​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 16 по 22 февраля 2015 года

23.02.2015

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другим материалам по профсоюзной и медицинской тематике с 16 по 22 февраля 2015 года.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

«Минфин просил не ходить к нему с протянутой рукой за деньгами на зарплаты»

Предполагается, что в 2015 году Федеральный фонд ОМС обеспечит увеличение заработной платы медицинским работникам на 5,5% - «на уровне инфляции». Хотя, по прогнозам, инфляция будет минимум втрое больше. Почему у фонда нет и не будет денег на рост зарплаты, петербургским врачам рассказал профессор Высшей школы экономики Фарит Кадыров.

 Из-за масштабного кризиса в российском правительстве раздаются предложения о замораживании размера зарплаты или снижении темпов ее роста. В «дорожные карты» по обеспечению роста зарплат врачам в соответствии с майскими указами президента, изменения еще не внесены, но правительство уже сделало свои предложения: в 2014 году нужно было увеличивать зарплату по сравнению с 2013 всего на 1%; в 2015-м по сравнению с 2014-м – на 6,3% (из них средства ФФОМС - 5,5%); в 2016 году по сравнению с 2015-м – на 22,6%; в 2017году по сравнению с 2016 - 40,4 %.

 - Правительство четко дает понять, что в этом году не стоит задача повышать зарплату теми темпами, что были запланированы, главная задача — не допустить ее снижения, а основной рост сместится на 2017 год. Это утопия, - считает Фарит Кадыров, заместитель директора Центрального НИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава России, профессор Высшей школы экономики. Почему в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования не хватает денег на медицину, он объяснял на межрегиональном научно-практическом симпозиуме «ВИЧ-медицина и фармакоэкономика» в Петербурге.

Как у фонда отбирали деньги

- Сейчас много говорят о том, что финансирование здравоохранения в условиях кризиса сокращается. Отчасти это так, отчасти не так, - объясняет Фарит Кадыров. - Политика государства - сокращение бюджетного финансирования и переход на финансирование системы здравоохранения из фонда ОМС напрямую. Начиналось это, если вы помните, с увеличения начислений на заработную плату с 3,1% до 5,1% в 2011 году. Тенденция к увеличению перечислений в федеральный фонд из собранных в регионе денег наблюдалась на протяжении нескольких лет: когда система создавалась, всего 0,2% собранных средств уходило в федеральный фонд, к 2012 году все средства уже аккумулировались в ФФОМС. С учетом увеличения процента взносов, это гигантские суммы.

 Когда в 2012 году закончился основной этап модернизации здравоохранения, предполагалось, что вся сумма, высвобожденная после ее завершения, пойдет на увеличение финансирования процесса лечения в системе страхования. Но этого не произошло, потому что Минфин не может спать спокойно, когда где-то скапливаются и расходуются средства, ему неподконтрольные. В рамках действовавшего тогда законодательства изъять их из фонда ОМС было невозможно, и Минфин пошел путем сокращения расходов на здравоохранение из федерального бюджета. Это объясняет, почему в 2013 году мы не почувствовали серьезного улучшения финансирования медицинской помощи в системе ОМС.

Ожидаемый рост зарплаты в соответствии с проектом, который предлагает сейчас правительство, выглядит так:

  • в 2014 году по сравнению с 2013-м - 1%,
  • в 2015 году по сравнению с 2014-м - 6,3%
  • в 2016 году по сравнению с 2015-м - 22,6%
  • в 2017году по сравнению с 2016-м - 40,4 %

Сначала ФФОМС обязали обеспечить выплаты участковой службы («президентские» надбавки в размере 5 - 10 тыс рублей). И как минимум пятая часть ожидаемого дополнительного увеличения финансирования системы ОМС была отобрана.

 Все гадают, для чего скорую медицинскую помощь включили в систему ОМС, если она никак не соответствует страховым принципам? Наряду с выплатами участковой службе Минфин решил возложить на систему ОМС и дополнительные выплаты скорой помощи. Но если в те времена можно было из федерального бюджета финансировать учреждения, входящие в систему ОМС, то из ОМС платить учреждениям, не входящим в систему, было нельзя. Поэтому ее «с потрохами» сбросили в ОМС, всю страну поставив на уши. В 2013 году средства на содержание службы скорой помощи передавались из региональных бюджетов, в 2014 году переходный период закончился, субъекты Федерации уже не тратят на нее свои деньги.

Фарит Кадыров напомнил, что у родовых сертификатов, которые выдаются Фондом социального страхования (ФСС) все тот же источник — Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). 19 млрд рублей в год из него забирают, а возвращают через ФСС.

Хуже стало всем

Сокращение федеральных расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в этом году составило примерно на 60 млрд рублей. В первую очередь это расходы, которые выделялись Минздраву на финансирование подведомственных учреждений. Они в большой степени переводятся в систему ОМС, создавая непростую ситуацию для регионов, в которых эти учреждения расположены. Когда принималось это решение, думали, что либо хуже будет региональным учреждениям, либо - федеральным. Но оказалось, что хуже становится и тем, и другим.

 Казалось бы, параллельно растут объемы средств Федерального ФОМС. В бюджете, который принимался на 2014 год, предполагалось выделить на здравоохранение 1452 млрд рублей в 2015 году. Но принятый бюджет ФФОМС - 1632 млрд рублей — на 180 млрд рублей больше, чем было запланировано. Это ощутимый рост в сравнении не только с предыдущим годом, но и с предполагаемым год назад увеличением. Откуда дополнительные деньги и куда они пойдут?

 Дополнительное финансирование должно появиться за счет того, что субъекты РФ уже в этом году должны собирать взносы со всех зарплат без ограничений (потолок в 624 тысячи рублей с которого взносы уже не платятся, отменен). Кроме того, государство финансирует содержание присоединенных территорий – перечисляет туда деньги, откуда они поступают частично в ФФОМС в виде страховых взносов за неработающее население.

На вопрос «Куда пойдут дополнительные деньги?» Фарит Кадыров отвечает:

- На финансирование присоединенных территорий Крыма и Севастополя плюс некоторый естественный прирост населения, не слишком большой (+2,34 млн человек).

Кроме того, пытаясь освободить бюджет от высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на первом этапе понизили в статусе часть ВМП - перевели в категорию специализированной помощи, сказав, что это растиражированные технологии, и они могут финансироваться и выполняться в рамках Терпрограмм ОМС, по тарифам ОМС. Это произошло с резким падением тарифов.

Второй этап - 459 методов ВМП погрузили в ОМС, сохранив за ними статус высокотехнологичной помощи, но финансируются они, исходя из тех тарифов, которые способны установить регионы.

На третьем этапе предполагалось, что оставшиеся 1007 методов ВМП в 2015 году тоже войдут в систему ОМС. Но тут вспомнили, что федеральные клиники расположены неравномерно по территории страны, в основном — в Москве, Петербурге, Новосибирске и еще немногих крупных городах. При подушевом финансировании в системе ОМС огромные расходы на ВМП ставят эти регионы в очень трудное положение. В результате, как бы, сохранили федеральное финансирование, но деньги все равно забрали у ФФОМС.

Бюджет ФФОМС:

  • 2015 – 1632,3 млрд руб
  • 2016 – 1706,5 млрд руб
  • 2017 – 1804,1 млрд руб

Поэтому 82 млрд рублей впервые в истории существования системы обязательного медицинского страхования пойдет в федеральный бюджет, а не из бюджета в систему. Они будут направлены в медицинские учреждения Минздрава, ФМБА, ФАНО.

 То есть, больше средств, но больше и расходных обязательств: ФФОМСу прибавили 180 млрд рублей, забрали 82 млрд — на ВМП, плюс сокращение из федерального бюджета на 60 млрд рублей, плюс — всего 40 млрд рублей, что для масштабов страны очень мало.

Одной рукой отбираем, другой… тоже отбираем

Увеличение финансирования при принятии бюджета Федерального фонда ОМС обеспечит увеличение зарплаты на уровне инфляции — 5,5%. При этом все понимают, что уровень инфляции просто не может быть таким. Значит, надо менять «дорожные карты»?

 Более четко правительство заявило о 2016-м годе: «планируемый рост субвенции составит всего 5,6 % к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников».

 Получается, правительство одной рукой забирает деньги из системы ОМС, другой показывает, что денег в системе не хватает. Но майские указы никто не отменял. Правительство говорит, что для их выполнения необходимо привлекать дополнительные источники — средства субъектов Федерации, бюджеты которых сегодня и так трещат по швам, и платные медицинские услуги.

 - С одной стороны, позиция государства к платным медицинским услугам не всегда однозначная, – поясняет профессор Кадыров, - но Минфин сказал — не приходите к нам с протянутой рукой за деньгами на повышение заплаты.

 При этом он подчеркивает, что 2015 год относительно неплохой. Это единственный год, в котором в системе ОМС скачкообразно вырос бюджет. Да и общий бюджет, включая региональные неплох. Плохо то, что попытка повысить доходную часть фонда может спровоцировать работодателей утаивать реальные доходы сотрудников, в регионах уже возникают проблемы с собираемостью средств. И на региональных, и на федеральном уровне секвестируются бюджеты. Хорошая новость – правительство разрабатывает антикризисные меры, среди которых - компенсация стоимости лекарств в соответствии с ростом курса валют.

ссылка на источник

  

В Подмосковье объявили о сборе предложений по объединению медучреждений

Правительство Московской области до конца марта будет принимать предложения по объединению медицинских учреждений. Об этом, как сообщает агентство “Москва”, заявила зампредседателя правительства Ольга Забралова.

Она уточнила, что если будут объединяться два учреждения, то административно-управленческий аппарат придется сокращать. “Мы посмотрим, может, мы будем делать единую бухгалтерию в объединенных учреждениях, единую кадровую службу. В основном речь идет о медицинских учреждениях, и, может быть, не обо всех”, - рассказала чиновник.

При этом врачей сокращать не планируется, заверила Забралова. По ее словам, в областном здравоохранении наблюдается нехватка кадров, за последние два года в Подмосковье на работу взяли более трех тысяч медиков. По словам представителя правительства, речь идет только о сокращении неэффективно работающего административно-управленческого аппарата.

“Если у главы медучреждения 17 замов – по лечебной части, по безопасности, по закупкам - то, естественно, семь или восемь заместителей могут быть объективно нужны, но зачем нужны еще 10 - вопрос”, - отметила зампредседателя правительства. По ее словам, в данный момент сложно говорить о сроках увольнений.

Ранее в Московской области неоднократно заявляли, что готовы взять на работу сокращенных в столице врачей. Как заявлял заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников, в области не хватает 37 тысяч врачей. Как стало известно на днях, в столице сократили более 8,3 тысячи медицинских работников.

ссылка на источник

 

В бюджете Фонда ОМС создадут антикризисный резерв

Соответствующее изменение в законодательстве поручил разработать премьер-министр РФ Дмитрий Медведев — для финансового обеспечения антикризисных мероприятий в сфере здравоохранения. Помимо этого принято решение каждый месяц проводить анализ объема и стоимости оказываемой населению высокотехнологичной медицинской помощи.

Анализ будет осуществлять Минздрав, Росздравнадзор и Фонд ОМС - им необходимо провести мониторинг стоимости ВМП, включая лекарства и медизделия, используемые при её оказании, с учётом стран-производителей и динамики цен на них. Дмитрий Медведев поручил Федеральной таможенной службе усилить государственный контроль за установлением в регионах предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых, а также провести сравнительный анализ этих надбавок. Кроме того ведомствам поручено проработать вопрос обеспечения доступности кредитов для предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.

Премьер-министр также обязал правительство дополнительно проработать вопросы уточнения положений программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, касающихся в том числе особенностей проведения диспансеризации различных групп населения, представить предложения по вопросу закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе в рамках долгосрочных контрактов, а также рассмотреть вопрос о механизмах, объёмах и источниках финансирования лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями.

Эти и другие поручения сформированы после проходившего в Уфе совещания с участием Дмитрия Медведева, посвященного антикризисным мерам в здравоохранении.

ссылка на источник

  

На реконструкцию Сестрорецкой больницы потратят 1,85 млрд рублей

Смольный объявил конкурс на реконструкцию четырех корпусов Городской больницы № 40 в Сестрорецке. Проводить работы планируется до декабря 2017 года.

В течение как минимум трех лет в Сестрорецкой больнице будет проходить реконструкция административного корпуса (литера Б), патологоанатомического корпуса (литера Д), реабилитационного корпуса (П) и гаража (литера Ж). Заявки для участия в конкурсе принимаются до 13 марта.

 Максимальная сумма, которую Смольный назначил за проведение ремонтных работ — 1,852 млрд рублей. Отметим, что реконструкция Городской больницы № 40 длится с ноября 2012 года — тогда ремонтировались два корпуса, в том числе здание поликлиники № 68. Закончить реконструкцию планировалось в конце 2013 года, однако поликлиника открылась только в сентябре 2014 года.

ссылка на источник

 

Иностранные медики повысят квалификацию российских военных врачей

В структуре медицинской службы Вооруженных сил РФ будет создан Центр профессиональной переподготовки военно-медицинских специалистов, для работы в котором будут привлекаться иностранные медицинские специалисты - на условиях взаимовыгодного обмена. Соответствующее решение принял министр обороны России Сергей Шойгу.

Для работы в центре пригласят зарубежных врачей, имеющих редкие медицинские специальности, большой опыт практической работы и значимые научно-практические достижения. Переподготовка и повышение квалификации военных врачей будет вестись по расширенным учебным программам, в которые включены занятия по изучению традиционной и интегративной медицины. В учебный план также войдут новые циклы по подготовке специалистов в сфере кибернетической медицины и телемедицинских технологий.

