​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Что выиграют врачи от «эффективного контракта»? Что изменилось в оплате труда работников и руководителей?...

01.03.2013

В рубрике «Медицина и право» продолжаем разговор с читателями «МГ». В очередном выпуске (первый был в в № 5 от 23.01.13) — о новых нормативных правовых документах, на которые в ближайшем будущем перейдет здравоохранение. Изменения в оплате труда коснутся как рядовых сотрудников, так и руководителей лечебно-профилактических учреждений. А знакомство с ними поможет избежать непредвиденных ситуаций в повседневной работе. Слово — специалистам отдела экономической работы и оплаты труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.

Вопрос: Что такое «эффективный контракт», который будет определять условия оплаты труда работников здраво­охранения и заключать который станет обязательным?

В соответствии с Указом Президента России от 07 мая 2012 года меры по повышению уровня оплаты труда, действительно, должны быть тесно увязаны с повышением эффективности деятельности ра­ботников учреждений социальной сферы. В рамках его реализации распоряжением Прави­тельства РФ от 26.11.2012 г. утверждена Программа поэтап­ного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. Она увязывает дальнейший рост оплаты труда с оптимизацией структуры занятости и усилением стимулирующего характера зарплаты как на уровне учре­ждений, так и на уровне конкретных работников. 

Как следует из формулировки Программы, эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизи­рованы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показа­тели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Таким образом, в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и кри­терии оценки эффективности деятельности, установлен размер возна­граждения, в т.ч. за достижение коллективных результатов труда. А условия вознагра­ждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допус­кать двойного толкования.

Необходимо обратить внимание, что примерная форма трудово­го договора с работником государственного (муниципального) учре­ждения утверждена в качестве приложения к Программе. Содержание трудового договора соответ­ствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ. При этом предусматривается фиксация в трудовом договоре наименования выплат, условий их по­лучения, показателей и критериев оценки эффективности деятельно­сти, периодичности и размеров выплат.

Для решения поставленных задач, Про­граммой и соответствующими «дорожными картами» определена серьезная  подготовительная организационная работа как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, в каждом учреждении. Так, зафиксирована необходимость совершенствования основ­ных элементов системы оплаты труда, а также определения оптималь­ного соотношения гарантированной части заработной платы и стиму­лирующих надбавок. Важнейшим этапом формирования системы га­рантий, направленной не только на повышение размеров заработной платы работников, но и на обеспечение необходимой дифференциа­ции в уровнях оплаты труда в зависимости от квалификации специа­листов, сложности и условий их труда, станет утверждение Правитель­ством РФ размеров базовых окладов по профессиональным квалифи­кационным группам.

Учитывая направленность проводимой реформы на материаль­ную оценку качества и эффективности труда каждого работника, се­рьезно будет прорабатываться система стимулирую­щих выплат. Так, предусмотрено формирование «сквозных» отрасле­вых систем показателей эффективности деятельности учреждений и работников по принципу «Российская Федерация – субъект РФ – учре­ждение – работник»; установление соответствующих стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения в тесной увязке с исполне­нием работником трудовой функции с отражением в положениях по оплате труда работников учреждений, локальных правовых актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений.

Минтруду, Минздраву России, органам управления здраво­охранением субъектов РФ, учреждениям предстоит серьезная работа по совершенствованию системы нормирования труда, что в условиях сложившейся существенной интенсификации труда работни­ков здравоохранения представляется крайне актуальным.

Предусматривается актуализация квалификационных требова­ний по должностям работников учреждений здравоохранения; фор­мирование системы профессиональных стандартов на основе уров­ней квалификации и обобщенных требований к работникам, определяе­мых соответствующими показателями. 

В настоящее время уже внесены ряд изменений в действующую нормативную базу не только по формированию заработной платы, но и по оценке достигаемых результатов в части повышения уровня опла­ты труда

Так, приказом Росстата от 30.10.2012 г. утверждена новая статистическая форма отчетности по численности работников и разме­ру среднего заработка, исходя из анализа этих показателей по типам учреждений, а также по категориям работников. Это представляется принципиально важным, т.к. действовавший ранее механизм статисти­ческого анализа, основанный на исчислении среднего заработка обобщенно по всем категориям работников , включая руководителей, не давал объективной оценки реальной сложившейся заработной плате практических работников. 

Комплекс мер по реализации указов Президента РФ требует внесения изменений и дополнений в ряд иных нор­мативных правовых актов, работа над проектами которых в настоящее время продолжается Минтрудом, Минздравом России, с участием ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.

Вопрос: Какие изменения предусмотрены с 2013 г. в оплате труда руководителей учреждений здравоохранения?

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты тру­да в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденной  распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г., предусмотрен также комплекс мер по совершенствованию условий оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, в т.ч. здравоохранения.

Принципиально важным является тот факт, что, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г., с 2013 г. преду­сматривается заключение трудовых договоров с руководителями учре­ждений на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулирова­нию социально-трудовых отношений. Проект данного типового догово­ра разработан Минтрудом России и сейчас проходит завершающий этап согласования в рамках РТК.

В трудовом договоре с руководителем учреждения, заключае­мым соответствующим органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции и полномочия учредителя, должны быть зафиксированы размер должностного оклада руководителя, условия, порядок и разме­ры выплат компенсационного (при наличии соответствующих факто­ров, обуславливающих получение компенсационных выплат) и стиму­лирующего характера.

Должностной оклад руководителя устанавливается в зависи­мости от факторов сложности труда, в т.ч. связанных   с масштабом управления и особенностями деятельности и значимости учреждения.

Необходимо обратить внимание, что трудовым договором с ру­ководителем будут конкретизированы условия установления выплат стимулирующего характера, показатели и критерии оценки его дея­тельности. Построение системы оценки деятельности медицинских ор­ганизаций, руководителей и работников, основанной на единых прин­ципах, предусмотрено Методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий («дорожных карт» «Изменения в отраслях бюджетной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте РФ», утвержденными приказом МЗ РФ от 29.12.2012 г.

В качестве одного из критериев оценки деятельности руково­дителя при назначении ему стимулирующих выплат будет учитываться соотношение средней заработной платы работников возглавляе­мого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней за­работной платы по соответствующему региону с учетом достижения средних для отдельных категорий работни­ков показателей по каждому субъекту Российской Федерации, опреде­ленных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Для руководителей федеральных бюджетных учреждений выплаты стимулирующего характера будут устанавливаться с учетом достижения показателей государственного задания на оказание госу­дарственных услуг из расчета до 5% плановых показателей по выпла­там на оплату труда, предусмотренных планом финансово-хозяйствен­ной деятельности учреждений. Данная норма утверждена постанов­лением Правительства РФ от 28.01.2013г.

Еще одно изменение в части оплаты труда руководителей фе­деральных учреждений предусмотрено правительственным постановлением от 5 августа 2008 г. в новой редак­ции. С 2013 г. предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней заработной платы работников учреждения будет устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8.

Аналогичные нормы рекомендованы к применению в субъек­тах Российской Федерации п.24 Единых рекомендаций по установле­нию на федеральном, региональном и местном уровнях систем опла­ты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г., утвержденных Российской трехсторонней комиссий 21 декабря 2012 г.

Вопрос: С 2006 г. мы, врачи - терапевты участковые, по­лучали ежемесячные дополнительные выплаты в размере 10 тысяч рублей.

Прошла информация, что в этом году они выплачиваться не бу­дут. Правда ли это?

С 2013 г. изменяется механизм финансового обеспе­чения установления дополнительных денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названны­ми врачами в медицинских учреждениях.

Федеральным законом от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что в пределах и за счет субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС осу­ществляется реализация базовой программы обязательного меди­цинского страхования в субъектах Российской Федера­ции.

Средний подушевой норматив финансирования медицинской по­мощи за счет средств обязательного медицинского страхования вклю­чает, в том числе, расходы на осуществление денежных выплат указанным категориям работников первичного звена здравоохранения. Объем субвенций Федерального фонда ОМС на 2013 г. предусмат­ривает реализацию указанных мероприятий.

Таким образом, денежные выплаты участковым врачам - терапевтам, участковым врачам - педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с указанны­ми врачами в медицинских организациях, производится за счет средств обязательного медицинского страхова­ния, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС.

Аналогичным образом будут реализо­ваны денежные выплаты меди­цинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, скорой меди­цинской помощи.

На эти нормы обращено внимание в письмах Минздрава России от 25.12.2012 г. о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государ­ственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской по­мощи на 2013 г. и плановый период 2014-2015 г., а также Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования от 20.11.2012 г., Едиными рекомендациями РТК на 2013 г.

Указанные выплаты от­носятся к выплатам стимулирующего характера и осуществляются по результатам их деятельности. Условия, порядок установления, крите­рии и размеры указанных выплат должны быть предусмотрены поло­жениями по оплате труда учреждений, коллективными договора­ми, региональными соглашениями, локальными нормативными акта­ми, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работ­ников, и зафиксированы в трудовых договорах с работниками.

Вопрос: Могу ли я занимать должность врача клинической лабораторной диагностики, имея высшее образование по специально­сти «биолог»?

В соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г., право на замещение должности «Врач клинической лабораторной диагностики» имеет спе­циалист с высшим медицинским образованием.

Для специалистов с высшим профессиональным (немеди­цинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 г., сохраняется должность «врач-лаборант».

Вместе с тем, специалисты, не имеющие медицинского об­разования и принятые на работу после 1 октября 1999 г. в клини­ко-диагностическую лабораторию, имеют право на занятие должно­сти «биолог».

Как следует из письма Минздравсоцразвития от 31.08.11 г, для занятия должности «врач-лаборант» сертификат специалиста не требуется.