​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О реализации Указов Президента РФ в части оплаты труда работников бюджетной сферы

30.07.2013

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Минфином России, Минздравом России, Минрегионом России и Минкультуры России сообщает.

1. О предоставлении дополнительной финансовой помощи на повышение оплаты труда работников, определенных Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 597 (Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Забайкальский край, Камчатский край, красноярский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Иркутская область, Калужская область, Костромская область, Курганская область, рязанская область, Самарская область, Смоленская область, Тверская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижегородская область, Камчатский край, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Б. Дорофеев).

По оценке Министерства финансов Российской Федерации потребность в средствах бюджетов субъектов Российской Федерации в     2013 году на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (далее – Указы) составляет 328,0 млрд. рублей.

По данным регионов, представленным в Министерство финансов Российской Федерации по состоянию на 23 мая 2013 года, в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на указанные цели предусмотрено 271,2 млрд. рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривается предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2015 годах в объеме 100,0 млрд. рублей ежегодно, из которых 60,0 млрд. рублей на 2013 год распределены между субъектами Российской Федерации в целях частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Резерв финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 40 млрд. рублей. Подходы к распределению указанных средств будут рассмотрены на очередном заседании Рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что во исполнение статьи 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с целью снижения долговой нагрузки субъектов Российской Федерации в 2012 году Министерством финансов Российской Федерации была проведена реструктуризация задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, по итогам которой расходы регионов на погашение долговых обязательств в 2012-2013 годы сокращены на сумму 66,3 млрд. рублей.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» реструктуризация задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом не предусмотрена.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» объем бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год увеличен до 87,0 млрд. рублей. Указанная финансовая помощь будет предоставляться субъектам Российской Федерации, в том числе в целях рефинансирования текущей задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 217 –ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» общий объем субвенций, направленных и бюджета Федерального фонда в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2013 году составляет 985, 4 млрд. руб., с приростом 373,9 млрд. по сравнению с размером субвенций, утвержденным на 2012 год (611,5 млрд. руб.).

Указанный прирост субвенции направляется на финансовое обеспечение расходов на внедрение стандартов медицинской помощи, в том числе на увеличение заработной платы медицинским работникам медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в целях реализации Указа.

2. О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р в части возможного отклонения достигнутых параметров от фактического значения (Республика Татарстан, Ставропольский край).

Примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах предусмотрены Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее – Программа).

Динамика данных соотношений обеспечивает достижение показателей заработной платы, установленных Указами.

Конкретные показатели предусмотрены «дорожными картами» субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рамках бюджетного процесса субъектами Российской Федерации корректируются мероприятия по повышению оплаты труда работников.

3. О повышении заработной платы иных категорий работников, не определенных Указом (Забайкальский край, Ставропольский край, Камчатский край).

Достижение показателей, определенных Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников.

Следует иметь в виду, что совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Об оценке деятельности субъектов Российской Федерации по достижению установленного уровня средней заработной платы в регионе и периодичности актуализации установленных целевых индикаторов повышения заработной платы  (Хабаровский край, Калужская область).

Оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761 показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации осуществляется в соответствии с разделом IV Программы по итогам года, учитывая неравномерность динамики заработной платы в течение года.

При этом средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сопоставляется со средней заработной платой в сфере общего образования, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей со средней заработной платой учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации за одинаковые периоды.

Приказом  Росстата от 30.10.2012 № 574"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее – Приказ Росстата) утверждены формы статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом. Отчет по ним представляется ежеквартально нарастающим итогом.

Анализ достижения целевых показателей по заработной плате, установленных Указом, будет производиться на основе данных статистической отчетности.

Таким образом, фактически сложившийся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившимся уровнем средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата.

Актуализацию (при необходимости) установленных в регионе целевых индикаторов целесообразно осуществлять на основе статистических данных и в рамках подготовки (корректировки) бюджетов субъектов Российской Федерации.  

5. О механизме межотраслевого взаимодействия при реализации решений по повышению заработной платы определенной категории работников, определенных Указом (Хабаровский край, Самарская область).

Повышение заработной платы категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688,  осуществляется вне зависимости от  ведомственной принадлежности учреждений.

При этом для ряда категорий условием отнесения к ним является тип (вид) учреждения –

  • для педагогических работников образовательных учреждений дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей, педагогических работников среднего профессионального образования, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • для педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • для работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, (обеспечивающих предоставление медицинских услуг);
  • работников учреждений культуры.

Тип (вид) учреждения не имеет значения для распространения действия Указа для остальных категорий работников - научных сотрудников (исследователей), врачей, среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг), социальных работников.

При этом целевые показатели Программы,  отраслевых «дорожных картах» относятся к категории работников в целом.

Ведомственная принадлежность учреждений разных типов (видов) в каждом регионе может быть разная.

В связи с этим целесообразным является включение соответствующей категории работников только в одну региональную «дорожную карту». Например, врачей – в «дорожную карту» в повышения эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения.

6. О повышении заработной платы вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения (Хабаровский край).

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г. поручено (от 22 декабря 1012 г. № Пр-3411 (пункт 1 «б») соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных «дорожных карт» в установленных сферах, включающих целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций культуры.

В методических рекомендациях Минтруда России, Минздрава России, Минкультуры России по разработке региональных «дорожных карт» даны соответствующие рекомендации. Например, по учреждениям социального обслуживания (приказ Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21) рекомендуется достижение к 2018 году соотношения заработной платы основного и вспомогательного персонала до 1:0,7 – 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Основной персонал учреждений социального обслуживания населения - работники, непосредственно оказывающие услуги по социальному обслуживанию населения, а также их прямые руководители. Вспомогательный персонал учреждений социального обслуживания населения - работники, создающие условия для оказания услуги по социальному обслуживанию населения, включая обслуживание зданий и оборудования.

7. О порядке определения размера средней заработной платы по субъектам Российской Федерации (Курганская область, Омская область).

На уровни организации согласно указаниям по заполнению Формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (утв. приказом Росстата от 24 ноября 2011г. № 435) (далее – Указания по заполнению формы П-4) действующая методика расчета средней заработной платы предусматривает расчет средней заработной платы исходя из среднесписочной численности работников.

Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации исчисляется Росстатом путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы работников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

При этом, среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации формируется Росстатом на основе сведений, предоставленных организациями всех видов экономической деятельности и всех форм собственности.

При разработке региональных планов мероприятий («дорожных карт») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах  в части расчетов динамики заработной платы отдельных категорий работников используется прогнозируемая  среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации,

Прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. № 492, в том числе на среднесрочный период – учтенной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий период.

8.  О механизме определения достижения установленных соотношений по заработной плате  медицинских работников с учетом различных требований к квалификации работников (Республика Коми).

Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.  № 2599-р, а также проектами «дорожных карт» в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, представленными в Минздрав России на согласование, предусмотрены более высокие соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации по сравнению с соотношениями средней заработной платой младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации ежегодно до 2017 года.

При этом, как указано выше, достижение показателей, определенных Указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

9. Об определении перечня работников учреждений культуры (Республика Коми).

Указ предусматривает повышение средней заработной платы  работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. Таким образом, он затрагивает всех работников учреждений культуры.

При этом следует учитывать рекомендации Минкультуры России по разработке региональных «дорожных карт», включающих целевые показатели и индикаторы, в том числе и отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций культуры.

10. О конкретизации в Трудовом кодексе Российской Федерации понятия минимального размера оплаты труда (Камчатский край).

В редакции статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которая дает определение заработной платы,  до 1 сентября 2007 года имелась часть вторая, содержавшая понятие «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)». Под этим понятием понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ внесены изменения и дополнения в Кодекс и другие законодательные акты. При этом из Кодекса исключена часть 2 ст. 129, содержавшая определение «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)», и включена новая статья 133.1, согласно которой субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.

Согласно статье 129 новой редакции Кодекса заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При этом заработная плата работника включает компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вместе с тем по искам работников о невключении указанных выплат в состав МРОТ выносятся различные решения судов. В связи с этим Минтрудом России в настоящее время проводится работа по подготовке предложений о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на урегулирование данного вопроса.

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы предусмотрено проведение консультаций сторон соглашения по вопросу обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного статьей 133 Кодекса.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № 1225-6 ГД «О проекте федерального закона №143351-6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» Правительству Российской Федерации рекомендовано образовать до 1 января 2013 года с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рабочую группу для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минтруда России от 29 декабря 2012 года № 653 сформирована рабочая группа для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также подготовки необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общероссийского объединения работодателей, общероссийского объединения профсоюзов, научных организаций.