 В Минобороне считают, что их инициатива позволит повысить качество переподготовки военных врачей, расширить их профессиональный кругозор и внедрить новые медицинские практики в деятельность военно-медицинских организаций.

 Центр профессиональной переподготовки военно-медицинских специалистов будет создан на базе Института усовершенствования врачей МУНКЦ им. П.В. Мандрыка, который будет преобразован в филиал Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Занятия начнутся с 1 сентября 2015 года.

ссылка на источник

 

Скорая немощь. Почему уменьшается автопарк скорой помощи 

Времена, когда за несоблюдение нормативов приезда скорой помощи чиновники в белых халатах наказывали главных врачей подстанции, давно прошли. Опоздание "скорой" на 1,5 – 2 часа становится не редким исключением, а вариантом нормы. Водители саратовских неотложек винят во всем автомобильные пробки и плохие дороги, пациенты – врачей, а сами врачи скорой помощи – плохое финансирование, из-за которого новые автомобили практически не закупаются.

Некогда скорая помощь с каждым годом превращается в помощь длительного ожидания. В Саратове эта проблема особенно актуальна: если 7-8 лет назад саратовцы высказывали недовольство тем, что бригада врачей приезжала через 50 минут вместо ожидаемых 20-25, то сейчас пациенты с подозрением на инсульт и острые сердечно-сосудистые патологии могут ждать помощь 1,5-2 часа. Про больных с обострениями хронических недугов и говорить нечего. Некоторые могут не дождаться помощи вообще, как случилось в конце января этого года в Марксе, где фельдшер скорой помощи отказалась направить к задыхающейся больной экипаж врачей, порекомендовав обратиться в частную медицинскую клинику. В результате через 5 часов после вызова "скорой" женщина умерла.

В пациентских организациях Саратовской области подтверждают: случаев, когда скорая помощь сильно запаздывает, становится все больше.

-Прошлым летом к моему ребенку, у которого было отравление, скорая помощь ехала 3,5 часа, - рассказывает Ирина Машинистова, заместитель руководителя по медицинским вопросам ассоциации родителей детей с ДЦП "Радость движения". - Что же касается ДЦП, то дети с этим диагнозом часто имеют сопутствующие заболевания, наиболее распространенное из которых эпилепсия. Если возникает эпилептический статус - состояние, при котором эпилептические припадки следуют один за другим, и их невозможно купировать в домашних условиях, счет идет буквально на минуты. Иначе последствия могут быть необратимыми. Диспетчеры скорой помощи об этом знают, однако несколько раз нам приходилось ждать "скорую" 45 и 50 минут, что очень опасно. Про два часа вообще в этом случае речь не идет. У нас почти миллионный город, и я считаю, что ситуацию со скорой помощью необходимо решать.

По мнению Ирины Исаевой, президента Ассоциации помощи больным муковисцидозом Саратовской области, тот факт, что диспетчер самостоятельно решает, какую скорую помощь прислать для пациента: обычную или неотложную, уже является довольно опасным моментом.

-Для наших больных 1,5 – 2 часа ожидания бригады скорой помощи - очень долго, они просто не доживут до приезда врача, - говорит общественница. – При этом далеко не всегда родственники больного сумеют вовремя сориентироваться, куда-то еще обратиться за помощью. Люди просто ждут скорую, звонят на подстанцию, спрашивают, почему не приезжает бригада. Мы до сих пор живем с уверенностью, что скорая помощь - действительно должна быть скорой.

Сердечная боль

Известно, что в Российской федерации смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляет 50-52% от всех случаев смертей, примерно такая же ситуация складывается и в Саратовской области. В 2014 году показатель в регионе составлял 47% при 689 умерших на 100 тысяч населения. Нынешний, 2015-й год президент Владимир Путин объявил годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кардиологи действительно стараются с ними бороться, если, конечно, успевают.

-Самое главное - соблюдать первый "золотой" час, во время которого пациенту с инфарктом нужно оказать помощь, - говорит Павел Довгалевский, доктор медицинских наук, профессор, директор Саратовского НИИ кардиологии. – В это время мы можем провести эффективную тромболитическую терапию и растворить тромб, закупоривший артерию. Но если время уходит, с каждым часом шансы спасти человека становятся все меньше. После 6 часов от начала приступа сделать что-либо практически невозможно. Тоже самое касается пациентов с инсультами.

Как указывает профессор, соблюдения "золотого" часа зависит от многих причин: как от своевременного приезда скорой помощи, так и от культуры поведения самого больного: порой пациенты тянут, не вызывают врача, ждут, когда "само пройдет".

- Так же при подозрении на инфаркт самое главное, чтобы машина скорой помощи была оснащена ЭКГ, - указывает Павел Довгалевский. - И если врач правильно расшифрует электрокардиограмму, то больному можно сразу ввести тромболитик. Главное - правильно поставить диагноз, мы в свое время предлагали инициативу: оснастить скорую помощь ЭКГ-передатчиком, который будет передавать информацию сразу к нам в клинику. И здесь наши врачи, которые имеют огромный опыт в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, сразу скажут - нужно ли вводить тромболитик, или же нет. Но инициатива как-то не прижилась, и очень жаль. Ведь если инфаркта у человека нет, тромболитик может только навредить.

В Министерстве здравоохранения Саратовской области о печальной ситуации со скорой помощью осведомлены. На одном из круглых столов, прошедшем в ноябре 2014 года, министр Алексей Данилов заявил, что "у скорой помощи в Саратовской области дела идут не слишком хорошо, скорая помощь загибается, по-другому и не скажешь". С целью снижения нагрузки на эту структуру в Саратовской губернии будут открываться пункты неотложной помощи при поликлиниках, расположенные в шаговой доступности для граждан. Планируется, что больше всего их появится в Саратове и Энгельсе, из-за того, что тут сосредоточено больше всего лечебных учреждений.

Однако министр не объяснил общественности, из-за чего возникли проблемы со скорой помощью. Сотрудники городской службы скорой помощи в неофициальной беседе рассказали, в чем заключается основная беда "скорой". По словам фельдшеров и врачей, причина опоздания бригад к пациентам очень проста – уменьшение автопарка машин скорой помощи. Причем идет естественное сокращение – машины быстро изнашиваются, а новые почти не поступают.

- На одну машину скорой помощи должно приходиться два водителя, которые работают посуточно, потом автомобиль стоит на "профилактике", его чинят, проверяют, - рассказывает Александр, водитель скорой помощи. – Но сейчас на многих машинах по четыре водителя, то есть, автомобиль не успевает пройти ремонт, а целыми днями ездит по нашим дорогам. В результате происходит сильный износ.

Неотложку – отложить?

В официальном ответе на запрос областное Министерство здравоохранения подтвердило существующую проблему с автопарком службы скорой помощи. По данным ведомства, скорую медицинскую помощь жителям Саратова оказывает МУЗ "Городская станция скорой помощи" города Саратова, которая состоит из 76 круглосуточных бригад. На сегодняшний день численность санитарных автомобилей для оказания скорой медицинской помощи в городе Саратове составляет 126 единиц, из них со сроком эксплуатации до 5 лет – 19 (15%), больше 5 лет – 107 (85%). То есть, основной проблемой службы скорой помощи является "высокий процент изношенности парка санитарного автотранспорта, который нуждается в обновлении" - сообщается в письме, подписанным министром Даниловым. За счет сэкономленных денежных средств по программе модернизации здравоохранения области в 2013 году для станции скорой медицинской помощи было закуплено 19 единиц санитарного транспорта с оборудованием. Про закупку новых автомобилей в 2014 году областной минздрав ничего не сообщил.

Не удивительно, что при такой ситуации скорая опаздывает к пациентам. Интересно, что в ответе минздрава нет ни слова о нормативах, а ведь их никто не отменял. Согласно приказу минздрава РФ, бригада врачей должна быть у пациента не позднее, чем через 20 минут после вызова. Зато региональные чиновники выложили свою версию "нормативов", напомнив, что с 1 января 2014 года скорая, в том числе специализированная медицинская помощь по форме оказания разделяется на экстренную и неотложную. Экстренная помощь оказывается безотлагательно при внезапных острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента. Неотложная же помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента. В первую очередь обслуживаются вызовы по экстренным показаниям: в случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медпомощи или специализированная выездная бригада. В случае поступления вызова скорой медпомощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медпомощи при отсутствии вызовов скорой помощи в экстренной форме.

Возможно, это еще одна причина, почему "неотложные" пациенты дожидаются приезда врачей несколько часов. Ведь мало того, что часть машин вообще не выходят на линию из-за поломок, так оставшиеся обслуживают наиболее сложных и "тяжелых" пациентов.

И еще два слова, о бригадах "неотложек", которые должны появиться при каждой поликлинике и разгрузить службу скорой помощи. Пока в Саратове организовано лишь 11 пунктов неотложной помощи на базе взрослых поликлиник № 2, 3, 4, 9, 17, 19, детской поликлиники № 4, городских клинических больниц № 1, 10, 12, детской больницы № 7.

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза