​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 24 февраля по 2 марта 2014 г.

03.03.2014

Обзор центральных и интернет СМИ по значимым событиям, конфликтам и другими материалами по профсоюзной и медицинской тематике с 24 февраля по 2 марта 2014 г.

Составители не несут ответственность за точность сведений, изложенных в публикациях; Размещение материалов подборки на своих информационных ресурсах с обязательной ссылкой на издание и автора подготовившего материал.

  

Владимир Путин помог зареченцам вернуть деньги для больницы

Президент РФ Владимир Путин отреагировал на просьбу жителей города Заречный Пензенской области, которые попросили сохранить финансирование медучреждений ЗАТО в прежнем объеме.

Президент поручил Минфину и Минздраву России «обеспечить в кратчайшие сроки дополнительное финансирование в 2014 году федеральных медицинских учреждений».

Зареченская МСЧ-59 попадает под категорию федеральных медучреждений, поэтому в связи с вышесказанным на прошлой неделе медсанчасти выделили дополнительно 47 млн рублей из ФОМС.«То есть медсанчасти вернули почти 40% от 124 млн, на которые был сокращен бюджет 2014 года», - сообщили в управлении общественных связей города.

Представители ЗАТО отмечают, что возврат денег произошел сразу после того, как администрация ЗАТО вышла с инициативой на Ассоциации ЗАТО.

Тогда зареченцы предложили обратиться в Росатом и далее к президенту России с просьбой сохранить обеспечение медучреждений закрытых городов в прежнем объеме или обеспечить постепенный переход на новые условия финансирования в течение одного-двух лет.«Реакция президента страны оказалась быстрой. Владимир Путин распорядился установить источники и объемы финансирования федеральных медучреждений не только в 2014, но в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов с учетом проведения их оптимизации», - сообщили в управлении.

Напомним, в медико-санитарной части №59 Заречного была проведена оптимизация. Финансирование было сокращено на 30% - почти на 124 млн рублей.

В результате оптимизации сокращено 179 штатных должностей. По факту – 36 сотрудников, 29 из которых – пенсионеры. Оставшиеся семь человек «трудоустроены внутри учреждения». Также в этом году в медучреждении планировалось сократить 72 койкоместа в стационаре.

ссылка на источник

 

Медицина сквозь призму профилактики

 Согласно докладу независимых экспертов «Основные положения стратегии охраны здоровья населения России на период 2013–2020 гг.», к 2018 году ожидаемая продолжительность жизни россиян должна достичь 74 лет, а численность населения – 145 млн человек

В рамках обсуждения доклада независимых экспертов в РИА Новости были отмечены отдельные успехи, которых удалось добиться в развитии российского здравоохранения за последние годы. Созданы и инициированы государственные программы, в том числе программа развития здравоохранения. С 2000 до 2013 года в три раза увеличилось финансирование этой сферы. Растет уровень медицины как науки, и появляются новые медицинские технологии. Но улучшилось ли качество медицинской помощи?

– Несмотря на все это, наше здравоохранение пока остается малоэффективным, – сообщил председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. – В рейтинге Всемирной организации здравоохранения Россия находится на 130-м месте. Согласно опросам Левада-центра, только 20% граждан сегодня более-менее удовлетворены ситуацией в системе здравоохранения, 77% не удовлетворены, 42% считают, что качество медицинских услуг за последние годы ухудшилось.

Качественная медицинская помощь дорожает и становится малодоступной. Параллельно идет деградация медицинской структуры, в особенности в сельской местности, сокращение лечебных учреждений и в городах.

Рост цен на медицинские услуги постепенно приводит к абсурдной ситуации: медицина становится заинтересованной в процессе лечения, а не в результате. В увеличении числа не здоровых, а больных, в том числе и тяжелых: чем больше времени человек будет лечиться, тем больше заработает врач.

По мнению экспертов, необходимо сделать основной акцент не на лечении, а на профилактике заболеваний.

– Сейчас же преобладают запущенные, пропущенные и тяжелые случаи заболеваний. Если эта тенденция сохранится, будет неизменно расти потребность в дорогостоящей медицинской помощи, – считает вице-президент Российской медицинской ассоциации Юрий Комаров. – Медицинская помощь общего типа – помощь врача общей практики, акушерки, простейшие лабораторные исследования, линейные бригады скорой помощи, лекарственное обеспечение общего назначения и другое – должна быть полностью бесплатной и максимально приближенной к пациенту. Поэтому необходимо серьезное развитие муниципальной системы медицинской помощи.

Наиболее острый вопрос – финансирование системы здравоохранения. В 1990 годы было решено отказаться от государственно-бюджетного финансирования в пользу страховой модели, тем не менее оказавшейся для нашей страны весьма затратной.

Результаты исследований НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова показали, что страны с бюджетной моделью демонстрируют гораздо более высокие показатели здоровья населения при гораздо меньших затратах. Бюджетные Италия и Швеция тратят значительно меньше средств, чем страховые Франция и Австрия, при этом показатели у итальянцев и шведов гораздо выше. Беларусь полностью сохранила практически неизменной советскую модель здравоохранения. И, расходуя гораздо меньше средств, Беларусь по сравнению с Россией достигает более высоких показателей.

Более того, в России просто нет объективных условий для правильного развития страховой модели.

Для тех стран, где эффективно используется страховая модель, характерны: равномерная заселенность территорий и высокая плотность населения, небольшие расстояния между городами, эффективная транспортная система, большая доля налогов, остающаяся после распределения в регионах, активное антимонопольное регулирование рынка медицинских услуг, высокий ВВП и, наконец, развитая система защиты прав потребителей. Так считает заведующий лабораторией проблем правового и методологического обеспечения информационных технологий в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин.

– Очевидно, что развитие у нас страховой системы приведет к снижению доступности медицинской помощи, даже на фоне роста финансирования. Следовательно, необходим разворот к принципам бюджетной социальной модели с использованием опыта как СССР, так и развитых стран, – говорит он.

Еще один вопрос – участие частного капитала в медицине. По мнению президента Лиги защитников прав пациентов Александра Саверского, этот фактор уничтожает конституционное право граждан России на бесплатную помощь, а также неизбежно ведет к подорожанию здравоохранения.

– Бизнес будет диктовать, по каким тарифам лечить население, врачи начнут ставить придуманные диагнозы, навязывать лекарства, которые на самом деле не лечат. Многие страны уже столкнулись с этими проблемами. У нас в России есть достойный опыт работы системы государственного здравоохранения. Давайте же сделаем все, чтобы ее сохранить и улучшить. А частники и так найдут себе место, – говорит Александр Саверский.

Но грамотное совмещение интересов частных компаний и медицины возможно. И полностью исключать бизнес из этой сферы также нельзя. Алексей Кудрин напомнил о крупнейших компаниях, потративших миллиарды долларов на разработку вакцин, благодаря чему удалось пресечь массовое распространение серьезных заболеваний.

ссылка на источник

  

ОЭСР: качественная медицина в России доступнатолько для богатых

Российская система здравоохранения неэффективна и страдает от плохого финансирования. Негативные последствия сказываются прежде всего на бедных, которые не могут оплатить качественные услуги. К такому выводу пришли эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

"Более эффективная и лучше финансируемая система здравоохранения поможет сократить неравенство в доходах населения, поскольку малоимущие обычно страдают больше от плохих медицинских услуг", - говорится в докладе ОЭСР, подготовленном к встрече министров финансов стран G20 в Сиднее. Саммит пройдет 22-23 февраля 2014г.

В ОЭСР отметили, что России необходимо снижать барьеры для прямых иностранных инвестиций, повышать эффективность во внедрении инноваций, уменьшать государственный контроль над экономической деятельностью, повышать качество государственного управления и реформировать систему здравоохранения с акцентом на первичном (профилактическом и терапевтическом) медицинском обслуживании.

В подтверждение своих выводов эксперты ОЭСР отмечают, что в 2011г. (более свежих данных в докладе не приводится) общие расходы РФ на здравоохранение составили 6,2% ВВП. Это меньше среднего показателя по странам ОЭСР на уровне 9,3% ВВП. Лидером по расходам на здравоохранение являются США (17,7% ВВП за 2011г.).

В расчете на душу населения Россия в 2011г. тратила на здравоохранение в 2,5 раза меньше, чем государства ОЭСР в среднем: 1 тыс. 316 долл. против 3 тыс. 339 долл.

При этом Россия, по мнению ОЭСР, неэффективно использует соответствующие ресурсы: в 2010г. в стране насчитывалось в среднем пять врачей на тысячу жителей, тогда как в странах ОЭСР этот показатель составлял лишь 3,2. Количество больничных мест в России на 1 тыс. жителей составляло 9,4, а в странах ОЭСР - лишь 4,8.

ссылка на источник

 

Совет Федерации готовит запрос Минздраву по финансированию высокотехнологичной медицинской помощи

Совет Федерации планирует направить парламентский запрос министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой по вопросу о финансировании деятельности медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Этот вопрос, как ожидается, будет рассмотрен на пленарном заседании верхней палаты 26 февраля 2014г.

Как говорится в проекте постановления СФ, в настоящее время в здравоохранении проводятся преобразования, в том числе перевод некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований бюджетов регионов и бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Приказом Минздрава от 10 декабря 2013г. N916н утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи с указанием источников их финансирования. С 1 января 2014г. финансирование 459 видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых ранее за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Совет Федерации обеспокоен тем, что в связи с переводом высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования медицинские организации, оказывающие ее, будут финансироваться по более низким тарифам, что может привести к уменьшению объемов оказания такой помощи, невозможности приобретать необходимые лекарственные средства и расходные материалы, привлечению средств пациентов для их приобретения и оплаты отдельных дорогостоящих методов обследования.

Совет Федерации просит министра здравоохранения проинформировать в письменной форме о мерах, принимаемых министерством по финансированию деятельности медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе по предотвращению дефицита этого финансирования.

ссылка на источник

 

Ваши предложения и пожелания по содержанию «Проф-дайджеста» присылайте на адрес: ckprz@mail.ru.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
и информационной работе аппарата Профсоюза