​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 21 по 27 апреля 2014 г.

28.04.2014

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другие материалы по профсоюзной и медицинской тематике с 21 по 27 апреля 2014 г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях. Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

 

Минздрав 30 апреля запускает сервис «Личный электронный кабинет пациента»

Пользователи смогут получить информацию об оказанных медуслугах, поставленных диагнозах и результатах обследований, записаться на прием к врачу, вызвать неотложную помощь. В системе российского здравоохранения заработают личные электронные кабинеты пациентов. Об этом на расширенном заседании коллегии Минздрава сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Минздрав планирует до 2020 года заменить бумажные медкарты на электронные

"С помощью данного кабинета каждый гражданин сможет получать информацию об оказанных медицинских услугах, в том числе с четким обозначением бесплатных и платных медицинских услуг, поставленных диагнозах и результатах обследований, записаться на прием к врачу, осуществить вызов неотложной помощи", - пояснила министр.

"Личный кабинет пациента полностью готов, запуск этого сервиса для граждан запланирован ровно через неделю, 30 апреля текущего года", - проинформировала Скворцова.

До конца года повсеместно заработает сервис "Личный кабинет врача"

Глава Минздрава напомнила, что "в 2013 году создано и апробировано "рабочее место врача" со всеми необходимыми врачу информационными ресурсами, нормативными базами, системами помощи в принятии решений, а также позволяющее существенно сократить бумажный документооборот и перераспределить рабочее время врача с высвобождением времени для непосредственного контакта с пациентом".

Минздрав: более 40% взрослых россиян имеют хронические заболевания

"В настоящее время доступ к личному кабинету (врача) получили 27 тыс. медицинских работников. Данная система должна быть внедрена повсеместно, всеми регионами до конца текущего года", - сказала министр.

С момента ввода в действие электронной записи к врачу (декабрь 2012 года) зарегистрировано почти 255 млн посещений, то есть каждый пятый визит в амбулаторное учреждение осуществляется через сеть. При этом 49 млн россиян записались на прием через Единый портал государственных услуг.

"Не превращать врача в писателя"

В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец заявила, что российскому здравоохранению пора избавиться от бумажной работы и не превращать врача в писателя.

"Есть система, которая очень серьезно мешает нашему продвижению, - это система бумажной работы", - указала Голодец. "Сколько сегодня ложится на каждого врача. Это просто парализует нас, это не врач, это уже писатель, какой-то бюрократ", - считает она.

"Если поставили задачу, если мы прошли путь модернизации системы здравоохранения, то вполне можем справиться с тем, чтобы отказаться от ненужной бумажной работы, перейти и на электронную карту больного, и на передачу информации, и на электронный листок нетрудоспособности", - уверена вице-премьер.

"Мы сейчас запустили проект (электронного документооборота) вместе с Фондом социального страхования, это надо сделать в очень близкой перспективе, потому что это (бумажная работа) потерянное время и для доктора, и для пациента", - уверена Голодец.

ссылка на источник

 

Подарок трудящимся к 1 Мая

Государственная дума запретила заемный труд в России

Государственная дума во втором и в третьем окончательном чтении приняла закон о запрете заемного труда в России. Заемный труд - это фактически современная система рабского использования трудящихся, которая широко распространена как в “третьем мире”, так и, увы, в развитых странах. “Солидарность” публикует статью инициаторов закона - депутатов Госдумы Андрея Исаева и Михаила Тарасенко.

Вместо того, чтобы принять человека на работу напрямую, его берут опосредовано, через агентство занятости. Например, металлургический комбинат заключает соглашение с таким агентством, которое сдает людей в аренду, чтобы те работали металлургами. Но в такой ситуации этим людям не положен ни удлиненный отпуск, ни досрочная пенсия, за них не нужно платить повышенные взносы на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Таким образом, работодатели экономят на работниках, обходят Трудовой кодекс и профсоюзное движение, потому что формально выступают в роли заемщиков рабочей силы и не заключают никаких коллективных договоров с трудящимися.

Напомним, что закон был принят нами во втором чтении еще в конце апреля 2013 года. Но тогда мы говорили, что не исключено его возвращение к процедуре второго чтения. Для этого было несколько причин.

Первая причина - техническая. Сначала законопроект был нацелен на принятие мер, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем использования не только механизмов “заемного труда”, но и договоров гражданско-правового характера. Однако задачи защиты работников от неправомерного использования гражданско-правовых договоров и непризнания трудовых отношений при фактическом допуске к работе без оформления трудового договора были решены в конце 2013 года, когда Государственная дума приняла закон-спутник к Федеральному закону “О специальной оценке условий труда”. Тогда необходимые изменения были приняты в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях. Чтобы не дублировать одни и те же нормы, часть статей нужно было убрать из текста нового закона.

Вторая причина связана с тем, что в законе о запрете заемного труда остались не оговоренными случаи так называемого “прикомандирования” работников, то есть направления их к другому работодателю без заключения с ним трудового договора. Таким механизмом широко пользуются крупные группы компаний, в том числе транснациональные. Особенно актуально применение “прикомандирования” при осуществлении совместных проектов. В зарубежной практике это явление также называют “секондмент”.

Однако бесконтрольный обмен персоналом между организациями в рамках “прикомандирования” может стать источником злоупотреблений. Например, недобросовестные работодатели могут создавать “карманные” дочерние организации, набирать туда персонал и предоставлять его потом самим себе на более выгодных условиях, экономить за счет занижения зарплаты, гарантий, предусмотренных коллективным договором, тарифов взносов на страхование от несчастных случаев на производстве.

В течение года, прошедшего с момента принятия законопроекта во втором чтении, проводились многочисленные консультации между Минэкономразвития, Минтрудом, объединениями работодателей, в том числе международными. Но консенсуса относительно того, что делать с “секондментом”, найдено не было.

В связи с этим было принято решение, что те, кто заинтересован в сохранении “прикомандирования” на территории России, должны разработать и внести в Госдуму отдельный законопроект на данную тему. На его разработку дается почти полтора года. Если за это время он не появится, то с 2016 года “прикомандирование” в нашей стране применяться не будет.

Третья причина заключается в том, что нужно было изучить отдельные случаи, когда услуги частных агентств занятости реально необходимы, и внести соответствующие поправки. Это сделано нами для того, чтобы не выплеснуть с водой ребенка. Мы оговорили ситуации, когда работодатели просто не могут обойтись без таких агентств. Допускается их деятельность по предоставлению труда работников в случаях, когда наниматель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и использующее людей для личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства. Также допускается направление людей на работу к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы. Например, если временно отсутствующего по болезни сотрудника необходимо заменить на период распродажи в магазине, срочный договор с новым работником заключить не получится, потому что неизвестно, сколько проболеет постоянный сотрудник, и привлекается человек из агентства. Наконец, допускается направление людей к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Мы также выделили случаи, когда предоставление персонала удобно самим работникам. Студентам, обучающимся на дневном отделении вузов, выгодно отдать свои трудовые книжки в частное агентство занятости, которое сегодня предложит им одно место работы, а завтра - другое. Бывшим заключенным, которым сложно трудоустроиться, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, также удобно искать работу через агентство. Мы прописали в законе, что частное агентство занятости имеет право заключать с этими лицами трудовые договоры.

Есть и жесткие ограничения на предоставление персонала. Напомню, что законом о занятости установлены общие запреты на замену участвующих в забастовке работников и на замену тех, кто временно приостановил работу в связи с задержкой зарплаты на срок более 15 дней. То есть запрещено использование людей в качестве штрейкбрехеров. Также запрещается направление граждан для выполнения работ в случае простоя принимающей компании или осуществления ею процедуры банкротства, в случае введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников. Помимо этого, законом о запрете заемного труда введены дополнительные запреты, которые относятся только к частным агентствам занятости. Им запрещено направлять людей для работы на объектах, где условия труда являются вредными или опасными. Кроме того, запрещено замещение отдельных должностей, если наличие работников является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ. Запрещено использование граждан из агентств занятости в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного плавания (река - море). Таким образом, “сняты” замечания Газпрома и Роснефти, которые как раз и “прикомандировывают” своих сотрудников для работы в сложных условиях.

Для того чтобы получить право на осуществление деятельности по предоставлению труда работников, частное агентство занятости должно пройти государственную аккредитацию. Аккредитация проводится с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят представители профсоюзов и объединений работодателей.

Требования аккредитации следующие: наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты Российской Федерации, наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года, отсутствие у него судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников, не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы.

В Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” внесены изменения, согласно которым страхователи, направляющие людей на временную работу по договору о предоставлении труда, уплачивают страховые взносы с заработка направленных граждан, исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Обязательным условием при заключении договора является обеспечение принимающей организацией безопасных условий и охраны труда.

Таким образом, исключаются случаи, когда работодатели “экономят” на трудовых и социальных гарантиях работникам, которые направлены к ним частными агентствами занятости.

Для того чтобы избежать давления работодателя на своих сотрудников путем занижения им зарплаты, сокращения штатов и другими способами, установлена норма о том, что если число граждан из частного агентства занятости, привлекаемых для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников, решение о заключении договора с агентством принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

С целью защиты прав работников, направляемых агентством, установлено, что принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязательствам направляющей стороны, вытекающим из трудовых отношений с этими работниками, в том числе по выплате заработной платы, денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока ее выплаты, оплаты отпуска и т.п. Одновременно вводится обязательное заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются сведения о принимающей организации, необходимые для привлечения ее к субсидиарной ответственности.

Важная уступка, на которую пошли профсоюзы, - вступление в силу закона о запрете заемного труда с 1 января 2016 года. Такая дата была выбрана для того, чтобы дать возможность добросовестным работодателям перейти на нормальную схему трудовых договоров и отношений. Но уже сам факт принятия закона в весеннюю сессию 2014 года ориентирует граждан на то, что использование заемного труда в России бесперспективно. Мы считаем, что это хороший подарок трудящимся к 1 Мая.

Авторы статьи - Андрей Исаев, председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель председателя ФНПР; Михаил Тарасенко, председатель подкомитета по трудовым отношениям комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, координатор межфракционной депутатской группы “Солидарность”.

ссылка на источник

 

На развитие здравоохранения Россия направит до 2020 года 26 триллионов рублей

Премьер РФ Дмитрий Медведев подписал разработанную Минздравом Государственную программу «Развитие здравоохранения». Программа опубликована на официальном сайте правительства.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26,6 трлн рублей. В том числе средства федерального бюджета – 2,4 трлн рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11,1 трлн рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13,1 трлн рублей.

Программа направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

В состав госпрограммы включено одиннадцать подпрограмм. Это Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи; Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации; Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; Охрана здоровья матери и ребёнка; Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей; Оказание паллиативной помощи, в том числе детям; Кадровое обеспечение системы здравоохранения; Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья; Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья; Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан и Управление развитием отрасли.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

ссылка на источник

 

На закупку медоборудования и ремонт больниц власти Ростова направили в 2013г. более 700 млн рублей

На закупку медицинского оборудования, а также на строительство и реконструкцию больниц и поликлиник власти Ростова-на-Дону направили в 2013г. более 700 млн рублей, сообщает пресс-служба городской администрации.

В частности, на проведение капитального ремонта учреждений здравоохранения из городского бюджета было выделено 209 млн руб. За счет этих средств были отремонтированы подстанция № 9 БСМП, филиал городской поликлиники № 42, горбольницы № 8, дневной стационар горбольницы №7 и других медучреждений.

На строительство и реконструкцию поликлиник и больниц городской бюджет направил 96,2 млн руб. В отчетном году завершена разработка проектно-сметной документации для строительства детской поликлиники №8, выполнены проектные работы по строительству филиала КДЦ «Здоровье» на территории больничного комплекса по пер. Днепровский, начата реконструкция подстанции №6 БСМП и др.

Также, в 2013г. за счет средств бюджета города приобретено медоборудование на сумму 396,8 млн руб. В частности, закуплено оборудование для ЛОР-отделения городской больницы №1, офтальмологическое и клинико-диагностическое оборудование для горбольницы №7, для стоматологической поликлиники – дентальный томограф и др. В Ростове медицинскую помощь населению оказывают 44 больнично-поликлинических учреждений, в том числе 9 стационаров, 2 самостоятельных родильных дома, 2 диагностических центра, 31 амбулаторно-поликлиническое учреждение и 2 детских санатория.

ссылка на источник

 

Эксперты обсудили современное состояние системы здравоохранения 22 апреля

В столице прошел образовательный семинар для представителей специализированных СМИ, в ходе которого медиа-специалисты и эксперты сферы здравоохранения обменялись мнениями о состоянии российского здравоохранения.

«Тема здравоохранения по-прежнему остается одной из самых злободневных и трудных для понимания. Поэтому подобного рода проекты способствуют правильному восприятию ситуации у представителей СМИ, которые формируют и определяют картину мира для большинства населения», – прокомментировала Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) и директор Независимого института социальных инноваций.

Участники образовательного семинара «J&J Academy» отметили, что сегодня большинство государств находятся перед трудным выбором: по-прежнему наращивать затраты на здравоохранение или направлять средства в реальный сектор экономики для стимулирования экономического роста? Очевидно, что потребность в ресурсах для оказания медицинской помощи очень быстро растет в связи с увеличением продолжительности жизни, бурным технологическим развитием, повышением требований населения к качеству здравоохранения. Все страны ищут оптимальную стратегию предоставления необходимой помощи гражданам, выбирая наиболее эффективные модели. В современных условиях основная задача системы здравоохранения сводится не столько к профилактике заболеваний и стандартизации лечения, сколько к реализации индивидуальных программ, направленных на поддержание надлежащего качества жизни пациента, в том числе и за счет использования инновационных методов лечения. Такого рода подходы имеют серьезное влияние на экономическое развитие и повышают эффективность систем охраны здоровья.

В России количество пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных операциях, существенно превышает реальные возможности медицинских учреждений. Так, ежегодная потребность в процедурах реверсивного протезирования плечевого сустава (метод обеспечивает поднятие руки за счёт дельтовидной мышцы) составляет 3 тысячи, однако, необходимую помощь получает около 300 человек. Зачастую это связано, даже не столько с нехваткой оборудования, сколько с квалификацией большинства медицинских сотрудников как младшего, так и старшего звена. В настоящее время большое внимание уделяется программам переквалификации и дополнительного образования, однако, в виду большой стоимости таких проектов, предпочтительная форма финансирования – государственно-частное партнерство (ГЧП). Ярким примером эффективного взаимодействия такого формата в России можно считать Образовательный центр высоких медицинских технологий в Казани, созданный в 2007 году по инициативе Минздравсоцразвития РФ при поддержке Республики Татарстан и ООО «Джонсон&Джонсон» в рамках реализации национального проекта «Здоровье». За 5 лет работы в Центре было проведено 306 научных мероприятий, которые посетили более 22 тыс. человек. Обучение по уникальным программам Центра прошли более 3 564 медицинских работников со всей России.

 За последние десятилетия произошел ряд позитивных изменений. Например, совсем недавно операции по установке баклофеновой помпы при лечении ДЦП были редкостью – их начали проводить в Москве только в 2012 году. Сегодня они доступны в Новосибирске, Тюмени и Санкт-Петербурге. Также в России зафиксирован стремительный рост в количестве процедур по стентированию коронарных артерий. 10 лет назад их проводилось всего около 4 тысяч в год, а уже в 2013 году было выполнено 75 тыс., а в 2014 г. – планируется не меньше 90 тысяч. На данный момент в РФ делают 540 стентирований на миллион населения, в Европе – в среднем 1 870.

В ходе семинара был организован конференц-звонок с Владимиром Даниляком, заведующим отделением травматологии и ортопедии регионального Центра эндопротезирования суставов конечностей. Он отметил, что за последние несколько лет профессиональный уровень врачей и качество оказываемой медицинской помощи в регионе серьезно выросли.

«Наш центр был образован всего три года назад, но уже сейчас число операций по эндопротезированию, которое мы проводим, сравнимо с показателями клиник Швейцарии и Германии, аналогичных по коечной мощности и кадровому составу (1500 – 1600 хирургических вмешательств в год). Даже несмотря на сравнительно небольшой коечный фонд, оперативная активность поддерживается на очень высоком уровне и в 97 случаях из 100 мы способны оказать надлежащую помощь. Сегодня российские врачи уже выполняют сложнейшие процедуры по замене суставов, поэтому следующая проблема, которую необходимо решить – правильная реабилитация пациентов», – прокомментировал Владимир Даниляк.

Также специалисты подняли вопрос о необходимости изменения оценки системы здравоохранения. Сегодня не учитываются такие важные показатели, как, например, удовлетворенность больных, продолжительность ожидания получения услуги и равный доступ к медицинской помощи разным слоям населения, что усложняет формирование эффективной коммуникации «врач – пациент». В странах Европы и Америки существует различные методы интегральной оценки систем оказания медицинской помощи, которые могли бы с успехом и серьезной пользой для отрасли быть внедрены в России.

ссылка на источник

 

Минздрав: регионам не хватает денег на развитие бесплатной медпомощи

"Субъектам Российской Федерации надо обратить особое внимание на обеспечение собственных расходных обязательств и не допускать дефицита финансового обеспечения государственных гарантий из региональных бюджетов", - считает Вероника Скворцова.

Дефицит средств, запланированных регионам РФ для обеспечения программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, превышает 100 миллиардов рублей, сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в ходе итоговой коллегии Минздрава.

"Субъектам Российской Федерации надо обратить особое внимание на обеспечение собственных расходных обязательств и не допускать дефицита финансового обеспечения государственных гарантий из региональных бюджетов. По результатам мониторинга утвержденных на 2014 год территориальных программ госгарантий размер дефицита их стоимости за счет ассигнований бюджетов регионов превысил 100 миллиардов рублей", — сказала министр.

Она отметила, что, не восполнив этот дефицит, не удастся развить медицинскую помощь в нестраховом сегменте и лекарственное обеспечение населения в амбулаторном звене.

 

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза