​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Информлисток № 13 от 2 декабря 2015 г.

05.12.2015

Информлисток № 13 от 2 декабря 2015 г.

  Для профсоюзного стенда.

ВАМ ОТВЕЧАЕТ ПРОФСОЮЗ                     

     Подскажите, пожалуйста, какие аптечки должны быть в стационаре?

     Всё зависит от типа учреждения, но при общем подходе в соответствии с требованиями ст. 223 Трудового кодекса РФ на работодателей возлагается обязанность по обеспечению санаторно-бытового и лечебно-профилактического обслуживание работников, в частности создание санитарных постов с аптечками. Такую аптечку должны иметь все без исключения организации. В этих целях работодателем создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором для оказания первой помощи. Комплектация таких аптечек должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвитя РФ от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

     В России наиболее часто профессиональному риску заражения ВИЧ подвергаются: средний медицинский персонал – процедурные медицинские сёстры, работающие в стационарах и отделениях, оказывающих помощь ВИЧ – инфицированным пациентам; акушеры-гинекологи; патологоанатомы. В отличие от установленных общих правил, дополнительно в кабинетах медицинских организаций, где применяются инвазивные методы профилактики, диагностики и лечения (прививочные, диагностические кабинеты, процедурные и др.), в целях предотвращения профессионального инфицирования медицинских работников вирусом иммунодефицита человека, вирусных гепатитов В и С для проведения постконтактной профилактики при аварийных ситуациях должна быть аварийная аптечка.

     Аварийная аптечка – это аптечка средств индивидуальной защиты, предназначенных для постконтактной профилактики медицинского персонала в случае аварийной ситуации. Аварийная аптечка должна быть доступна для всех сотрудников отделения, а также иметься в каждом кабинете, где проводятся инвазивные манипуляции.

     Комплектность аварийной аптечке должна утверждаться приказом по организации и определяться в зависимости от действий по постконтактной профилактике согласно следующим документам: СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,

осуществляющим медицинскую деятельность»; СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекций»; Методические рекомендации «Профилактика ВИЧ-инфекции в государственных судебно-медицинских учреждениях» (письмо Минздрава России от 22.30.2013 № 14-1/10/2-2018); Методические рекомендации «Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи». Ответственность за укомплектованность аптечки, её пополнение и срок хранения препаратов несёт лицо, утверждённое приказом (чаще старшая медицинская сестра отделения).

     Антиретровирусные препараты должны находиться в одной из аварийных аптечек организации, о месте нахождении которой все медицинские работники должны быть информированы и обеспечен круглосуточный доступ. Перед началом работы (перед проведением манипуляции) ответственный медицинский работник обязан проверить укомплектованность, целостность и годность к применению препаратов аварийной аптечки. Как правило, в состав аварийной аптечки обязательно входят стерильные ватные и марлевые тампоны, 70%-й спирт, 1%-й раствор нитрата серебра, 1%-й раствор протаргола, 0,05%-й раствор перманганата калия, 1%-й спиртовой раствор йода, лейкопластырь. Примечание: антиретровирусные препараты – азидотимидин (ретровир, зидовудин ламивудин (эливир), лопинавир/ритонавир (калетра), ламивудин + зидовудин (комбивир) и экспресс-тест системы для определения антител к ВИЧ – хранятся в месте, определённом приказом по медорганизации. Запас антиретровирусных препаратов (закупаются медицинской организацией) должен храниться с таким расчётом, чтобы их приём мог быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.

     Если аварийная аптечка комплектуется по СанПиН 2.1.3.2630-10 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», то она доукомплектовывается необходимыми растворами.