​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 1 по 7 апреля 2013 г.

16.04.2013


Минздрав России утвердил новые порядки оказания
и стандарты медицинской помощи

С декабря 2012 г. по март 2013 г. регистрацию в Минюсте России прошли около 300 порядков оказания и стандартов медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России (далее – порядки и стандарты). На момент подготовки настоящего материала ни один из указанных документов не был официально опубликован, и соответственно, не может применяться. Документы вступят в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

В порядках оказания медицинской помощи указаны, в частности, этапы ее оказания по отдельным видам и профилям медицинской помощи, заболеваниям или состояниям. Стандарты медицинской помощи включают в себя, в частности, усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения при конкретных заболеваниях или состояниях определенных медицинских услуг, лекарств, медицинских изделий. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускается только по решению врачебной комиссии в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания).

Отметим, что в настоящее время действуют некоторые порядки оказания медицинской помощи, ранее утвержденные Минздравсоцразвития России. Большинство из них перестанут действовать с момента вступления в силу новых порядков. Стандарты медицинской помощи утверждены Минздравом России впервые.

Качество медицинских услуг будет определяться на основании порядков и стандартов

Напомним, что с 1 января 2013 г. вступила в силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон N 323-ФЗ), согласно которой порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для применения медицинскими организациями на территории РФ. Тем не менее до вступления в силу этих документов данная норма фактически не может применяться на практике. С момента вступления в силу порядков и стандартов медицинские организации будут нести ответственность за их соблюдение. Так, оказание медицинской помощи с нарушением порядка или стандарта может свидетельствовать о ненадлежащем качестве медицинских услуг. Следовательно, пациент, которому оказывают платную медицинскую помощь, на основании ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в частности, сможет взыскать с медицинской организации стоимость оказанных медицинских услуг, стоимость восстановительного лечения и компенсацию прочих убытков. При этом доказать факт ненадлежащего качества услуг для пациентов будет легче.

В настоящее время в соответствии со ст. 64 Закона N 323-ФЗ, ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Закон об ОМС) для выявления ненадлежащего качества оказания медицинской помощи назначается экспертиза качества медицинской помощи. Она проводится по инициативе Федерального фонда ОМС (его территориальных органов) или страховой медицинской организации при наличии определенных обстоятельств (Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230).
Названная экспертиза должна проводиться путем проверки соответствия оказанной медицинской помощи порядкам и стандартам, а также сложившейся клинической практике. Однако до вступления в силу порядков и стандартов проведение такой проверки оказанной медицинской помощи в полном объеме невозможно. Медицинская помощь может быть проверена только на соответствие немногочисленным существующим порядкам оказания медицинской помощи и сложившейся клинической практике. Поскольку последняя не закреплена нормативно, на практике возможно ее неоднозначное толкование. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время по многим заболеваниям отсутствуют четкие и единообразные критерии качества медицинской помощи, которые тем не менее будут ясны с вступлением в силу новых порядков и стандартов.
Стоит обратить внимание, что порядок проведения экспертизы качества медицинских услуг, оказанных не в рамках ОМС, в настоящее время не утвержден. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона N 323-ФЗ данный порядок должен утвердить Минздрав России.

Отметим также, что к 1 января 2015 г. Минздрав России должен будет утвердить на основе порядков и стандартов критерии оценки качества медицинской помощи, которые будут применяться при проведении экспертизы качества медицинской помощи.

Медицинская помощь, оказанная с нарушением порядка или стандарта, не будет оплачиваться за счет средств ОМС

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона об ОМС, если результаты экспертизы подтвердят, что качество медицинской помощи не соответствует порядкам и стандартам, затраты на ее оказание удерживаются из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, или подлежат возврату в страховую медицинскую организацию по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Кроме того, отметим, что согласно ч. 4 ст. 35 Закона об ОМС исходя из порядков и стандартов устанавливается страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования. Таким образом, страховое возмещение по медицинской помощи, оказанной сверх установленных порядков и стандартов, по общему правилу не выплачивается.

ссылка на источник

 

 

 

 


 

В Туве электронной записью к врачу с начала года воспользовались 2447 пациентов

Сотрудники Медицинского информационно-аналитического центра Республики Тыва (МИАЦ РТ) проверили работу в медицинских организациях программы «Электронная запись на прием к врачу». На сегодняшний день было осуществлено 2447 записей пациентов к различным специалистам. Эту медицинскую услугу в настоящее время осуществляют рескожвендиспансер, республиканская консультативно-диагностическая поликлиника, инфекционная больница, Перинатальный центр РТ, республиканская больница № 3, стоматологическая поликлиника, Сут-Хольская ЦКБ, городская поликлиника Кызыла, Барун-Хемчикская ЦКБ, Дзун-хемчикская ЦКБ, Пий-Хемская ЦКБ, Кызылская ЦКБ. В некоторых медицинских организациях введены расписания приема не всех специалистов: Бай-Тайгинской, Каа-Хемской, Монгун-Тайгинской, Овюрской Тандынской, Тере-Хольской, Тес-Хемской, Тоджинской, Улуг-Хемской, Чаа-Хольской, Чеди-Хольской и Эрзинской кожунных больницах.

Главным врачам этих учреждений дано поручение в кратчайшие сроки устранить недостатки. По результатам проверок проведено совещание в МИАЦ РТ по продвижению программы «Электронная запись на прием к врачу», где были обговорены все интересующие вопросы и проблемы и заново проведена обучающая часть по реализации этого направления информатизации здравоохранения. В ходе совещания обсуждались вопросы, касающиеся подключения к сети интернет медицинских организаций, расположенных в отдаленных районах.

По итогам совещания все учреждения здравоохранения должны организовать работу по сотрудничеству с МИАЦ РТ в части получения консультаций и решения проблем, возникающих в ходе реализации программы.

Напомним, в ноябре 2012 года в Туве была запущена программа «Электронная запись на прием к врачу» в рамках программы модернизации здравоохранения.

В Туве 35 медицинских учреждений получили доступ к федеральному порталу, созданному Минздравом России для работы с электронной записью.

15 ноября 2012 года Минздравсоцразвития Республики Тыва был издан приказ № 1534 «Об организации записи на прием к врачу в электронном виде в медицинских организациях Республики Тыва», где прописаны все аспекты работы с программой. На сегодняшний день кроме электронной записи к врачу, которая осуществляется через сайт «www.gosuslugi.ru», по-прежнему проводится запись через регистратуру учреждений: позвонив туда или обратившись лично, пациент может записаться к нужному ему специалисту.

ссылка на источник

 


 

Специалисты обсудили пути инновационного развития здравоохранения и фармотрасли

Современные подходы к развитию системы здравоохранения в России, а также внедрению инновационных медицинских технологий и лекарственных средств обсудили в ходе первого заседания Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии, которое прошло в конце марта в рамках Форума инновационных технологий. Участие в дискуссии приняли депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ, руководители научно-исследовательских, лечебных и образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих предприятий, зарубежные эксперты и СМИ.

В рамках заседания участники обсудили пути инновационного развития здравоохранения с учетом международного опыта, а также вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки кадров в условиях развития наукоемкого и высокотехнологичного здравоохранения.

Иван Бланарик, председатель Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии Торгово-Промышленной Палаты РФ, генеральный директор компании «Берингер Ингельхайм»: «Здравоохранение - одна из самых динамично развивающихся сфер, где инновации являются главной движущей силой. Результаты нашей работы напрямую сказываются на качестве жизни миллионов людей. Но понятие инноваций в здравоохранении не сводится исключительно к разработке новых молекул. Не меньшее внимание мы должны уделять инновационности как процессу, включающему в себя множество аспектов, связанных не только с повышением эффективности здравоохранения и качества лечения пациентов. Огромное значение имеет медицинское образование, а также более активное внимание и действия граждан, направленные на поддержание собственного здоровья».

Усилия по развитию здравоохранения должны быть консолидированными. Сегодня все больше и больше говорится о тройственной системе здравоохранения, где три участника – государство, профессиональное медицинское и фармацевтическое сообщество, а также сам пациент. Кроме того, современные реалии диктуют необходимость выстраивания иного подхода к взаимодействию представителей власти и коммерческих организаций для развития системы здравоохранения.

Колесников Сергей Иванович, советник Президиума РАМН, академик РАМН подчеркнул, что подобный подход уже обсуждается Государственной Думой в рамках проекта закона «О государственно-частном партнерстве». Документ предусматривает регулирование основных условий и порядка заключения соглашений о государственно-частном партнерстве между публичными образованиями (субъектами РФ, муниципальными образованиями) и российскими и иностранными компаниями. Это позволит коммерческим компаниям и организациям брать на себя большую роль в развитии и модернизации учреждений здравоохранения, образовательных проектах, внедрении современных схем терапии и ведения пациентов.

Давид Мелик-Гусейнов, председатель экспертного совета по здравоохранению Общероссийской организации «Деловая Россия», директор НП «Центр Социальной Экономики»: «Сейчас возникает все большая потребность в социальных инвестициях, когда финансовые вложения должны окупаться для государства. Один из вариантов решения - переход к парадигме инвестиционного финансирования. Сегодня система здравоохранения носит дотационный принцип. Новый подход заключается не в системе «купи-продай», а в долгосрочных партнерских взаимоотношениях».

Большое внимание участники заседания уделили вопросу квалификации работников фармацевтической отрасти и сферы здравоохранения. Необходимым условием обеспечения равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи является проведение эффективной кадровой политики, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению Российской Федерации и построение современной системы непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников.

Между тем, как было отмечено в рамках заседания, анализ программ подготовки медперсонала показывает несоответствие содержания имеющихся программ обучения современным запросам общества и государства, что предопределяет необходимость их пересмотра.

Дмитриев Виктор Алексеевич, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП): «Необходимо повысить профессиональный уровень кадров, обеспечивающих подготовку медицинских и фармацевтических работников, не только в преподавании, но и осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности. Это требует разработки качественно новой процедуры определения готовности лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование, к практической работе в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи – аккредитации специалиста, которая будет осуществляться на основе приобретаемых в ходе обучения компетенций».

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования: планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение результатов научных исследований и разработок в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений и дальнейшее применение их в практике здравоохранения.

Титов Константин Алексеевич, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, подчеркнул, что обсуждение наиболее актуальных проблем в рамках встречи экспертов в подобном формате имеет большое значение для развития и модернизации сферы здравоохранения и фармацевтической промышленности России. По итогам заседания была разработана резолюция с рекомендациями, прозвучавшими в ходе заседания, которая будет направлена в профильные государственные органы РФ.

ссылка на источник