​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 20 по 26 января 2014 г.

26.01.2014

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другими материалами по профсоюзной и медицинской тематике с 20 по 26 января 2014 г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

Вызвать скорую помощь нижегородцы могут с мобильного телефона даже при нулевом балансе

Данную возможность обеспечивает всем россиянам приказ Минздрава РФ «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной помощи», вступивший в силу с 1 января 2014 года.

Как сообщает информационно-правовой портал «Гарант», согласно правилам, вызвать скорую помощь и другую экстренную службу можно круглосуточно, бесплатно и даже при нулевом балансе или отсутствии SIM-карты в телефоне.

Номер скорой помощи для пользователей «Билайн» – 003, «Мегафон» – 03 или 030, МТС – 030, Скайлинк – 03, НСС – 030.

ссылка на источник

 

Улучшить здравоохранение, урезав его финансирование

Поручение, от которого нельзя отказаться и невозможно выполнить

Улучшить здравоохранение, урезав его финансирование Когда вызывать скорую – вопрос совсем не праздный.

Две новости у нас пока в наступившем году. В отличие от обычного - одна хорошая, другая плохая – обе хорошие. Если точнее, хорошее заключается в отмене плохого.

Первая – введение нового порядка оказания скорой помощи, который должен был вступить в силу с 1 января 2014 года на всей территории России, отложено на полгода. Что это за порядок, москвичи успели почувствовать на собственном опыте минувшей осенью. Против высказывались многие специалисты, в том числе эксперты Национальной медицинской палаты, а в середине декабря представители Нацмедпалаты обратились в Министерство здравоохранения РФ с просьбой перенести сроки введения новых правил на полгода.

Председатель Нацмедпалаты профессор Леонид Рошаль объяснил, что документ требует серьезной доработки. Основные недостатки прокомментировал глава правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи Алексей Бойков: не определены точные сроки оказания неотложной помощи, отсутствуют четкие критерии для разделения вызовов на неотложные и скорые, не установлено, в каких случаях нужно рекомендовать пациенту обратиться к участковому врачу. Вызывают скорую по телефону – и как можно по телефону решить, есть ли у пациента «явные признаки угрозы жизни», и вообще, что такое эти явные признаки. Непонятно, кто уполномочен принимать такое решение и кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи. Проще всего опять сделать крайними сотрудников бригад скорой помощи.

Эксперты выделяют три группы нерешенных вопросов: первая – технические (их можно решить в процессе реализации закона); вторая – требующие разработки и издания дополнительных нормативных документов; третья – устройство службы скорой помощи (введение новых должностей, отмена специализированных бригад и т.п.). Немаловажный аспект – скорая помощь теперь входит в систему обязательного медицинского страхования, что создает много организационно-финансовых проблем.

Главный специалист Минздрава РФ по скорой медицинской помощи профессор Сергей Багненко заявил, что полгода – достаточный срок, чтобы справиться со всеми рабочими вопросами, возникшими по поводу введения нового положения о скорой помощи, и обсудить предложения Национальной медицинской палаты.

Обратите внимание: обсудить предложения Нацмедпалаты. И введение приказа в действие отложено тоже по просьбе Нацмедпалаты. Общественной организации, хочется напомнить. У этой организации немало оппонентов. Неумение договариваться и объединяться – давняя российская беда. Но вот удалось же Нацмедпалате не мытьем, так катаньем добиться влияния.

Другая хорошая новость тоже в сущности связана с общественным воздействием. В Госдуму РФ поступил законопроект о внесении поправок в Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» – передать лечение редких (орфанных) заболеваний в федеральное ведение и производить закупку лекарств для них за счет федерального бюджета.

Орфанные – это тяжелые, угрожающие жизни болезни, страдающим ими пациентам необходимы дорогие лекарства, отсутствие которых или перерывы в лечении грозят больным инвалидностью или даже гибелью. Сейчас лечение орфанных заболеваний должно финансироваться субъектами Российской Федерации. У большинства субъектов таких средств нет. О проблемах редких болезней много писали, с призывами изменить ситуацию выступали ассоциации пациентов. И вот – законопроект, который, есть надежда, что примут.

В обеих этих хороших новостях есть по ложке дегтя: речь идет об исправлении в одном случае приказа, в другом – даже закона. И в том и другом случае принимали эти документы без учета мнения специалистов. Особенно это относится к пресловутым голиковским «Основам охраны здоровья». Тот же Леонид Рошаль против них боролся. Какие-то поправки были сделаны, но закон продавлен буквально через колено. И с тех пор в него то и дело вносятся поправки. Ну, хоть так. Глядишь, еще что-нибудь принятое вопреки интересам общества отменят. Например, сокращение финансирования здравоохранения из федерального бюджета.

На завершившемся в минувшую субботу в Москве Гайдаровском форуме заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач сказал, что государство должно сделать выбор: либо признать, что высококачественное здравоохранение ему не по карману, либо тратить на него соответствующие средства. Пока что государство пытается найти какой-то третий путь – переложить финансирование здравоохранения на регионы (но у них нет средств), привлечь в него частные инвестиции для обеспечения государственных гарантий (результатов пока никто не видел).

Развитию так называемого государственно-частного партнерства был посвящен круглый стол, проходивший 17 января в рамках Гайдаровского форума. Министр здравоохранения Вероника Скворцова отметила, что медицинские услуги, которые передаются государством в частные руки, должны быть не только качественными, но и бесплатными, если они попадают в программу госгарантий. Какие преференции получат за это частные инвесторы, не вполне ясно. Но получат, иначе какой для них смысл в таком партнерстве.

Министру не позавидуешь. Ведь убогие 3,7% от ВВП на здравоохранение (для сравнения: в США доля здравоохранения составляет около 15%) снижены в этом году до 3,4%, а к 2016 году, по некоторым оценкам, могут упасть до 0,5%. И при этом даются поручения, от которых невозможно отказаться. Тут пойдешь на партнерство с кем угодно.

Сокращение доли финансирования здравоохранения от ВВП явно не на пользу обществу. Остается надеяться еще на одну поправку – отмену такого сокращения.

ссылка на источник

 

Здравоохранение Марий Эл в ближайшие годы получит ощутимое развитие

21 января в Доме правительства Глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов встретился с заместителем Председателя правительства, министром здравоохранения Владимиром Шишкиным.

Обсуждались различные аспекты совершенствования оказания медицинской помощи в регионе, развития материальной базы учреждений здравоохранения.

Большая часть встречи была посвящена вопросам строительства поликлиники №1 и детской поликлиники, которые будут размещены в комплексе зданий на берегу Малой Кокшаги в центре столицы.

К сожалению, как отмечалось на встрече, несмотря на неоднократные обоснованные просьбы руководства республики, Министерство здравоохранения РФ не нашло возможным выделить средства на софинансирование таких крайне важных для большинства жителей Йошкар-Олы социальных объектов. В этих условиях Глава республики принял решение возводить два поликлинических учреждения, если средства из федерального бюджета так и не поступят, за счет республиканского бюджета. В ходе встречи были рассмотрены объемы строительно-монтажных работ на этот год, сроки и порядок их финансирования.

Опыт строительства подобного рода крупных медицинских объектов собственными силами у руководства республики есть. Без федеральной поддержки был построен и уже запущен в эксплуатацию республиканский онкологический диспансер.

Таким же образом в ближайшие годы по решению Леонида Маркелова во всех муниципальных образованиях Марий Эл будет возведено 40 фельдшерско-акушерских пунктов. В целях удешевления строительства, в качестве типового был взят проект ФАПа в д.Сенькино Медведевского района, торжественное открытие которого состоялось в августе 2013 года. Тогда на церемонии Глава республики сказал селянам: «Для правительства республики нет задач больших и малых. Мы строим и крупные медицинские центры стоимостью в сотни миллионов рублей, и такие небольшие лечебные учреждения как этот ФАП, продвигая тем самым качество жизни ближе к сельским жителям».

ссылка на источник

 

Приоритеты остаются прежними

Слово депутату | За 2013 год в сфере здравоохранения удалось сделать многое

Нам удалось встретиться с депутатом Госдумы РФ Галиной Кареловой и задать ей несколько вопросов, касающихся сферы её деятельности. 

- Галина Николаевна, вы курируете вопросы здравоохранения в Воронежской области, знаете, что удалось, что нет в 2013 году. Назовите, какими результатами вы, как депутат Госдумы РФ, удовлетворены? 

- Вопрос непростой. Сфера здравоохранения - одна из самых значимых практически для всех граждан. И от них к этой сфере есть ещё немало претензий и замечаний. Вместе с тем хочется надеяться, что они видят и позитивные изменения, происходящие в здравоохранении Воронежской области. Во-первых, активно, в том числе в 2013 году, развивалась материальная база здравоохранения. Строились новые здания, ремонтировались и реконструировались старые или действующие. Хотя работы здесь по-прежнему – непочатый край. 

Сдан в эксплуатацию современный инфекционный корпус детской областной больницы № 2. Я рада, что в этом есть и мой скромный вклад. Более трех лет я работала по обеспечению федеральной поддержки на его финансирование и ежегодно защищала эту строчку в федеральном бюджете. 

Сданы областной центр по профилактике СПИД и акушерский корпус с женской консультацией в городе Борисоглебске. Это тоже мои подопечные объекты. Однако эти объекты не появились бы без активной поддержки губернатора и значительного софинансирования из областного бюджета.

Во-вторых, в 2013 году впервые в Воронежской области достигнут бездефицитный бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС. В свое время, когда мы начинали работу по сокращению дефицита, то он был почти 40 процентов. Ещё в 2011 году его размер был 24,5 процента, в 2012-м – 13,3 процента, и в 2013-м наконец сведен к нулю.

Расходы на финансирование территориальной программы в прошлом году составили 17,3 млрд.рублей, что больше, чем в 2012 году, в два раза. Это значит, что ситуация в системе ОМС Воронежской области в целом стабильна: пациенты в стационарах должны быть обеспечены медикаментами и лечебным питанием, медики должны получать зарплату в соответствии с указом Президента от 7 мая 2012 года, а все нуждающиеся в медицинской помощи - получать ее своевременно и хорошего качества.

В-третьих, Воронежская область по-прежнему участник многих федеральных программ. По ряду направлений она определена Минздравом России в качестве пилотной. Неслучайно одно из первых своих совещаний по региональным программам развития здравоохранения министр В.И.Скворцова провела в Воронежской области.

- А не назовёте средние цифры по зарплате медиков в Воронежской области?

- Назову. Только располагаю данными на 1 декабря 2013 года. По врачам - 28610 рублей, по среднему медперсоналу - 16280 рублей, по младшему медперсоналу - 10070 рублей.

- Для Воронежской области больная тема - развитие онкологической помощи. Что в 2013 году удалось в этом плане сделать для такой категории больных?

- Самое важное, как мне представляется, это установление с мая 2013 года тарифов на проведение химиотерапии в онкологических отделениях воронежской областной детской клинической больницы №1 и воронежской областной клинической больницы №1, которые позволяют на 100 процентов покрыть потребность в медикаментах, необходимых для лечения пациентов.

А для Воронежского областного клинического онкологического диспансера установлены тарифы на оплату онкологической помощи на уровне федерального норматива и специальная доплата за проведение курсов химиотерапии. Это удалось сделать благодаря получению дополнительных 555,8 млн. рублей из средств нормативного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Часть этих средств и была направлена на эти цели.

- Галина Николаевна, я надеюсь, что и в 2014 году среди приоритетов вашей депутатской деятельности содействие развитию здравоохранения Воронежской области останется. Так?

- Безусловно. Это наказ избирателей и поручение губернатора Алексея Васильевича Гордеева.

ссылка на источник

 

Школкина: Федеральная целевая программа поможет обеспечить селян медицинской помоянва

22 января состоялось совместное заседание трех платформ «Единой России», посвященное обсуждению ситуации с закрытием учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности. Выступая на заседании, заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина заявила: 

- В рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ необходимо разработать отдельную федеральную целевую программу по обеспечению сельских жителей медицинской помощи. Кстати, аналогичный принцип введен в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., где социальное развитие села выделено в отдельную ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». 

Сегодня по данным Института экономики сельского хозяйства медицинские учреждения доступны для 49% сельских жителей, для 9% - они вообще недоступны, то есть около 3,5 млн. человек фактически лишены какой-либо медицинской помощи. 

С одной стороны это неудивительно, учитывая, что сегодня в России 46 тыс. населенных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым покрытием, более 64 тыс. населенных пунктов остаются без автобусного сообщения. С другой стороны, не может не удивлять, учитывая, что мы живём в 21 веке. За последние шесть лет число участковых больниц сократилось почти в семь раз, число койко-мест почти в 6 раз. Количество отделений скорой медицинской помощи сократилось на 17%, но и до сокращения селяне не всегда могли дождаться скорой помощи, в том числе из-за отсутствия дорог и ресурсного обеспечения отделений скорой помощи.

Сохранятся проблема с кадрами. На сегодняшний день укомплектованность врачами районных и участковых больниц, ФАПов, сельских амбулаторий составляет 88% и это при коэффициенте совместительства на уровне 1,44. К сожалению, тут уже о качестве представляемых медицинских услуг говорить не приходиться.

Программа «Земский доктор», принятая Минздравом в 2011 году была призвана улучшить ситуацию с кадровым обеспечением села медицинскими работниками. И всё же ради объективности надо признать, что специалисты, даже с учётом дополнительного миллиона из региональных бюджетов поехали только в те села, где есть развитая инфраструктура и комфортные бытовые условия. Кстати, совершенно правильно, что в ходе реализации программы в неё были включены рабочие посёлки, что существенно расширило рамки программы. И мы готовы поддержать инициативу регионов, предлагающих убрать возраст специалиста, как один из критериев участия в указанной программе.

Принятые Правительством РФ программы в области здравоохранения, к сожалению, не изменили кардинальным образом ситуацию в сельской местности по доступности и медицинскому обслуживанию.

Между прочим, в Национальном проекте «Здоровье», принятого Правительством РФ в 2006 году не было ни одного целевого индикатора, как впрочем и в сегодняшней Государственной программе «Развития здравоохранения в Российской Федерации» о доступности и качестве медицинской помощи в сельской местности. А если нет конкретных показателей, как вы понимаете, в принципе никто не спросит и за результат.

В 2011 году стартовала программа по модернизации здравоохранения. Хорошая программа, значительные средства. Но ни для кого не секрет, что средства по этой программе дошли в лучшем случае до районных центров, но никак не до села. Уверена, что разработка отдельной целевой программы в рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ переломит ситуацию, обеспечить сельских жителей качественной медицинской помощью.

ссылка на источник

 

Расходы на оказание медицинской помощи оренбуржцам будут увеличены

Вопрос финансирования дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи в 2014 году комментирует первый заместитель министра здравоохранения области Александр Криволапов: 

 - В соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом РФ, высокотехнологичная медицинская помощь финансируется из двух источников: за счет бюджета или средств ОМС. В основе разделения медицинской помощи по источникам финансирования применен принцип тиражированности ее видов - наиболее распространенные теперь будут финансироваться за счет средств ОМС, другие - за счет средств бюджета. При этом объем финансового обеспечения ВМП за счет средств ОМС планируется сохранить на прежнем уровне.

 Такое разделение произошло практически по всем профилям высокотехнологичной медицинской помощи. Вместе с тем, полностью перешли на оплату по ОМС такие профили как неонатология, гастроэнтерология, дерматовенерология и ревматология. По профилю сердечно-сосудистая хирургия оплате по ОМС подлежит лечение острых и неотложных состояний при нестабильной стенокардии и инфаркте миокарда. По травматологии и ортопедии за счет ОМС будет оплачиваться простое эндопротезирование суставов (без использования компьютерной навигации и других вспомогательных методов) при переломах шейки бедренной кости и дистрофических дегенеративных заболеваниях без явлений деформации. По профилю онкология - это химиотерапия злокачественных заболеваний крови без использования высокодозной терапии и проч.

 Направление жителей области на лечение в федеральные клиники при наличии рекомендаций обеспечивает комиссия министерства здравоохранения Оренбургской области при поступлении документов из областной медицинской организации либо при предоставлении данных документов пациентом непосредственно в министерство

ссылка на источник

 

Минтруд предлагает снизить прожиточный минимум

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило снизить прожиточный минимум. По мнению чиновников, среднестатистический россиянин теперь может прожить на 7326 руб. в месяц, несмотря на то что стоимость продуктов за последний квартал 2013 г. выросла на 1,8%. Проект постановления правительства, подготовленный ведомством, опубликован на Едином портале раскрытия информации, пишет Утро.ру.

Снижение прожиточного минимума объясняется тем, что в России подешевели услуги (на 3,9%) и непродовольственные товары (на 2,6%). Эти изменения, по мнению чиновников, позволяют снизить прожиточный минимум всех категорий граждан: у трудоспособного населения он теперь составит 7896 руб. (на 1,47% меньше, чем раньше), у детей - 7021 руб., а у пенсионеров - 6023 руб. (на 1,2% меньше).

Изменение размера прожиточного минимума повлечет за собой снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат, а также МРОТ. "Величина прожиточного минимума предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат", - напомнили в ведомстве.

Прожиточный минимум, согласно данным Росстата, в последние годы неуклонно рос и с начала 2000-х увеличился почти в семь раз: в 2000-м он составлял всего 1210 рублей. Тем не менее, по статистике, сегодня в России за чертой бедности, то есть с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, живут 17 миллионов человек - фактически, каждый девятый житель страны.

Недавно депутаты Госдумы в рамках повышения минимального размера оплаты труда хотели приравнять его к прожиточному минимуму, однако парламентарии отклонили соответствующую поправку, и МРОТ остался ниже, чем человеку нужно для жизни. Спустя несколько месяцев представители партии ЛДПР предложили установить МРОТ на уровне 100 руб. в час, чтобы средняя минимальная зарплата составила около 16 тыс. руб. в месяц и покрыла необходимые расходы, однако отклика инициатива пока не нашла.

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза