​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

За последние три года темп роста средней заработной платы медработников в Хабаровском крае составил 123,3 %

За последние три года средняя заработная плата медработников в Хабаровском крае выросла на 123,3 %

05.12.2016

Выполнение программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения за 2013-2016 годы обсудили на коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края 30 ноября.

В заседании приняли участие представители краевого министерства здравоохранения, профсоюзов, руководители медучреждений края.

Напомним, что Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года № 597 предусмотрено существенное увеличение уровня средней заработной платы медицинских работников. Так, в 2018 году средняя заработная плата врачей должна превышать среднюю заработную плату по экономике края в целом в два раза, а заработная плата среднего и младшего медицинского персонала должна этому среднему уровню соответствовать. В целях реализации этого Указа Правительством РФ была принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, которая на уровне субъектов реализуется согласно утвержденным региональным планам.

Об итогах выполнения программы в регионе в своем выступлении рассказала заместитель министра – начальник управления планирования, финансового и ресурсного обеспечения министерства здравоохранения Хабаровского края Ирина Радомская. Так, целевые показатели уровня средней заработной платы по всем категориям персонала, повышение оплаты труда которым предусмотрено Указом №597 за 2013-2015 годы, в целом по краю ежегодно выполняются.

Темп роста средней заработной платы работников подведомственных медучреждений с 2013 по 2016 год составил 123,3 %. По оперативным данным за январь-сентябрь 2016 года средняя зарплата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское образование – 59 843 рублей или 172 % от средней заработной платы по региону, при целевом показателе на 2016 год 151,4 %, среднего медперсонала – 34 948 рублей (100,5%), младшего медперсонала – 21 993 рублей (63,3%). На 2017 год предусмотрено увеличение целевых показателей и рост средней заработной платы медицинских работников по отношению к факту 9 месяцев 2016 года: у врачей – на 12,9 %, у среднего медицинского персонала – без роста в связи с перевыполнением показателя 2016 года, у младшего медицинского персонала – на 38 %.

DSC05082.JPG

В своем выступлении замминистра рассказала, что в 2015 году во всех учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, с привлечением широкой общественности были проведены мероприятия по изменению структуры заработной платы медработников. Их проведение позволило увеличить долю гарантированной части заработной платы работников в среднем до 60 %.


Одним из важнейших мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда является перевод работников на «эффективный контракт». Он должен сопровождаться внедрением системы нормирования труда в соответствии с требованиями главы 22 Трудового кодекса РФ.

В целях совершенствования системы оплаты труда и создания прозрачного механизма оплаты труда руководителя с 1 июля 2013 года введены критерии оценки и целевые показатели эффективности работы учреждений здравоохранения и их руководителей. Оплата труда руководителей государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения края, напрямую зависит от результатов деятельности учреждения.

Вместе с тем по словам Ирины Радомской, проверки учреждений и разбор поступающих обращений работников показывают, что принципы перевода работников на «эффективный контракт» выполняются не в полной мере.

В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда без указания конкретных измеримых параметров). Очень часто распределение стимулирующего фонда отдается на откуп заведующим отделениями, и по каким принципам они распределят его между работниками понятно только им самим, что и вызывает недовольство и жалобы.

- Рецепт для лечения подобных болезней один – ломка сложившихся стереотипов к формированию штатного расписания учреждения. В рамках работы по совершенствованию системы оплаты труда, которая должна проводится в постоянном динамическом режиме, каждому учреждению необходимо еще раз внимательно разобраться с существующими штатными расписаниями и порядком распределения вакантного фонда между физическими лицами, соизмерив их с объемами выполняемой медицинской помощи. При этом в процессе формирования штатного расписания и построения принципов установления выплат компенсационного и стимулирующего характера должны участвовать не только специалисты экономической службы учреждения, как сейчас происходит, а вся команда административно-управленческого персонала – кадровая служба, бухгалтерская служба, заведующие отделениями, профсоюзный актив, - отметила И. Радомская.

В этом ее поддержала председатель Хабаровской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Ольга Адмидина, которая в своем выступлении рассказала о нарушениях трудового законодательства и профсоюзном контроле при установлении системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения.

- Правовая инспекция труда нашей организации ежегодно проводит комплексные и тематические проверки по соблюдению трудового законодательства. Так за последние три года наиболее частые нарушения связаны с отсутствием прозрачности и объективности при распределении стимулирующих выплат, снижением гарантий и компенсаций работникам в ходе проведения специальной оценки условий труда, внедрением «эффективного контракта», - отметила О.В. Адмидина.

173.jpg

В ходе проверок было выявлено, что методические рекомендации, утвержденные распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 05.11.2014 № 1297-р, фактически не принимаются во внимание при распределении стимулирующих выплат. Так, согласно рекомендациям, распределение стимулирующих выплат должно производиться комиссией, состоящей из двух уровней, утвержденной приказом по учреждению.

- Есть ряд случаев, когда комиссия первого уровня существует формально – только на бумаге. Выявлены факты, когда оценка показателей эффективности труда каждого работника структурного подразделения происходит в соответствии с предпочтениями заведующего отделением, а в некоторых случаях - по указанию главного врача, то есть необъективно, с учетом личного отношения к работнику. Такие ситуации имели место в КГБУЗ «Городская клиническая больница № 11», КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии», КГБУЗ «Вяземская районная больница». Профсоюзы считают такой подход недопустимым. Распределение стимулирующих выплат должно быть предельно объективно и прозрачно и способствовать улучшению качества оказываемой медицинской помощи, - подчеркнула профсоюзный лидер.

Что же касается перехода на «эффективный контракт», то проблема его успешного внедрения тесно связана с нахождением дополнительных ресурсов для выплаты стимулирующих надбавок в зависимости от достижения установленных критериев эффективности.

- Основным источником повышения зарплаты явилась так называемая «оптимизация штатной численности в учреждении», а фактически - сокращение штата при дефиците медицинских кадров. При этом, как правило, имеют место нарушения трудового законодательства со стороны работодателя. Так, реализуя мероприятия по сокращению штата, работодатель необоснованно вменяет дополнительную работу иным работникам, без ее оформления и соответствующей оплаты, что недопустимо, - отметила О.В. Адмидина.

Также в ходе профсоюзных проверок было установлено, что переход на «эффективный контракт» сопровождался заключением с каждым работником дополнительного соглашения, с указанием на размер оклада и компенсационных выплат, а также то, что стимулирующие выплаты устанавливаются работнику на основании положения об оплате труда (либо положения о стимулирующих выплатах). По мнению профсоюза здравоохранения, в отношении каждого работника в «эффективном контракте» необходим более дифференцированный подход к критериям эффективности труда, с указанием для каждого на условия снижения или лишения стимулирующих выплат.

Об организации работы по внедрению «эффективного контракта» с учетом показателей деятельности работников рассказал главный врач краевой клинической больницы № 2 Кирилл Пошатаев. Проблемы оптимизации численности младшего медицинского персонала в своем учреждении обозначил руководитель Амурской центральной районной больницы Леонид Ганов.

Вопросы мотивации медицинских работников в рамках внедрения «эффективного контракта» и развития кадрового потенциала в своих выступлениях развили главный врач Клинико-диагностического диспансера Ольга Ушакова и главврач Комсомольской межрайонной больницы Светлана Якушенко.

По итогам заседания коллегия приняла решение продолжить реализацию мероприятий программы поэтапного совершенствования оплаты труда и проведение мониторинга уровня средней заработной платы работников краевых государственных учреждений здравоохранения. Обеспечить контроль за качеством внедрения «эффективного контракта».

Хабаровская краевая организация профсоюза работников здравоохранения РФ.

5.12.2016 г.