​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 19 по 25 октября 2015 года

26.10.2015

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другим материалам по профсоюзной и медицинской тематике с 19 по 25 октября 2015 года.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

Профсоюзы работников здравоохранения Москвы и Севастополя подписали соглашение о сотрудничестве

Профсоюзы работников здравоохранения Москвы и Севастополя подписали соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в сфере защиты прав медицинских работников, передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва».

«Москва и Севастополь уже не первый год являются городами-побратимами и не только по духу, но и в силу многих экономических и культурных связей. Одной из самых важных сфер нашего сотрудничества является здравоохранение: Москва оказывает значительную помощь в оснащении и переоборудовании медучреждений Севастополя, в обучении врачей, обеспечении дополнительного автотранспорта и лекарственном обеспечении. Подписанное соглашение призвано внести новый вклад в эту работу со стороны непосредственно профсоюзов», - сказал председатель профсоюза работников здравоохранения Москвы Сергей Ремизов на церемонии подписания документа.

Он добавил, что московский профсоюз готов поделиться опытом по защите прав и интересов работников здравоохранения, в повышении престижа профессии врача, ведении конструктивного диалога с государством и общественностью, а также в привлечении молодежи.

В свою очередь, председатель севастопольской территориальной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Ирина Кравченко выразила надежду, что данное соглашение будет иметь не только историческое значение, но и принесет практическую пользу работникам здравоохранения обоих городов.

ссылка на источник

 

Потерянный мир 

Медики Забайкалья требуют остановить оптимизацию здравоохранения

В Забайкальском крае работает комиссия Минздрава РФ, которая проверяет информацию о задолженности по зарплате медикам и состояние здравоохранения в регионе в целом. Медикам в Забайкалье должны уже в общей сложности около 30 млн рублей. Министр здравоохранения края Михаил Лазуткин заявил, что причина – недопоступление денег в региональный бюджет. Пока столичные чиновники обсуждают нюансы оптимизации и изучают статистику, люди в деревнях лечат все болезни добытой чудом пачкой парацетамола…

В сёлах Черемхово и Хадакта Забайкальского края в прошлом году умерло людей в два раза больше, чем родилось, в Николаевске – почти в три раза. На весь посёлок Ленинск сейчас одна-единственная беременная – фельдшер Маша Григорьева. Она работает недавно, до неё два года на эту должность никого не могли найти. Через пару месяцев у Маши декретный отпуск, но использовать его она планирует по минимуму: хочет поскорее отработать трёхгодичный контракт и уволиться. Когда к ней неожиданно нагрянули журналисты с фотоаппаратами с городского портала «Чита.ру», Маша не стала стесняться и вывалила всю правду. Правда эта неожиданным образом дошла до Минздрава, который решил инициировать проверку в Забайкалье.

Главное лекарство – «Терпи, хороший мой»

В месяц за работу с тремя сотнями жителей фельдшеру Маше платят чуть больше 8 тыс. рублей. Когда приглашали на вакантное место, обещали зарплату в 30 тыс. и 80 тыс. подъёмных. Ни того ни другого девушка не получила. Похоже, что за своей зарплатой Маша ездит каждый месяц в Новинскую участковую больницу: 400 рублей на маршрутке в один конец – за свой счёт. За свой счёт приходится ездить и в больницу с отчётами. Своими силами Маша Григорьева привозит из больницы в Ленинский фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) лекарства по заказу односельчан, таская на себе пакеты с таблетками и растворами. Если Маша откажется от этих поездок, в Ленинске останутся даже без валидола и аспирина. Звоню в Новинскую участковую больницу Забайкальского края, попадаю на терапевта Юлию Николаевну Номоконову. Всё, что рассказала фельдшер Маша Григорьева, увы, горькая правда. «Оклад в 30 тыс. у фельдшера в нашей области – это фантастика какая-то. Не знаю, как девушка в такое поверила. У врачей-то средний оклад – 12 тыс. рублей, – говорит Юлия Николаевна. – Со всеми стимулирующими надбавками, переработками и сверхурочными получается около 25. Нам действительно задерживали зарплату, но на днях, как приехала комиссия из Москвы, выплатили почти всё в полном объёме».

От райцентра до Ленинска – 160 километров. На вызов «скорая» едет часа три. Правда, по осени и весной, когда дожди, проехать вообще невозможно: асфальта нет, дороги размывает. Так что вся надежда на фельдшерский пункт. ФАП в Ленинске представляет собой деревянный сарайчик. Такие домики раньше называли времянками. Главная беда в том, что сарайчик этот очень плохо отапливается, а зимой промерзает насквозь. И это Читинский район, почти краевой центр. Что творится в отдалённых деревнях и посёлках, представить страшно. «Ремонта в ФАПах не было давно: нет средств. Нас в Новинской больнице не ремонтировали уже года четыре. Раньше на станции Новая были две хорошо оборудованные больницы, в которых имелось отделение хирургии и проводились сложные операции, но их «оптимизировали». Сегодня многие районные больницы в Забайкалье не оперируют, за помощью нужно ехать в Читу. Ближайшая участковая больница в лучшие времена была в Оленгуе. Оттуда её убрали, заменив на фельдшерско-акушерский пункт. Но главное даже не это. Не хватает специалистов: в посёлках Оленгуй и Собчагур один фельдшер на два фельдшерско-акушерских пункта. «Молодёжь работать в таких условиях и за такие деньги не хочет», – рассказывает доктор.

Не так давно наделала шуму публикация в прессе исповеди фельдшера из Амурской области Владимира Сорокоумова. Вот как он описал свои будни: «На «скорой» кислорода нет, пеногасителя нет, а без него отёк лёгкого просто не снять. Сама машина ничем не оснащена, печка зимой вечно не работает, иней в салоне шубой висит, а у нас морозы под 50 градусов. Приходилось в этой машине и роды принимать. Мы оснащены только фонендоскопом и тонометром. На все наши вопросы ответ один: денег нет… Если сейчас случится инфаркт миокарда, то поеду практически с голыми руками. Так же и при инсультах – только симптоматическая терапия. Какой тромболизис?! Какой золотой стандарт?! В прошлом году было 29 инсультов. Ни одного не спасали по стандарту. Почти все поумирали или остались глубокими инвалидами. При ДТП мы ничем пострадавшего обезболить не можем… Было у меня два случая – поездом человеку ноги отрезало. Четыре кубика анальгина внутривенно, и «терпи, хороший мой».

Недавно на пресс-конференции в Чите депутат Госдумы Николай Говорин сообщил: «Специалисты покидают профессию. Почти 20% врачей, окончив медакадемию, уходят из отрасли. Мы, быть может, потеряли отличных специалистов. При нехватке специалистов во время оптимизации в России были уволены 90 тыс. врачей. Страдают от этого в первую очередь пациенты».

Хуже, чем в Гондурасе

По словам директора департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олега Салагая, «дефицита финансирования по линии обязательного медицинского страхования в Забайкалье нет». К забайкальскому министерству здравоохранения у столичной комиссии претензий тоже нет. В общем, виноватых среди чиновников, как вы правильно догадались, не нашли. Одно хорошо: как сообщили «Нашей Версии» читинские врачи, задолженность по зарплате остаётся на сегодня лишь в Первой городской клинической больнице Читы и в госпитале ветеранов. Остальным деньги начали выплачивать. Похоже, что комиссия из Москвы выявила также нарушения в городском онкодиспансере при закупках оборудования и констатировала, что машины «Скорой помощи» безнадёжно устарели. Якобы ещё столичные ревизоры установили, что кредиторская задолженность в Забайкалье зашкаливает и составляет от 9 до 250 млн рублей на одно лечебное учреждение. Это долги другим организациям, предпринимателям, физическим лицам.

Всё это, однако, не даёт ответа на главный вопрос о финансировании здравоохранения края, где врачи выживают как могут. Вот что пишет Владимир Сорокоумов: «Почему я должен жить впроголодь? Бегать по посёлку массажи на дому делать, ягоду продавать, чтобы с голоду не умереть?.. Медикаменты часто за свой счёт покупаем, мочегонные всегда сами приобретаем, лейкопластырь тоже. Меня уже в аптеке как родного встречают, знают, что и сколько буду покупать».

Здравоохранение в России, как известно, волевым решением переведено на одноканальное финансирование по линии ОМС. Как видим, в регионах этого хватает ровно на то, чтобы заплатить 8 тыс. в месяц фельдшеру в неотапливаемом ФАПе. С конца 2012 года издаются приказы по сокращению численности медработников и больниц, финансирование здравоохранения из бюджета сокращается на 10% ежегодно.

В результате идёт сокращение квот на высокотехнологичную медпомощь, больничные койки. Региональные бюджеты экономят и на зарплатах врачей. «Я когда услышал по телевизору, что зарплата у среднего медперсонала в Амурской области 26 тыс., чуть с дивана не упал. Ну разве можно так врать? У меня редко когда больше 12 тыс. в месяц выходит. У меня два разных лицевых счёта: реальная зарплата 12–15 тыс., а по официальным отчётам – 28. Обращался по этому поводу в прокуратуру. Бесполезно», – пишет фельдшер Владимир Сорокоумов.

Тем временем на митинге в Чите 7 октября медики подняли вопрос о сворачивании программы «оптимизации» здравоохранения. По-видимому, дело приобрело такой масштаб, что отреагировала пресс-служба президента.

Вывод пока один, и он никак не связан с работой комиссии Минздрава: реформы здравоохранения ведут страну в тупик. Горькая правда последних пяти лет такова: население России сокращается темпами, невиданными даже для 90-х. По продолжительности жизни наша страна занимает место в конце второй сотни, пропуская вперёд Папуа – Новую Гвинею, Гондурас и Ирак.

Катастрофическое недофинансирование отечественного здравоохранения уже, кажется, вступило в противоречие с международными нормами и стандартами: сейчас (вместе с ФОМС) это 3,5% от ВВП, в то время как Всемирная организация здравоохранения рекомендует не снижать финансирование ниже 7%. Потому что всё, что ниже, называется «национальная катастрофа».

Досье

По словам аудитора Счётной палаты РФ Александра Филиппенко, программы здравоохранения около 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд рублей. При этом доля Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) по-прежнему остаётся незначительной. Так, в соответствии с программой госгарантий стоимость одного случая госпитализации складывается из 62 тыс. рублей, полученных из регионального бюджета, и только 19 тыс. рублей за счёт ФОМС.

ссылка на источник

 

Тульская область не предоставила в ОНФ отчет об обсуждении оптимизации здравоохранения с медицинским сообществом

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) предлагают на законодательном уровне ввести запрет на принятие решений об оптимизации медицинских учреждений без проведения общественных слушаний, а также предусмотреть ответственность для чиновников за нарушение этого правила. В ОНФ отметили, что решения по оптимизации зачастую принимаются без учета мнений граждан, медицинских работников, различных профсоюзных и экспертных организаций.

В частности, треть регионов страны не исполнили поручение президента, лидера ОНФ по обсуждению оптимизации здравоохранения с экспертным сообществом. Шесть регионов формально отчитались об участии в мероприятиях ОНФ, проведенных в преддверии форума движения «За качественную и доступную медицину!», сообщили в пресс-службе ОНФ.

Так, в отчете, предоставленном в Контрольное управление президента, региональные власти утверждали, что они активно обсуждают с медицинским сообществом свои решения по оптимизации сферы здравоохранения. Тем не менее эксперты ОНФ не нашли в представленном докладе отчетов из 24 регионов (Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, Приморского края, Республики Ингушетия, Чукотского автономного округа, г. Москвы). А данные о том, что в Краснодарском крае в первом полугодии 2015 года было проведено 230 совещаний по теме оптимизации медучреждений, показались им сомнительными. 

Также в докладе отмечалось, что сокращение медучреждений обсуждалось с региональными отделениями ОНФ в Оренбургской, Амурской, Ленинградской областях, республике Адыгея, г. Санкт-Петербург и Ненецком автономном округе. Однако сами региональные отделения это отрицают, сообщая, что они проводили лишь мероприятия в рамках подготовки к Форуму ОНФ «За качественную и доступную медицину!», где шла речь о негативных последствиях оптимизации, а планы по оптимизации не обсуждались.

«Медработники фактически не участвуют в принятии решений в рамках оптимизации медучреждений. Их попросту никто не спрашивает, а если и спрашивает, то формально. О том, что оптимизация проходит «втихую», говорят и данные мониторинга официальных сайтов министерств и департаментов здравоохранения, проведенного экспертами ОНФ. На сайтах 80 регионов вообще нет никакой информация об обсуждениях сокращения медицинских учреждений с профессиональными сообществами. А важный документ «Планы структурных преобразований сети медицинских организаций до 2020 года», который должен быть общедоступен, есть только на 13 сайтах из 85», - сообщил член Центрального штаба ОНФ, председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков.

Напомним, по итогам второго «Форума действий» ОНФ президент, лидер Народного фронта Владимир Путин обязал органы власти регионов принять меры по организации проведения предварительных обсуждений с медицинским сообществом решений, касающихся оптимизации структуры медицинских организаций.

ссылка на источник

 

Здравоохранение предлагают оптимизировать только после публичных слушаний 

Новая врачебная шутка: "Тебя уже оптимизировали? Нет? Потерпи, недолго осталось"

Оптимизация российского здравоохранения, которая, по данным некоторых экспертов и стала главной причиной роста смертности населения, должна регулироваться законодательно. Так считают российские правозащитники, которые предложили ввести запрет на принятие решений об оптимизации медучреждений без проведения общественных слушаний, а также предусмотреть ответственность для чиновников за нарушение этого правила.

Как отмечают эксперты, решения по оптимизации чаще всего принимают, не спросив ни одну из заинтересованных сторон: ни граждан, ни медицинских работников, ни различных профсоюзных и экспертных организаций. Одна из горьких шуток, которая сегодня стала популярна у российских врачей, звучит так: "Тебя уже оптимизировали? Нет? Потерпи, недолго осталось"...

В частности, треть регионов страны не исполнили поручение президента по обсуждению оптимизации здравоохранения с экспертным сообществом. Так, в отчете, предоставленном в Контрольное управление президента, региональные власти утверждали, что они активно обсуждают с медицинским сообществом свои решения по оптимизации сферы здравоохранения. Тем не менее эксперты не нашли в представленном докладе отчетов из 24 регионов (Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, Приморского края, Республики Ингушетия, Чукотского автономного округа, г. Москвы). А данные о том, что в Краснодарском крае в первом полугодии 2015 года было проведено 230 совещаний по теме оптимизации медучреждений, показались им сомнительными.

«Медработники фактически не участвуют в принятии решений в рамках оптимизации медучреждений. Их попросту никто не спрашивает, а если и спрашивает, то формально. О том, что оптимизация проходит «втихую», говорят и данные мониторинга официальных сайтов министерств и департаментов здравоохранения, проведенного экспертами. На сайтах 80 регионов вообще нет никакой информация об обсуждениях сокращения медицинских учреждений с профессиональными сообществами. А важный документ «Планы структурных преобразований сети медицинских организаций до 2020 года», который должен быть общедоступен, есть только на 13 сайтах из 85», - сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков.

Остается напомнить, что еще в сентябре Владимир Путин обязал органы власти регионов принять меры по организации проведения предварительных обсуждений с медицинским сообществом решений, касающихся оптимизации структуры медицинских организаций. Однако воз и ныне там.

ссылка на источник

 

Систему сахалинского здравоохранения продолжают информатизировать и обновлять 

Модернизация и информатизация сахалинского здравоохранения продолжается. Сделать медицину понятнее, доступнее и быстрее призваны инфоматы в медучереждениях и запись через Интернет. Сегодня специалисты медицинского информационно-аналитический центра сделали на этом поприще еще один шаг на пути к совершенству: терминалы и региональный портал государственных услуг обзавелись новым, более удобным интерфейсом. Познакомиться с ним онлайн сахалинцы смогут уже сегодня вечером — сейчас на сайте ведутся технические работы. Обновить программное обеспечение инфоматов во всех больницах, поликлиниках и медицинских центрах обещают в течение месяца. Пока же в ногу со временем регистрируют всего в десяти — в Корсаковской ЦРБ, городском диагностическом центре, физкультурном диспансере и южно-сахалинской детской поликлинике.

Основной упор в своей работе специалисты делают на областной центр: в районах из-за нехватки специалистов получать талоны проще в "живом" формате.

— Отличий от предыдущей версии много. Теперь сразу видно, какие есть талоны свободные и на каких специалистов. Раньше приходилось искать "от и до", проходить все дороги, углубляться в систему, — рассказывает начальник отдела автоматизированных информационных систем МИАЦ Сахалинской области Сергей Архипов. — Это требовало времени. Сейчас интерфейс новый — пациент видит есть ли талоны по конкретной специальности. А уже после этого может зайти вглубь и увидеть свободные талоны у конкретного врача на две недели вперед. Мне кажется, стало достаточно удобно.

Следующим шагом в модернизации, замечает специалист, должно стать создание единой базы пациентов. Сегодня каждая больница и поликлиника работает только со "своими" — прежде чем воспользоваться электронной записью, нужно заглянуть в регистратуру медучереждения с паспортом, СНИЛСом и полисом ОМС.

— Это основная проблема сейчас. Вскоре планируем и ее решить, — замечает Сергей Архипов.

Возможно, именно поэтому большинство посетителей детской поликлиники предпочитают откладывать талоны по старинке — звонят в регистратуру или становятся в очередь в заветное окошко. За час с небольшим, который журналисты провели в холле поликлиники, интерес к инфоматам проявило всего несколько человек.

— Тяжело перерубить эту кость — люди у нас любят стоять в очередях. Все хотят прийти и убедиться, что точно попадут к врачу. Но за три года более-менее стабильно пользоваться начали, — вздыхают модернизаторы.

В отличие от родителей, в самой детской поликлинике нововведения воспринимают на ура.

— Информационные системы входят все более плотно во все области жизни. В том числе и в наше учреждение. Количество электронных обращений с каждым годом у нас увеличивается. В этом году у нас более 800 записей через госуслуги и около 4000 через наши инфоматы, — рассказывает заместитель главврача поликлиники по лечебной работе Ольга Приходько.

Несмотря на информатизацию, отмечают в детском медучереждении, приоритет в распределении талонов и записи отдается назначениям от педиатров и записи через внутреннюю регистрационную систему. Иначе, опасаются медики, талоны будут стремительно разобраны родителями — и дети, которым необходим повторный прием, окажутся без расписания. Еще одной проблемой остается электронная запись на участках без постоянного врача. Но и ее в ближайшее время надеются решить.

Сегодня в России существует две независимых системы записи на прием к врачу. Часть талонов распределяется через портал Государственных услуг. Другие можно получить через региональный медицинский портал, инфоматы или регистратуру — тут также работает единая база. Перекосы и конфликты между двумя системами (например, обилие талонов в одной при пустоте в другой) должны решаться регистратурой в порядке пресловутой "живой очереди".

Программа информатизации здравоохранения действует в Сахалинской области с 2012 года. Основной задачей программы является повышение доступности медицинских услуг для населения. В рамках этой работы, в частности, была проведена модернизации системы выдачи талонов в областной стоматологии. Всего на решение информационных проблем за три года было направлено более 300 миллионов рублей.

ссылка на источник

 

ОНФ и фонд «Здоровье» просят не допустить закрытия больницы в Юго-Камске

Представители Общероссийского народного фронта и Фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье» обратились к губернатору Прикамья с просьбой вмешаться в процесс реорганизации медучреждений в Пермском районе.

Поводом для обращения к главе региона стали жалобы жителей поселка Юго-Камский, которые протестуют против фактической ликвидации поселковой больницы, обслуживавшей более 10 тыс. человек из 23 населенных пунктов. Реорганизация учреждения в филиал Пермской районной больницы началась с июля текущего года в рамках оптимизации системы здравоохранения. В настоящее время в больнице идет процесс сокращения специалистов. Оборудование постепенно вывозят в другие лечебные учреждения. Местные жители просят восстановить статус больницы как самостоятельного медицинского учреждения, поскольку потребность в получении медицинских услуг увеличивается в районе с каждым годом.

Эксперты Фонда «Здоровье» отмечают, что ситуация с реорганизацией Юго-Камской сельской больницы Пермского края, вызвавшая недовольство местных жителей, является типичной для большинства регионов России. Необдуманная оптимизация лишает жителей села доступной и качественной медицины. По данным Росстата, в Пермском крае только за прошлый год было сокращено более тысячи стационарных коек, число госпитализаций среди сельских жителей уменьшилось почти на 7 тыс. человек. Так как люди не получают качественную медицинскую помощь вовремя, в регионе увеличивается смертность от различных заболеваний.

ссылка на источник

 

Псковские врачи просят о помощи 

Медики объяснили, что им мешает спасать больше людей

Единственным плюсом информатизации системы здравоохранения медики называют устранение проблемы с почерком – оказывается, доктора тоже не всегда понимают, что пишут другие врачи.

Губернатор Псковской области Андрей Турчак 6 октября заявил: «Информатизация здравоохранения провалена. Программное оборудование до сих пор не установлено. Мы говорим про электронную запись на прием, но это ведь не вся информатизация. Главное, врачи не могут работать в современных условиях: 60% времени на приеме они теряют на оформление документации, а только 40% времени уделяют пациенту. Надо вывести подрядчиков на чистую воду». Глава региона также попросил прокуратуру провести проверку исполнения государственных контрактов в этой сфере.

«Псковская правда» отправилась в главное лечебное учреждение региона, Псковскую областную клиническую больницу, и выяснила, что из себя на практике представляет система информатизации – на что врачи вынужденно тратят время, которое могли бы использовать на наше лечение. Оказалось, что при острой нехватке в регионе врачебных кадров потенциал имеющихся докторов используется только на 15% – в остальное время врачи не лечат, а заполняют бумаги и составляют отчеты. Врачей в последнее время принято склонять на разные лады, а стоило бы от души пожалеть.

Никакого облегчения

– «История болезни» – это зафиксированное на бумажном носителе в соответствии с требованиями Минздрава обязательное описание этапов диагностики и лечения пациента. В соответствии с этими требованиями должен вестись и электронный документооборот. А он де–юре не имеет силы, – сразу заявляет главный врач Псковской областной клинической больницы Анатолий Волков. – Государство для себя решило, что хранить информацию нужно на бумаге. Минздрав говорит, что облегчил участь врачу, а на самом деле в разы усложнил.

«Историю болезни» нужно заполнить в электронном виде, а потом распечатать на бумажном носителе, потому что экспертиза качества оказания помощи проводится именно на бумажном носителе. Из плюсов: врач не ручкой пишет, все знают о профессиональном почерке. Теперь врачебный почерк стал читабельным. И используется шаблонный вариант ведения документации. Но даже на первичное заполнение карты тратится колоссальное время. Вносит данные врач сам.

– Медицинские сестры не помогают?

– Они выполняют другие задачи. Функционально в поликлиниках в обязанности медсестер обслуживание информационной системы не входит, это возложено на врача. У соседей-эстонцев или на «диком Западе» на врача 3–4 сестры, а у нас одна. Там врач успевает всех обслужить, никаких очередей. У нас же время приема в поликлиниках сократили, но не сократили время заполнения документации. Это в поликлинике сестра одна на врача, а в стационаре их еще меньше, помощников нет.

– Что из себя представляет система медицинского электронного документооборота?

– У нас в области работает две разные системы. Это «КМИС» (клиническая медицинская информационная система), установленная в рамках пилотного проекта еще при губернаторе Кузнецове в шести лечебных учреждениях Псковской области, в том числе у нас. И «Промед», которая внедряется в последние годы в остальных учреждениях. Были попытки нашу «КМИС» завалить набок и внедрить «Промед». Потом увидели, что «Промед»  не в состоянии интегрировать в себя «КМИС», для этого требуются просто бешеные деньги. Кроме того, это огромный электронный архив более 100 тысяч медицинских карт стационарных больных и 300 амбулаторных пациентов. Нашу систему разрабатывала карельская команда, мы принимали в этом непосредственное участие, оттачивали под себя. К «Промеду» мы отношение имеем только в одном аспекте – электронной регистратуры в нашей поликлинике. Мы не районная поликлиника, поэтому запись осуществляют врачи других поликлиник, сам больной доступа к этой регистратуре не имеет. Хотя у нас уже 15% больных – первичные. Те, кто приходит к нам без направлений и анализов. Так происходит потому, что больного удерживают по месту жительства – за каждое посещение Фонд обязательного медицинского страхования платит деньги поликлинике. К нам направляют уже тогда, когда нашим врачам остается только развести руками, поэтому люди приходят самостоятельно.

– Что, на ваш взгляд, должны сделать чиновники от медицины?

– Не изобретать велосипед много раз по всей стране. Информационная система в том виде, как она внедряется в Российской Федерации, – куцая и порочная, несмотря на то, что вопрос рассматривается уже много лет на разных уровнях. Каждый регион сам по себе. Кроме единых требований должна быть единая унифицированная система для всех регионов.

Хотя бы уже существующие в нашей области системы должны иметь возможность интегрироваться друг в друга, дополнять. А сейчас это яблоко раздора, хаос и разрозненность, не приносящие доктору никакого облегчения. В других регионах то же самое.

В соответствии с приказами Минздрва и федерального Фонда ОМС мы должны подготавливать множество отчетов вплоть до количества исследований на аппарат. Кто это будет отслеживать, не определено, а исполнять нужно в обязательном порядке. Получается такой бумаговорот! Минздрав теперь требует на первичных участках от терапевтов еженедельный отчет по количеству вызовов скорой помощи и числу скончавшихся больных. То есть доктору нужно не только обслужить больных и заполнить документацию по приему, но и подготовить все эти отчеты.

Только под возросший документооборот надо увеличивать количество медицинского персонала, я уже не говорю о том, что его и без того не хватает. Отчетность просто потрясает воображение нормального человека. Нужно хранить всевозможные журналы, от банальной уборки до режима кварцевания. Наркотики – это вообще особая тема, предметно–количественный учет и дублирование записей. Лечить некогда.

Пульс без подписи не посчитают

Информационная система должна быть единой для всех медицинских организаций страны и законодательно утверждена, как официальный источник информации, считают псковские доктора. Пока что таким официальным источником являются бумажные медицинские карты.

Толстую кипу прошитых листов формата А4 показывает Владимир Киприянов, заместитель главного врача Псковской областной больницы по организационно–методической работе. Доктор говорит, что это еще не предел, некоторые медицинские карты достигают нескольких томов. Внутри детально описаны все манипуляции, которые проводил лечащий врач, подшиты результаты всех исследований. Есть и другие документы. С недавних пор миграционная служба требует в областных лечебных учреждениях оформлять пациентам из районов временную регистрацию по месту пребывания. Это дополнительные 5 минут задержки в очереди.

– Поступающие в больницу заполняют и подписывают информированное согласие на обработку персональных данных, – добавляет Владимир Киприянов, – а также добровольное согласие на медицинское вмешательство. Без этой подписи нельзя даже измерить пульс, хотя раньше подписывали согласие только на серьезные процедуры, такие как операция.

По окончании лечения доктора оформляют выписной эпикриз, где подробно еще раз описывают все, что происходило с пациентом в больничных стенах, вписывают все результаты лабораторных и инструментальных исследований. 

– Электронная система хороша в основном наличием шаблонов, – говорит Владимир Киприянов. – Но какие–то врачи подчас рукой пишут быстрее, это понятно, если ты сел впервые за клавиатуру в 50 лет. Один доктор может напечатать дневник за 10 минут, а другой за более длительное время.

Одна болезнь – одна карта. Если пациент попадает вновь с другим диагнозом, заводится другая «история болезни» на бумажном носителе. Этот документ проходит экспертизу заведующего отделением. Не менее 30% медицинских карт обязан просмотреть заместитель главного врача и указать на недостатки в их оформлении. После их устранения «история болезни» превращается в юридически значимый документ и отправляется в архив. Это 16 просторных комнат в одном из корпусов больницы.  В год в Псковской областной больнице оформляют 18–20 тысяч «историй болезни». Соответственно, ежегодно в лечебном учреждении утилизируют такое же количество карт 25–летней давности. В аппарат для измельчения бумаг идут все без исключения карты. Собственную карту пациент может запросить в больнице в любое время по письменному заявлению до ее утилизации.

Справка

«Клиническая медицинская информационная система» внедрялась при губернаторе Кузнецове, как он сам заявлял, для контроля за врачами. «Мы должны полностью исключить возможность искажения лечебного процесса, постановку неправильных диагнозов, искусственное удерживание пациента на койке», – заявил еще в 2007 году экс–глава Псковской области. Предполагалось, что после обкатки «КМИС» будет установлена во всех учреждениях здравоохранения, в том числе в районах. В зависимость от ее внедрения должны были поставить суммы, выделяемые областным бюджетом на муниципальную медицину. В качестве конечного результата декларировалось повышение ответственного отношения врачей к своим обязанностям и повышение качества медицинских услуг. 

Установка без подключения

Вопросы о том, кто и как переводит медицину Псковской области на электронные рельсы, «Псковская правда» задала Госкомитету по здравоохранению и фармации. Редакция получила ответ за подписью председателя госструктуры Игоря Потапова. Выяснилось, что закуплено оборудование на 137 миллионов рублей, но госконтракты не предусматривали его внедрения.

– Какой подрядчик занимается информатизацией системы здравоохранения региона?

– В настоящее время нет действующих контрактов и договоров ни с какими сторонними организациями в сфере информатизации здравоохранения. Все работы по внедрению и поддержке информационных систем регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения осуществляются за счет внутренних ресурсов Государственного казенного учреждения здравоохранения Псковской области «Медицинский информационно–аналитический центр» и медицинских организаций. Техническую поддержку инфраструктуры осуществляет Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Центр информационных систем Псковской области».

– Выполнение каких работ предусматривают госконтракты в этой сфере? Какие суммы затрачены?

– В регионе в настоящее время функционирует медицинская информационная система «Промед», она развернута во всех учреждениях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования. Данная система была приобретена регионом в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Псковской области 2011–2012 гг. в части информатизации здравоохранения.

Администрацией Псковской области был заключен контракт ГК №35 от 03.07.2012 на выполнение работ по созданию регионального сегмента информационной системы в сфере здравоохранения на общую сумму 137 442 600 рублей (из них 12 680 000 рублей на Медицинскую информационную систему). Генеральный подрядчик – ОАО «Псковская ГТС».

В рамках государственного контракта было проведено обследование 55 объектов для создания Сегмента. Выполнена поставка оборудования – компьютерная и оргтехника, в том числе: 2943 компьютера; 2070 принтеров; 100 информационных киосков; 145 криптографических устройств для организации подключения к телекоммуникационным сетям; 13 комплектов оборудования для организации системы видео–конференц–связи в крупных ЛПУ и межрайонных медицинских центрах Псковской области.

Произведен монтаж 36 локальных сетей, предусмотренных по региональной программе модернизации здравоохранения Псковской области. Произведена установка автоматизированных защищенных рабочих мест и подключение их к сетям телекоммуникаций, а также монтаж информационных киосков.

Создана инфраструктура доступа учреждений к информационным системам, которые централизованно разворачиваются как на федеральном, так и на региональном уровне.

Внедрение приобретенной медицинской информационной системы в рамках данного государственного контракта не предусмотрено.

– Как на сегодняшний день в идеале должна выглядеть информатизация здравоохранения?

– Концепция единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №364 от 28.04.2011 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Направления, прописанные в рамках данной концепции, и являются основополагающими при построении информатизации здравоохранения.

Но при этом надо понимать, что сам процесс информатизации – процесс поэтапный и вопрос реализации всех положений концепции – это процесс не одного года.

– Какие удобства она предусматривает для врача и пациента?

– Удобство информатизации как для медицинского персонала, так и для пациентов заключается в быстром получении доступа к необходимой информации по пациентам, информации о ранее установленных диагнозах, проведенных исследованиях и т.д.

– Как это выглядит фактически?

– В настоящее время в нашем регионе на достаточно высоком уровне находится использование электронной регистратуры в учреждениях. Осуществляется ведение расписания приема специалистов, запись пациентов в электронные расписания, направления в электронном виде как внутри учреждения, так и электронные направления в консультативные поликлиники Областной клинической больницы и Детской областной больницы, самозапись пациентов через интернет, по единому номеру записи на прием 8–800–100–66–03, а также через инфоматы, установленные в холлах поликлиник.

За сентябрь 2015 года в электронной регистратуре региона сделано 121 048 записей на прием к врачу из различных источников.

Другие функционалы в разных учреждениях находятся на разном уровне использования, но со стороны комитета здравоохранения предпринимается ряд организационных мер, чтобы каждый врач во время поликлинического приема заносил необходимую информацию в электронную медицинскую карту. В электронные медицинские карты только за сентябрь 2015 года занесена информация о 79 634 посещениях.

– Чего не хватает?

– Информатизация любой сферы – ресурсозатратный процесс. Кроме программного обеспечения, серверного оборудования, стабильных каналов связи для построения такой сложной системы требуется значительный ресурс для внедрения программных решений в реальные бизнес-процессы медицинских организаций. Но на сегодняшний день в Государственной программе Псковской области «Развитие здравоохранения на 2014–2020 годы», утвержденной администрацией Псковской области, финансирование на развитие информатизации здравоохранения на период 2014 – 2020 гг. недостаточно.

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза