​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Выступление председателя УРО ПРЗ РФ Поповой О.П. на заседании Коллегии Министерства здравоохранения Удмуртской Республики «Социальное партнерство в здравоохранении Удмуртской Республики: итоги и перспективы» 03.03.16

15.03.2016

Выступление председателя УРО ПРЗ РФ Поповой О.П. на заседании Коллегии Министерства здравоохранения Удмуртской Республики «Социальное партнерство в здравоохранении Удмуртской Республики: итоги и перспективы» 03.03.16

 

В настоящее время социальное партнерство приобрело в республике реальные очертания. Основой для него является Указ Главы Удмуртской Республики от 19.02.2015г. №38 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных организаций в УР».

Смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене – государственными структурами, предприятиями (работодателями) и профсоюзом. Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех сторон начинают работать совместно, осознавая, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.

Профсоюзы всегда были и остаются одним из самых влиятельных социальных институтов, в деятельность которых вовлечены миллионы людей. Особенно их роль возрастает сейчас - в условиях экономических проблем, когда нужно внимательнее следить, чтобы работодатели выполняли условия коллективного договора.

Профсоюз всегда выступал за развитие системы социального партнерства, именно поэтому сегодня профсоюзы конструктивно работают и с властными структурами на самом высоком уровне.

Примером может служить обращение, направленное нами в конце 2015 года на имя Главы Удмуртской Республики А.В. Соловьева.

Поводом послужили многочисленные сигналы от учреждений здравоохранения о задержке финансирования из казначейства по средствам ОМС, в том числе зарплаты работников, при том, что финансирование по средствам ОМС не зависит от финансовой составляющей бюджета УР и должно обеспечиваться своевременно.

По поручению Главы Удмуртской Республики обращение Профсоюза было рассмотрено Министерством финансов Удмуртской Республики и в наш адрес направлен ответ, в котором сообщается, что по состоянию на 1 февраля 2016 года не оплаченные платежные поручения по финансированию расходов государственных учреждений здравоохранения Удмуртской Республики за счет средств обязательного медицинского страхования отсутствуют, просроченной кредиторской задолженности по оплате труда с начислениями не имеется.

Учитывая, что новая система оплаты труда, введенная с 1 января 2016 года, принималась в условиях недостаточного финансирования отрасли, в адрес заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики А. Л. Кузнецова, С.С. Фефилова направлялись письма:

- о недостаточном финансировании районных организаций здравоохранения Удмуртской Республики, в результате чего наблюдался рост просроченной кредиторской задолженности, заработная плата выплачивалась с нарушением сроков, установленных коллективными и трудовыми договорами.

- о необходимости дополнительного финансирования отрасли в связи с переводом с 01.01.2016 года медицинских работников на новую систему оплаты труда, предусматривающую значительное увеличение в структуре заработной платы окладной части (55-60%) и уменьшение выплат стимулирующего и компенсационного характера, устанавливаемых в процентах к окладу, что не могло привести к повышению уровня реального содержания заработной платы медицинских работников.

- о выделении дополнительных финансовых средств для исполнения распоряжения Правительства РФ №2190-р от 26.11.2012 г., принятого во исполнение Указа Президента РФ №597 от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в размере 0,42 млрд. рублей для учреждений здравоохранения УР, не входящих в систему ОМС.

Проводимая в этом же периоде оптимизация отрасли, по мнению профсоюза, снижает уровень реального содержания заработной платы работников через отмену или снижение выплат за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ. Поэтому с целью урегулирования вопросов по заработной плате и защите интересов работников отрасли Реском профсоюза настоял на продлении действия Соглашения о размере повышения оплаты труда за работу в ночное время и, в первую очередь, работникам, участвующим в оказании экстренной, скорой и неотложной помощи в повышенном размере на 2016 год. И это не единственные примеры социального партнерства в действии.

 

 

 

 

       Действующая в отрасли система социального партнерства предусматривает разный уровень:

- Отраслевое Соглашение ЦК Профсоюза с МЗ РФ на 2013-2016 гг.;

- Отраслевое Соглашение с федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013-2015 гг.;

- 3-х стороннее Соглашение между Правительством УР, Федерацией Профсоюзов УР, республиканским объединением работодателей;

- территориальные 3-х сторонние соглашения, заключенные на уровне городов и районов УР (30 соглашений);

- Отраслевое Соглашение между Министерством здравоохранения Удмуртской республики и Удмуртской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2015-2017 гг.;

- 101 Коллективный договор организаций системы здравоохранения УР, в которых действуют первичные организации Профсоюза.

Республиканским комитетом совместно с Министерством здравоохранения УР накоплен большой опыт социального партнерства, выработаны различные формы взаимодействия с республиканскими органами государственной власти и работодателями.

Одним из механизмов повышения уровня правовой и социальной защиты работников отрасли является Отраслевое Соглашение, подписанное между Министерством здравоохранения Удмуртской республики и Удмуртской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2015-2017 гг., которое содержит:

-     около 140 обязательств Сторон, его заключивших;

- более 30 норм законодательства, реализация которых предусмотрена через Отраслевое Соглашение;

- рекомендации работодателям по включению отдельных положений и социальных гарантий в коллективные договора.

В соответствии с принятыми условиями контроль за выполнением Соглашения осуществляется постоянно действующей отраслевой комиссией. По инициативе Республиканской организации профсоюза в ноябре 2015 года подведены итоги реализации Отраслевого Соглашения за 2015 год, результаты озвучены на Пленуме УРО ПРЗ РФ. Необходимо отметить, что начало действия Отраслевого Соглашения пришлось на очень сложный период для отрасли. Для учреждений здравоохранения УР 2015 год ознаменовался:

- процессами оптимизации в системе здравоохранения;

- подготовкой к переходу на новую систему оплаты труда в условиях дефицита средств;

- активным проведением специальной оценки условий труда и предоставлением гарантий и компенсаций работникам в соответствии с полученными результатами СОУТ,

- другими процессами, которые оказались сдерживающими при заключении коллективных договоров в организациях здравоохранения.

В этих условиях обязательства сторон, закрепленные в Отраслевом Соглашении, были направлены на сохранение ранее достигнутого уровня гарантий работникам.

Регулярно проводятся:

- консультации и переговоры по вопросам реорганизации учреждений и сокращения штатов, по вопросам регулирования трудовых отношений, в том числе при высвобождении работников в связи с проведением мероприятий по оптимизации;

- совещания по вопросам оплаты труда, в том числе с участием представителей ГИТ в УР, Министерства труда и миграционной политики УР;

- выездные консультации по вопросам оплаты труда, проведению специальной оценки условий труда;

- обучающие семинары по основным направлениям деятельности.

Стороны Соглашения совместно проводили мониторинг ситуации:

- по достижению целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07 мая 2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- по применению пенсионного законодательства РФ в свете ФЗ № 426;

- о реализации ФЗ от 28.12.2013г. № 426 «О специальной оценке условий труда»;

- о случаях травмирования медицинских работников в ходе осуществления своих должностных обязанностей от агрессивных действий пациентов и иных лиц;

- по повышению оплаты труда иных категорий работников, не поименованных Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 597;

- по увеличению гарантированной части оплаты труда работников не ниже 60% (Постановления Правительства УР № 403 от 27.10.2014г. и № 501 от 27.10.2015г.);

- по сохранению гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

- по необоснованному переводу младшего медицинского персонала в категорию «прочих» работников.

Достигнуты результаты:

1). При непосредственном участии УРО ПРЗ РФ введена новая система оплаты труда (рост окладной части у врачей составил от 135% до 151%, СМП – от 127% до 195% и ММП – 243%);

2). 24.12.15 г. заключено Соглашение о повышении оплаты труда за работу в ночное время работникам, участвующим в оказании медицинской помощи по Территориальной программе ОМС (80% и 40%) на 2016 год;

3). По результатам предпринимаемых действий по защите прав работников здравоохранения УР в 2015 году экономический эффект составил 211 млн. 376 тыс. рублей, в том числе по перерасчету заработной платы работников – 716,9 тыс. рублей, по выплатам работникам здравоохранения за работу в ночное время в повышенном размере (50% и 100%) – 210 млн.660 тыс. рублей;

4) Целевое финансирование из бюджета УР в 2015 году на проведение СОУТ в учреждениях здравоохранения УР - в размере 7200, 0 тыс. рублей.

В Отраслевом Соглашении установлены дополнительные гарантии для работников отрасли при проведении процедуры сокращения численности или штата работников (определено преимущественное право при сокращении, обязанность работодателя по подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников за счет средств работодателя, определены критерии массового увольнения работников), предусмотрен раздел по поддержке молодых работников и по предоставлению социальных льгот и гарантий.

Соглашения очень важны, ведь они являются ориентиром для создания важного документа в каждом учреждении - коллективного договора. Необходимо отметить, что за период 2013-2015гг. отмечается положительная динамика заключения коллективных договоров в учреждениях здравоохранения УР, в целом рост составил 6,7%. На 01.01.2016г. в 85,6% учреждений здравоохранения УР действуют коллективные договоры, к сожалению, 14,4% - 17 организаций, в которых созданы первичные организации Профсоюза, их не имеют). Мы настаиваем, чтобы коллективные договоры были заключены в каждом учреждении и наша позиция поддержана Министерством здравоохранения УР.

