​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 14 по 20 апреля 2014 г.

21.04.2014

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другие материалы по профсоюзной и медицинской тематике с 14 по 20 апреля 2014 г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях. Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

На модернизацию здравоохранения Крыма уйдет два года и более 5 миллиардов рублей

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова рассказала о проекте по модернизации здравоохранения Крыма. По ее словам, процесс займет два года и пройдет в 2014-2015 годах. Инвентаризацию всех медицинских учреждений Крыма и Севастополя проведет Росздравнадзор, который также проведет их лицензирование.

Всего на полуострове насчитывается более 170 медицинских учреждений, которые предполагается отремонтировать, оснастить современным оборудованием и информатизировать, сообщает РИА Новости.

ссылка на источник

  

Медики устали от переработок

Более 600 человек собрал сегодня на площадке перед Дворцом спорта «Юбилейный» митинг медицинских работников города, организованный Территориальным Санкт-Петербурга и Ленинградской области комитетом профсоюза работников здравоохранения РФ. Поддержать коллег пришли и представители других членских организаций Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председатель Территориального комитета профсоюза работников здравоохранения Владимир Дмитриев огласил «лукавые» официальные цифры. По ним выходит, будто сегодня врачи Северной столицы получают в среднем свыше 48 тысяч рублей, средний медперсонал – около 32 тысяч, а младший медперсонал - порядка 19,5 тысячи рублей. Эти красивые цифры родились из несправедливой, с точки зрения медиков, методики Росстата по расчету средней заработной платы. Она рассчитывается не на одну ставку, а на одно физическое лицо. А значит, достигаются высокие показатели ценой постоянных переработок. Ведь, например, в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений укомплектованность штатов составляет 58-64%, сообщил Дмитриев, и медики вынуждены брать 1,5-2 ставки, работать в ночные смены и праздничные дни. Если же посчитать зарплату работника здравоохранения, который трудится на одну ставку, то она окажется в полтора-два раза меньше.

Еще сложнее, прозвучало на митинге, финансовая ситуация в медицинских учреждениях федерального подчинения - там базовые оклады меньше даже федерального МРОТ (5554 рубля), а зарплата медсестры со всеми надбавками при работе на одну ставку ниже минимальной заработной платы, установленной в нашем городе на 2014 год (8868 рублей).

Не устраивают медиков и гарантии по заработной плате. По информации профсоюза, компенсационные и стимулирующие выплаты в общем объеме начисленной зарплаты доходят до 50 процентов, а как известно, прямия сегодня может быть, а завтра нет.

Участники митинга проголосовали за резолюцию, в которой высказан ряд требований к властям.

На федеральном уровне:

- изменить методику Росстата по расчету средней заработной платы, установив расчет на штатную должность (работу на ставку);

- установить нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений в интересах пациента, а не вынужденного зарабатывания средств медиками;

На региональном уровне:

- возобновить в Санкт-Петербурге деятельность рабочей группы с участием территориального комитета профсоюза по внесению изменений в городской закон об оплате труда работников здравоохранения;

- принять конкретные меры по социальной поддержке работников здравоохранения и в первую очередь молодых специалистов;

- установить доплаты молодым специалистам, поступающим на работу в лечебно-профилактические учреждения города;

- установить доплаты работникам федеральных НИИ и вузов, расположенных в Санкт-Петербурге;

- вернуться к вопросу об установлении 90% компенсации на путевки в детские оздоровительные лагеря летом 2014 года для молодых специалистов.

Резолюция с этими требованиями будет направлена Президенту РФ, федеральным и городским властям.

ссылка на источник

 

Путин: рост зарплат медиков составил 141 % за год

Владимир Путин проводит 17 апреля «прямую линию» общения с народом. В ходе разговора президента спросили о повышении зарплат медработников и пожаловались ему на закрытие фельдшерско-акушерских пунктов, сообщает сайт kremlin.ru.

Медики рассказали президенту, что чиновники Санкт-Петербурга предоставляют ложные данные о зарплате медработников: в официальных отчетах значится 49 тысяч рублей в месяц, а на самом деле врачи получают 12-15 тысяч. Президент ответил, что с проблемой низких зарплат для высококвалифицированных специалистов нужно будет разобраться отдельно в каждом регионе.

Путин добавил, что зарплаты российских медработников растут опережающими темпами по сравнению с другими отраслями. «По врачам-специалистам рост составил за последний год 141 процент, то есть плюс 41 процент, по среднему медицинскому персоналу — 80 процентов, а по младшему медперсоналу — 47 процентов. Петербург — в данном случае нужно внимательнее разобраться. В городе средняя зарплата где-то 37,5 тысячи», — уточнил глава государства.

Кроме того, медработники сообщили президенту о закрытии фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. «Прежде всего, хотел бы остановиться на проблеме медицины на селе. Закрываются акушерские пункты… странно, что это происходит. Посмотрю повнимательнее, о каких регионах идет речь. Это недопустимая практика и тенденция», — отметил Путин.

ссылка на источник

 

Интервью Министра Вероники Скворцовой «Российской газете» о новом порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи 

В этом году на новую систему финансирования перевели 459 видов высокотехнологичной помощи - наиболее распространенных. Остальные 1007 видов "погрузят" в ОМС с 2015 года. Как работает новая модель? Какие возникают проблемы? Как добиться, чтобы деньги из фондов ОМС за каждого такого пациента приходили в клиники вовремя и в полном объеме? На вопросы "РГ" ответила Министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

Вероника Игоревна, что конкретно предлагает Минздрав, чтобы новая система заработала на полную мощность?

Вероника Скворцова: Мы полагаем, что механизм оплаты высокотехнологичных способов лечения должен предусматривать несколько принципиальных моментов.

Во-первых, 1007 наиболее сложных видов лечения должны финансироваться по единым для всей страны тарифам, соответствующим уровню сложности и качества медицинской помощи. То есть не каждый регион должен определять, сколько заплатить, например, за пересадку почки, а должна действовать единая общефедеральная методика, на основе которой федеральный центр, независимо от того, где он находится - в Москве, Новосибирске или Хабаровске, получит за прооперированного пациента одно и то же финансирование.

Во-вторых, средства на обеспечение оплаты этих видов высокотехнологичной помощи следует фиксировать отдельной целевой статьей в бюджете Федерального фонда ОМС.

Кроме того, мы предлагаем активнее подключать лучшие региональные медицинские центры к оказанию сложных видов высокотехнологичной помощи, конечно, при их готовности. Это можно сделать, выделяя субсидии из бюджета Федерального фонда ОМС регионам.

Какого эффекта вы ожидаете от этих мер?

Вероника Скворцова: Напомню, президент в своем Послании поставил задачу увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагаемые нами механизмы помогут это сделать: мы сохраним уникальную сеть федеральных учреждений с ее высоким кадровым потенциалом и уникальным, лучшим в стране оборудованием, федеральные медцентры будут работать по единым справедливым тарифам. При этом одновременно мы привлекаем регионы к развитию высокотехнологичной медицинской помощи, а значит, есть возможность повысить качество и доступность медицины высоких технологий для всех граждан.

Переход на оплату высокотехнологичного лечения за счет ОМС начался с этого года. 10 апреля на встрече с Президентом поднимался вопрос о финансировании федеральных медцентров. Возникли сложности? Почему проблема обсуждается на самом высоком уровне?

Вероника Скворцова: Федеральные учреждения - это флагманы нашего здравоохранения, выполняющие "головные" функции по каждому профилю медицины. Они оказывают, как правило, наиболее сложные виды медицинской помощи, туда направляют самых тяжелых пациентов из всех регионов нашей страны - диагностически сложных, трудно поддающихся лечению, требующих применения наиболее совершенных, а иногда и уникальных технологий. Но кроме того, здесь ведутся научные разработки, эти медцентры проводят экспертную, организационно-методическую, образовательную и инновационную работу.

До 2014 года эти медцентры финансировались преимущественно из федерального бюджета, в том числе и высокотехнологичная медпомощь. Принятый в 2011 году Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" закрепил поэтапный переход финансового обеспечения всей медицинской помощи на одноканальную систему из средств ОМС. По этому закону, с 2015 года все виды специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи должны оказываться за счет ОМС. Это позволит повысить доступность качественной медицинской помощи, сняв избыточные ограничения и квоты с оказания самых сложных и высокотехнологичных методов.

Нынешний год - переходный. Из 1466 высокотехнологичных методов лечения в ОМС перешли 459, чуть менее трети. Это наиболее растиражированные методы, которые уже сегодня широко применяются в региональных медцентрах и больницах. При этом федеральные медцентры оказывают такие виды помощи на равных правах с региональными. Именно такой подход и позволяет существенно повысить доступность высокотехнологичных методов и увеличить число пациентов, получающих такое лечение. Первые два месяца 2014 года еще раз подтвердили это: число пациентов, пролеченных с помощью высоких технологий, выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,1 тысячи.

Оплата лечения, проведенного с использованием любого из 459 перешедших в ОМС высокотехнологичных методов, происходит за каждого конкретного больного. Платит территориальный фонд ОМС того региона, где проживает пациент, в соответствии с установленными в регионе тарифами.

То есть получается, что разные регионы за проведение одной и той же операции платят по-разному - кто-то больше, кто-то меньше?

Вероника Скворцова: Финансирование одной и той же операции происходит на основе единого тарифа, разработанного Федеральным фондом ОМС. Однако регионы различаются по уровню бюджетной обеспеченности, по плотности населения и другим демографическим показателям.

Именно поэтому минфин разработал коэффициенты региональной дифференциации, которые предназначены для выравнивания условий применения каждого федерального норматива. Так происходит и с единым тарифом ОМС на ту или иную медицинскую услугу. В каждом регионе этот расчетный тариф пересчитывается с учетом регионального коэффициента - так формируется региональный тариф. В результате, реальные тарифы за один и тот же вид помощи могут несколько различаться между регионами.

Безусловно, такое положение вещей осложняет администрирование финансовых потоков. Так, при направлении пациента в Федеральный медицинский центр нужно учитывать существующие различия в тарифах между всеми регионами. Для преодоления этой ситуации министерство здравоохранения и Федеральный фонд ОМС разработали механизмы, которые должны включиться с 2015 года.

А что происходит в 2014 году с остальными методами высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенными в ОМС?

Вероника Скворцова: Остальные 1007 методов ВМП - наиболее сложных и ресурсоемких, оказываемых преимущественно федеральными медцентрами - продолжают обеспечиваться в 2014 году из федерального бюджета, по традиционному порядку.

Может быть, когда вводился новый принцип финансирования, предполагалось, что ставшие общедоступными способы лечения, например, малоинвазивные операции на сердце и сосудах, станут выполнять в основном на уровне обычных больниц, а за федеральными центрами останутся "топовые" технологии?

Вероника Скворцова: В основном, это так. Проведенные в последние годы региональные программы модернизации позволили беспрецедентно повысить техническую базу медучреждений в регионах. Для подготовки медицинских специалистов, в том числе "узкого" профиля, в каждом регионе действуют специальные кадровые программы. Это позволяет большинству регионов становиться почти самодостаточными в оказании основных видов медицинской помощи.

При этом роль федеральных центров не только не снижается, но, наоборот, становится еще значимее. Там разрабатывают и внедряют новые, современные, эффективные методы диагностики и лечения, продвигая всю нашу медицину вперед. В них должны спасать людей даже в тех случаях, когда региональные учреждения оказываются бессильными. Любой федеральные центр - это, по сути, "головной" методологический центр, "транслирующий" передовые достижения в практику всей системы здравоохранения. Здесь идет постоянная работа над обновлением протоколов лечения, порядков оказания профильной медицинской помощи. Здесь учатся, повышают квалификацию врачи из региональных медорганизаций.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что, если регионам необходима помощь федеральных центров и в оказании "обычных" видов медицинской помощи, они готовы подключаться и к такой деятельности.

Оставшиеся 1007 наиболее сложных методов ВМП точно со следующего года включат в систему ОМС? Ничто этому не помешает?

Вероника Скворцова: Да, с 2015 года, по действующему законодательству, все виды ВМП должны оказываться за счет средств ОМС.

Однако, на наш взгляд, включение в страховую систему оставшихся 1007 методов требует внедрения дополнительных механизмов обеспечения финансовой стабильности. Иначе, могут возникнуть риски при оказании этих самых сложных и требующих высокой медицинской квалификации методов лечения. Именно о внедрении таких механизмов 10 апреля говорил президент, поручив министерству продумать возможные варианты решения проблемы и обеспечить их внедрение.

Если ваши предложения будут одобрены правительством, когда ориентировочно они заработают?

Вероника Скворцова: Они сформулированы министерством здравоохранения совместно с Федеральным фондом ОМС и направлены в правительство. Мы исходим из того, что предложенную модель нужно внедрить в текущем году так, чтобы с 2015 года мы начали работать по новым правилам.

ссылка на источник

 

В Чеченской Республике началось издание специализированного журнала по вопросам ОМС

В Чеченской Республике вышел в свет первый номер специализированного научно-практического журнала «Обязательное медицинское страхование в Чеченской Республике», который станет методическим пособием по вопросам обязательного медицинского страхования.

Журнал посвящен вопросам функционирования системы обязательного медицинского страхования в Чеченской Республике, деятельности Федерального фонда ОМС и ТФОМС Чеченской Республики, субъектов и участников системы ОМС.

В издании, которое будет выходить один раз в два месяца, будут публиковаться необходимые для применения в работе медицинской организации, работающей в системе ОМС, Федеральные и региональные законы, нормативно-правовые акты, постановления Правительства РФ и Чеченской Республики, приказы Министерства здравоохранения России, Министерства здравоохранения Чеченской Республики, Федерального фонда ОМС, ТФОМС Чеченской Республики, методические рекомендации к ним, научные и практические статьи, обзоры литературы, интервью с ведущими специалистами в области системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, новости с информацией о проводимых мероприятиях.

Первый номер журнала уже поступил в лечебно-профилактические учреждения республики для применения в работе. По словам руководителей лечебных учреждений, а также медицинских работников, данное пособие станет для них большим подспорьем в реализации поставленных в республиканском здравоохранении задач.

Автор проекта, директор ТФОМС Чеченской Республики Денилбек Абдулазизов рассказал о том, что фонд уделяет большое внимание правовому информированию субъектов и участников системы ОМС обо всех нововведениях в сфере здравоохранения.

- Система обязательного медицинского страхования Чеченской Республики за последние годы прочно встала на рельсы социального развития нашего региона. Благодаря эффективной политике Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, региональная система здравоохранения вступила в новую фазу развития. Существенная роль в этом процессе отводится системе обязательного медицинского страхования. Мы уверены, что журнал «ОМС в ЧР» станет информационно-правовым ресурсом и одновременно площадкой для обсуждения актуальных вопросов функционирования системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения Чеченской Республики в целом, - отметил Д. Абдулазизов.

Свою оценку идее об издании такого рода журнала дали и в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. В своем обращении к редакции журнала, председатель ФФОМС Наталья Стадченко отметила важность и актуальность данного проекта.

«Большая роль в реализации поставленных задач возлагается на медицинские организации, работающие в системе ОМС. Стоящие перед ними задачи, безусловно, требуют ответственности, профессионализма, самоотдачи и самое главное - правовой грамотности от всех специалистов, работающих в системе. Руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования всегда отмечает, что в Чеченской Республике уделяется большое внимание вопросам информирования граждан и медицинских работников о системе ОМС. Издание регионального журнала «Обязательное медицинское страхование в Чеченской Республике», который будет способствовать повышению правовой грамотности участников системы ОМС Чеченской Республики, является еще одним доказательством этому. Выражаю уверенность, в том, что реализация данного проекта, несомненно, послужит повышению информированности участников системы ОМС, а также поможет в решении многих возникающих вопросов», говорится в обращении Н. Стадченко.

Благодарность учредителям за создание дополнительного источника правового информирования в системе здравоохранения региона выразил также министр здравоохранения Чеченской Республики Муса Ахмадов.

- Считаю очень актуальным выход научно-практического журнала - «Обязательное медицинское страхование в Чеченской Республике», который станет методическим пособием для большинства медицинских работников нашего региона. Уверен, что журнал, в первую очередь, станет путеводителем в вопросах обязательного медицинского страхования, став источником информации обо всех нововведениях в сфере здравоохранения, – отметил М. Ахмадов.

ссылка на источник

 

Профсоюзы будут сами определять свою организационную структуру

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения внесённый Минтрудом законопроект, направленный на расширение возможностей профсоюзов определять внутреннюю структуру своих организаций, сообщается на сайте кабинета министров.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”» (далее – законопроект) внесён Минтрудом России. Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года №22-П по делу о проверке конституционности абзацев первого – восьмого статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах).

Постановление Конституционного Суда определяет, что указанные положения Закона о профсоюзах устанавливают закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений. Это не позволяет профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в Законе о профсоюзах.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 3 Закона о профсоюзах, устанавливающих более широкий перечень структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной иерархии и одновременно исключающих толкование норм указанной статьи как норм, устанавливающих исчерпывающий перечень таких структурных единиц. В частности, вводятся понятия «цеховая профсоюзная организация», «профсоюзная группа», а также «иные профсоюзные организации» на всех уровнях.

Принятие законопроекта обеспечит возможность профсоюзам по собственному усмотрению определять свою организационную структуру, в том числе посредством создания не упоминающихся в действующем в настоящий момент Законе о профсоюзах профсоюзных организаций и их структурных подразделений.

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза