации, коллективного договора и иных локальных нормативных актов);

д) на необходимость извещения обкома Профсоюза по фактам прекращения предоставления компенсационных мер членам Профсоюза.

4. Президиум ОК оставляет данный вопрос на постоянном контроле.

Председатель областной организации Профсоюза
работников здравоохранения РФ Т.П. Быкова