​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 22 по 28 апреля 2013 г.

15.05.2013

Основные направления совершенствования финансовой основы системы здравоохранения

 

Андрей Владимирович ЮРИН, заместитель министра здравоохранения РФ: Принятые в последние годы решения, реализованные в рамках федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», позволили создать условия для последовательного совершенствования сложившейся в нашей стране системы здравоохранения.

Важнейшей задачей на ближайшие годы является формирование эффективной финансовой модели здравоохранения. Первое, что необходимо сделать, — создать условия для выравнивания финансового обеспечения государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в части базовой программы обязательного медицинского страхования. Так, в 2011 году при среднем по стране нормативе финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы 3,663 тыс. руб. по субъектам РФ наблюдалась существенная дифференциация указанного норматива. К 2015 году в результате централизации поступления финансовых ресурсов в систему обязательного медицинского страхования и, как следствие, создания условий для выравнивания финансового обеспечения программ ОМС единый подушевой норматив должен составить почти 8,482 тыс. руб.

Второй важный момент — обеспечение взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения. В рамках данного направления предполагается усилить и расширить возможности привлечения частного капитала в государственную систему здравоохранения. Это подразумевает, во-первых, расширение практики заключения концессионных соглашений в здравоохранении и, во-вторых, развитие государственно-частного партнерства.

Концессии и ГЧП

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения» заключение концессионных соглашений предполагает привлечение частных инвестиций при реализации проектов капитального строительства, тогда как возможность заключения таких соглашений в отношении существующих медицинских учреждений без осуществления инвестиционных расходов в части нового строительства не предусмотрена. Целесообразно расширить практику применения концессионных соглашений в отношении медицинских учреждений с целью привлечения инвестиций для осуществления текущей деятельности учреждений.

В рамках развития ГЧП предполагается расширить механизмы взаимодействия с организациями негосударственной формы собственности, оказывающими медицинскую помощь. В частности, размещение объемов медицинской помощи в негосударственных медицинских организациях позволит повысить доступность помощи, создаст условия для усиления конкуренции между медицинскими организациями, следствием чего станет повышение качества услуг. При этом можно ожидать повышения эффективности расходования средств системы ОМС за счет более высокого уровня внутриучрежденческого контроля средств в частных медицинских организациях. Наиболее приоритетными представляются варианты ГЧП, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией новых лечебных объектов, в том числе диагностических и диализных центров, офисов врачей общей практики. Основным условием успешной реализации проектов в сфере ГЧП является расширение тарифа оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за счет погружения в него расходов инвестиционного характера и увеличение срока действия договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

 

ссылка на источник

  

В.Путин: Все причитающиеся медработникам деньги будут получены

 

Все причитающиеся медицинским работникам деньги будут ими получены, заявил в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос фельдшера из Кузбасса Натальи Осиповой. По словам медработника, обещанного повышения зарплат она лично не заметила.

"В целом зарплаты повышаются, это очевидный факт", - тут же отреагировал В.Путин, отметив, что средняя зарплата медработника в России превышает зарплату педагога. Однако наличие проблемы президент все же признал. По его словам, деньги на повышение зарплат медикам в регионах были выделены своевременно, но не дошли до них из-за управленческого сбоя.

"С 1 января текущего года правительство передало эти полномочия вместе с деньгами на региональный уровень. Объем средств - примерно 40 миллиардов рублей. Все они переданы в систему ОМС и доведены до регионов РФ. Теперь нужно разбираться, что с ними произошло. Необходимо узнать, куда ушли деньги, возвратить их и выплатить Вам и Вашим коллегам. Деньги точно перечислены в регионы, но не дошли до людей", - отметил В.Путин.

Президент согласился и с предложением наказывать виновных в проблемах с выплатой и повышением зарплат руководителей регионов.

"Да, абсолютно точно. Надо посмотреть. Если деньги зависли на счетах, и региональные власти ждут, что будет, - это одно. А если они еще и истрачены на другие цели - это другое, это административное нарушение", - сказал В.Путин.

Напомним, в середине апреля 2013г. В.Путин подверг жесткой критике участников прошедшего в Калмыкии совещания, в котором принимали участие губернаторы нескольких регионов и члены правительства РФ.

"Как мы работаем?! Качество работы ничтожное, все поверхностно делаем. Если будем работать так, то ни хрена не сделаем! А если будем работать более настойчиво и профессионально, то сделаем. Давайте повысим качество нашей работы Если мы этого не сделаем, надо будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете и вам нужно уйти! Обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту! Думаю, это понятно. Чтобы не было никаких иллюзий", - заявил В.Путин.

Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что ежегодно из российского здравоохранения уходят примерно 90 тыс. специалистов среднего звена. При этом только 15 тыс. человек выходят на пенсию, остальные просто увольняются, в т.ч. из-за неудовлетворенности условиями труда.

Ежегодно медицинские учебные заведения выпускают 59 тыс. специалистов среднего звена (фельдшеры, медицинские сестры и т.д.). По мнению В.Скворцовой, этого количества специалистов отрасли могло бы хватить, если бы не было такого большого оттока.

По словам главы Минздрава, к 2018г. средние зарплаты среднего медперсонала должны быть сравняться со средней зарплатой по стране. При этом для более квалифицированного среднего медперсонала этот показатель должен составить около 120%, а для менее квалифицированного может не дотягивать до 100%, добавила В.Скворцова.

 

ссылка на источник

  

Ивановская область защитила госпрограмму развития здравоохранения

 

Ивановская область защитила в Министерстве здравоохранения РФ государственную программу развития здравоохранения на 2013-2020 годы. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе регионального правительства.

В ведомстве уточнили, что 24 и 25 апреля в Министерстве здравоохранения РФ проходила защита региональных государственных программ развития здравоохранения до 2020 года Департаментами здравоохранения Центрального федерального округа. 24 апреля программу развития здравоохранения успешно защитил Департамент здравоохранения Ивановской области.

Согласно программе, планируется открыть семь новых ФАПов, девять офисов врача общей практики, 12 межамбулаторных центров с мобильными медицинскими бригадами. Развитие системы информатизации позволит жителям районных центров записываться на консультации и госпитализацию во все областные лечебные учреждения из кабинета своего участкового.

Для развития специализированной помощи будут открыты травматологический центр второго уровня на базе Ивановской городской больницы №7, центры амбулаторной хирургии, все маммографические установки и рентгеновские аппараты будут объединены в единую телеметрическую систему.

Планируется внедрение высокотехнологичной медицинской помощи по профилям "онкология", "офтальмология", "ревматология". Запланированы капитальный ремонт трех родильных домов, развитие региональной службы реанимации новорожденных. С вводом нового хирургического корпуса областной детской больницы будет создана служба детской хирургии и детской травматологии.

В программе предусмотрено повышение заработной платы врачей и медицинского персонала, повышение квалификации и профессиональной переподготовки медицинских и фармацевтических кадров.

Реализация региональной программы развития здравоохранения начнется уже в 2013 году.

 

ссылка на источник

  

Без малого 120 млрд рублей направят до 2020 года на развитие здравоохранения КБР по госпрограмме

 

До 2020 года на развитие здравоохранения Кабардино-Балкарии направят 118,5 млрд рублей. Именно столько «стоит» государственная программа развития здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики до 2020 года, проект которой в пятницу успешно защитила министр здравоохранения и курортов КБР Ирма Шетова на заседании комиссии Минздрава РФ в Нальчике, - сообщает sk-news.ru.

Программа, в первую очередь, предусматривает улучшение работы службы скорой помощи, модернизацию детских лечебных учреждений и развитие неонатологии. Заложены также профилактика заболеваний и повышение качества онкологической помощи, повышение квалификации медиков и решение кадрового вопроса, предусмотрены также информатизация отрасли и развитие государственно-частного партнерства.

«В текущем году в республиканскую адресную инвестиционную программу включены строительство восьми фельдшерско-акушерских пунктов в селах республики и больницы на 30 коек в селении Аушигер», - сказала Шетова. Комиссия Минздрава РФ, собравшая в Нальчике на защиту своих проектов министров здравоохранения субъектов Северного Кавказа /СКФО/, во главу угла поставила повышение зарплаты работникам лечебных учреждений. «Спрос будет жесткий», - заявила замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева.

Ирма Шетова, в свою очередь, отметила, что уже в 2013 году в республике средняя зарплата врачей должна достичь 22 тыс 840 руб, медсестер – 13 тыс 310 руб, санитарок – 8 тыс 820 руб. По ее словам, для этого нужно дополнительно направить в отрасль более 1,5 млрд руб.

«В будущем году задействуем также такие внутренние резервы как интенсификация лечебно-диагностического процесса, сокращение неэффективно используемых площадей и зданий, реорганизация маломощных медучреждений», - отметила Шетова.

«В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) нет дефицита денег на заработную плату, и стимулирующие надбавки врачам и медперсоналу должны выплачиваться в полной мере», - заявила замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. Она отметила, что ведет совещание в Нальчике по поручению главы Минздрава Вероники Скворцовой, которая вынуждена была отменить поездку в КБР из-за пожара в психлечебнице в Раменском.

Яковлева уточнила, что федеральный Фонд ОМС в полной мере выделяет субвенции Территориальным фондам. Однако, как отметила Яковлева, главные врачи нередко не готовы распоряжаться этими средствами, из-за чего страдают рядовые медики.

Представитель Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук сообщила, что выплачиваемые ранее надбавки в 5 или 10 тысяч рублей участковым терапевтам, педиатрам, врачам скорой помощи и фельдшерам теперь включены в суммы, которые ФОМС платит медучреждению за каждого получателя медуслуг. «На всю стану это 16 млрд рублей», - сказала Кравчук.

«В каждой медорганизации должно быть положение об оплате труда, а стимулирующие надбавки надо выплачивать ежемесячно, а не ежеквартально, как в ряде субъектов,- подчеркнула она. - В январе-феврале люди получили меньше обычнго и не понимают, зачем работают, зачем нужна система ОМС».

Ведущие специалисты Минздрава РФ заслушали программы региональных коллег по модернизации здравоохранения на местах. «Программы должны быть предельно реалистичны и учитывать специфику регионов, ориентируясь при этом на внедрение эффективных, зачастую менее затратных методов оказания медпомощи, чем дорогостоящее стационарное лечение», - отметила Яковлева. Председатель правительства Кабардино-Балкарии Руслан Хасанов, в свою очередь сообщил, что республика намерена задействовать свой санаторно-курортный потенциал для дальнейшей реабилитации пролеченных больных.

 «Завершаем разработку республиканской целевой программы на предстоящие 5 лет по созданию реабилитационной службы и развитию медицинской реабилитации в республике», - сообщил Хасанов. По его словам, модернизация первичного звена системы медпомощи и повышение персональной ответственности медиков «поставлены во главу угла на ближайшие 5 лет». В соответствии с Посланием главы КБР Арсена Канокова, дополнительные меры принимаются также в части охраны здоровья матери и ребенка. «Уже в этом году предусмотрено развитие Республиканской детской клинической больницы и перинатального центра», - отметил премьер.

Участники совещания посетили Республиканский перинатальный центр, Дом ребенка, а также строящиеся объекты здравоохранения - онкологический и новый перинатальный центры в Нальчике. Ознакомились с последними достижениями завода рентгеновской аппаратуры «Севкаврентген-Д» и продукцией фармакологического завода «Фарма Интернэшнл Компани».

Завод «Севкаврентген-Д» в городе Майский Кабардино-Балкарии благодаря полученной в прошлом году госгарантии РФ в сумме 366,5 млн рублей на инвестпроект стоимостью порядка 750 млн рублей наладил производство современной цифровой медицинской рентгеновской техники. Завод был основан в 1958 году и являлся одним из основных в стране производителей рентгеновской техники. После технического перевооружения предприятия на нем и на смежных производствах будет открыто не менее 400 новых рабочих мест.

Российско-иорданский завод по производству медицинских препаратов «Фарма Интернэшнл Компани Россия-СНГ» более 5 лет производит около 20 наименований инфузионных физрастворов, а также жевательные конфеты с полностью натуральны мультивитаминами и минералами для детей. Продукция компании отправляется в Уфу, на Ставрополье, в Москву, Башкортостан. Основные силы компания сконцентрировала на рынках России и стран СНГ.

 

ссылка на источник

  

Система здравоохранения России нуждается в реанимации. Часть третья. Неэффективные вложения

 

А теперь о социально-экономическом ущербе. Система здравоохранения – не потребляющая отрасль, а отрасль, которая предотвращает ущерб, а, следовательно, является производящей отраслью. Мы неправильно воспринимаем систему здравоохранения, неправильно воспринимаем инвестиции в эту сферу. Система здравоохранения призвана предотвращать экономические и социальные ущербы. Причины заболеваний могут быть разными, но факт остается фактом: система здравоохранения дополнительно увеличивает общественное благо. Это особенно важно для России, потому что воспроизводство трудового потенциала, увеличение производительности труда для страны являются ключевыми моментами. Важнейшим элементом становится сохранение трудового потенциала, имеющегося на сегодняшний день в стране. Убыль населения в России очень велика. Россия относится к группе стран с очень низким естественным приростом. На самом деле естественного прироста пока совсем нет. Если тенденция будет сохраняться, к 2050 году доля России в мировом населении упадет с четырех до одного процента.

Я привела данные из долгосрочной стратегии до 2030 года, подготовленные Минэкономики. Есть два варианта: высокий и средний сценарии. Прирост населения рассчитывается за счет миграционного притока. Высокий демографический прогноз с ростом населения предполагает, что прирост будет 500 тысяч ежегодно, средний – 320 тысяч человек. Суммарный коэффициент рождаемости 1,96, а сейчас всего 1,6. Предполагаемая продолжительность жизни должна будет составить 78 лет. Сейчас – 69, 71, 73, по разным данным. К 2030 году предполагаются, если будет форсированный сценарий, совершенно драматические, быстрые и очень серьезные изменения всех показателей. Суммарный коэффициент рождаемости 1,96 – это меньше, чем необходимо для простого воспроизведения, нужен коэффициент как минимум 2,1. Таким образом, у нас ситуация с рождаемостью даже в прогнозах невеселая. Все основные расчеты делаются по среднему сценарию. А он показывает, что за счет миграционного притока рост населения будет продолжаться только до 2017 года, а дальше – естественная убыль. Меры должны быть агрессивные и амбициозными, кардинальные и жесткие – чтобы переломить ситуацию.

Хорошо, что на здравоохранение наконец-то стали обращать достаточно серьезное внимание, задумались об увеличении финансирования. У нас есть график - интегральный показатель эффективности системы здравоохранения в зависимости от ее финансирования. График показывает, что страны достаточно хорошо зависят от финансирования: чем больше денег тратится на здравоохранение, тем меньше показатель лет, потерянных по болезни жизни. Выпадают только две страны. США – они тратят много, но при их деньгах могли бы быть и получше результаты. И Россия, которая в подушевом выражении тратит на здравоохранение вместе с частными расходами 1036 долларов. При этом показатели потерянных лет в связи с заболеваниями у нас соответствуют странам, которые тратят на здравоохранение 170 долларов. Это – показатель неэффективности нашей системы здравоохранения.

Мы тратим деньги, не угадывая те моменты, которые действительно будут той ниточкой, за счет которой можно вытягивать систему. Нужно фокусировать эти расходы иначе.

Говорить о том, что в России недоступна медицинская помощь, нельзя. У нас число больничных коек на тысячу населения больше, чем в других странах. А число врачей у нас уступает только Кубе, там по-другому организована система здравоохранения. Другой вопрос, что состояние зданий больничных, поликлинических у нас ужасное. По даны Минздрава России, многие «не имеют водопровода, горячего водоснабжения, центрального отопления, канализации». Это избушки на курьих ножках, в которых и находиться-то нельзя. А мы там собираемся делать какие-то косметические ремонты, что-то в них вкладывать. Вместо того, что, может быть, рассмотреть альтернативные вложения - на создание телемедицинских технологий. Как сейчас делают во многих странах.

Беспокоит то, что оборудование, в том числе купленное по национальному проекту «Здоровье», уже выходит из пользования, не отработав своего срока. А степень износа некоторого оборудования, например, рентгеновских аппаратов, так высока, что оно теперь просто наносит вред пациентам. Посмотрите, как расположены центры высоких технологий в России – в основном в европейской части. И они никак не привязаны ни к структуре заболеваемости, ни к реальной потребности населения на этих территориях. К сожалению, такой карты потребности не накладывалось, когда планировалось распределение центров высоких технологий.

В России при малом финансировании используются очень затратные системы здравоохранения. Число госпитализаций больше, чем в других странах, как и средняя их длительность. Лежат подолгу. Лежат, ждут анализов. И никто не пытается сократить время пребывания пациентов в больнице, что существенно увеличивает нерациональность расходования средств в системе здравоохранения.

Структура причин госпитализации в Москве изумляет. 30 процентов госпитализаций связаны с плохой работой первичного звена. Самое печальное, что почти половина госпитализаций– это пожилые люди. И при этом почти половина госпитализации пожилых людей никак не связаны с медицинскими показаниями! Пожилые люди ложатся в больницу потому, что там им нужно пообщаться, поесть. А самое главное – получить бесплатные лекарства.

В Германии в два раза больше ВВП на душу населения, в 16 раз больше государственных расходов на лекарственное обеспечение, и население лечится в амбулаторном звене, получая лекарственные средства бесплатно и подавляя болезнь в зародыше. Лекарственное страхование, лекарственное возмещение – схема, применяемая практически везде и дающая очень серьезную экономическую эффективность. А что в России? Мало того, что расходы на здравоохранение растут медленнее, чем в других странах. Так еще и расходы на лекарства растут куда быстрее, чем растут расходы на любые другие частные нужды в системе здравоохранения. При том, что существует достаточно четкая зависимость между ожидаемой продолжительностью жизни и доступностью лекарственных средств. Опять Россия выпадает из общего тренда.

 

ссылка на источник

  

 

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза