​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Зарплаты даром не повышают

Зарплаты даром не повышают

21.08.2012

Минтруд представил проект программы очередной реформы оплаты труда бюджетников, основанной на внедрении "эффективного контракта". Такие трудовые отношения нового типа в бюджетной сфере будут строиться на системе оценки эффективности деятельности каждого работника. Профсоюзы считают программу откровенной "профанацией повышения заработной платы" — предполагается, что повышение будет обеспечено путем сокращения числа учреждений и роста платных услуг.

В распоряжении "Ъ" оказался проект "Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы", который Минтруд представил на прошлой неделе на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии при правительстве. Документ представляет собой план реформы системы оплаты труда бюджетников, которая должна стартовать 1 декабря. Ее цели уже были обнародованы в предвыборной программе Владимира Путина и закреплены в указах президента от 7 мая — речь идет прежде всего об увеличении зарплат и переходе на "эффективный контракт". Реформу Минтруд планирует проводить в два этапа — 2012-2014 годы и 2015-2018 годы. Она касается примерно пятой части трудового рынка РФ: на начало 2012 года в стране трудились 14,4 млн бюджетников, из них большая часть в образовании (5,23 млн), здравоохранении и социальных услугах (3,93 млн).

Согласно документу, к 2018 году средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна быть вдвое выше средней зарплаты по региону, а заработки преподавателей начального и среднего профобразования, работников культуры, социальных работников, младшего и среднего медперсонала — на уровне средней зарплаты в регионе. Среди целей и задач программы — увязывание повышения зарплат с достижением "конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг"; создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей; установление базовых окладов, ставок зарплаты по профессионально-квалификационным группам.

Главное, на что делает упор в новой реформе Минтруд,— внедрение механизма стимулирования бюджетников к повышению качества оказания услуг в виде "эффективного контракта". Под ним подразумеваются "трудовые отношения, основанные на наличии госзадания и целевых показателей эффективности работы"; на системе оценки эффективности деятельности работников; на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда; на системе нормирования труда. С "эффективным контрактом" трудовой договор приобретает дополнительный вес — в нем будут конкретизированы должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда работника, условия оплаты труда и предоставления льгот.

Ресурсы для повышения зарплат, согласно проекту программы, должны быть найдены в самой системе — в частности, за счет реорганизации неэффективных учреждений: на эти цели должно пойти не менее трети этих средств. Остальные средства должны поступить из федерального бюджета и внебюджетных источников, то есть за счет оказания учреждениями платных услуг.

У отраслевых профсоюзов бюджетников к документу масса претензий. По их мнению, он не является программой как таковой и должен быть переформатирован. "Нет никаких расчетов, какие учреждения являются эффективными, какие нет, как и когда они будут оптимизированы и какой объем средств будет высвобожден на повышение зарплат, нет оценки спроса на платные услуги, за счет которых будут повышены зарплаты",— отмечает заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений аппарата Федерации независимых профсоюзов Елена Косаковская. Кроме того, профсоюзов особенно волнует вопрос, в какое время бюджетники будут осуществлять платные услуги — в рамках 8-часовой рабочей недели или вне рабочего времени, зафиксированного в Трудовом кодексе. "Учитель или врач не откажется работать в рабочее время за дополнительную плату, однако если это будет за рамками рабочего времени, когда бюджетник будет вынужден сам себе зарабатывать, то это будет сверхнагрузка. Получается, что к повышению оплаты труда это не имеет никого отношения, это интенсификация труда — по сути, эксплуатация. Предложенная программа — это фактически профанация повышения заработной платы",— отмечает Елена Косаковская. Среди других опасений профсоюзов — тенденция включения в зарплату льгот и выплат социального характера, такая возможность также заложена в проект программы.

Профсоюзы опасаются, что и эта реформа окажется такой же неэффективной, как и предыдущая, проведенная Минздравсоцразвития в 2008 году, когда бюджетники перешли с единой тарифной сетки на отраслевую систему оплату труда (сейчас — 71 субъект полностью, 12 — наполовину). В документе отмечается, что реформа хотя и повысила зарплаты (в образовании в 2011 году по отношению к 2007 году — на 81%; в здравоохранении — на 73%), но фактически провалилась. Минтруд в проекте программы не скрывает, что реформа 2008 года оказалась "недостаточно проработанной": с 2007 по 2011 год "соотношение уровня средней зарплаты работников социальной сферы и средней по экономике не улучшилось". В течение последних пяти лет в образовании зарплата бюджетников колебалась от 63% до 70% к средней по экономике; в здравоохранении — от 72% (2011 год) до 78%. По-прежнему остается большая разница между заработками работников муниципальных и государственных учреждений федерации и субъектов.