 

По данным председателей ПОП, в которых отсутствует КД, основными факторами, сдерживающими развитие коллективно-договорных отношений, остаются:

- недооценка сторонами социального партнерства роли и значения колдоговора, обеспечивающего правовую и социальную защиту – 47,1%;

- социальная пассивность работников, отсутствие стремления к коллективной защите своих интересов – 41,2%;

- неумение сторон социального диалога согласовывать интересы и нежелание идти на компромисс – 11,7%.

Некоторые работодатели полагают, что коллективный договор заключается только для работников, чтобы установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы. Но такое мнение ошибочно. Конечно, в первую очередь договор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством, но и для работодателя заключение договора также может быть выгодным. Сейчас профсоюз не защищает и не перевоспитывает пьяниц и прогульщиков, он защищает квалифицированный труд и его достойную зарплату. Это прекрасно усвоили цивилизованные руководители, они не спорят с профсоюзом, а ведут с ним диалог. Цель профсоюза в том и состоит, чтобы через диалог согласовать такие социально-трудовые условия, которые бы удовлетворяли и работников, и работодателя. Только профсоюз позволяет на законной основе устранить конфликты между работодателями и работниками, снизить социальную напряженность. В современных условиях наличие коллективного договора – своего рода визитная карточка, свидетельство, что с таким работодателем и в такой организации можно работать. Тем не менее, возникает вполне резонный вопрос – почему при подписанном в 2015 году Главой Удмуртской Республики Указе «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных организаций в УР», некоторые руководители избирают для себя иную стратегию, умышленно выдавливая профсоюз или подменяя его СТК. Функции СТК - невнятны, а полномочия – ничтожны, в отличие от профсоюза. Совсем недавно мы были свидетелями массовых протестных действий столичных коллег. Причин было много. Отмечу лишь, что одной из важнейших причин явилось низкое профсоюзное членство. Сразу появились структуры, заинтересованные в расшатывании ситуации и коллектива. Они малочисленны, не обременены никакими обязательствами ни с властью, ни с работодателями. Их задача – не вдумчивая, серьезная работа с работниками, а дестабилизация работы медицинской организации любой ценой -  пошуметь, взбаламутить, привлечь прессу и затаиться. Московский опыт показал, что недооценка роли профсоюза, особенно в кризисный период, может дорого обойтись как отдельной организации, так и всей системе регионального здравоохранения. Я надеюсь, что понимание сложности современной ситуации и необходимости объединения усилий поможет нам укрепить профсоюзные организации и стабилизировать обстановку в коллективах.

Учитывая важность коллективно-договорной кампании, нами в 2015 году эти вопросы рассмотрены на:

-    заседании Президиума Рескома;

-    заседании Республиканского комитета;

- информационно-обучающих семинарах «День председателя профкома»;

-    встрече профактива УРО ПРЗ РФ с министром здравоохранения УР Чуршиным А.Д.

Список организаций системы здравоохранения УР, не имеющих коллективных договоров, доведен до МЗ УР, направлено совместное обращение министра здравоохранения УР и председателя УРО ПРЗ РФ в адрес руководителей организаций системы здравоохранения республики. Проведено совещание с руководителями организаций здравоохранения УР (детские поликлиники) с заместителем министра здравоохранения УР Гузнищевой Л. А. по вопросу развития социального партнерства и заключения КД, понимание в этом вопросе так же достигнуто.

Президиум Рескома профсоюза считает, что совместно с МЗ УР и руководителями учреждений здравоохранений УР в текущем году необходимо:

- установить порядок контроля за реализацией коллективного договора в каждом учреждении,

- формировать социальные программы, направленные на поддержание здоровья работников,

- установить дополнительные гарантии при увольнении работников по сокращению численности или штата,

- совершенствовать систему стимулирования труда работников,

- обеспечить обязательное участие первичных организаций при принятии локально-нормативных актов по вопросам социально-трудовых отношений, при проведении оптимизации учреждений своевременно информировать профсоюз об условиях и последствиях проводимых мероприятий для работников.

Пользуясь предоставленной трибуной хочу поблагодарить всех присутствующих в зале и особенно руководителей ЛПУ за то, что в сложнейших условиях кризиса, изменяющегося законодательства и реформирования отрасли мы сохранили взаимное уважение, доброжелательное отношение и конструктивное сотрудничество. Хочу отметить, что впервые решением Президиума Рескома профсоюза некоторые руководители - члены профсоюза за активное социальное партнерство будут отмечены денежными премиями и сертификатами на оздоровление в санаторий «Металлург»