​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Проф-дайджест с 27 августа по 2 сентября 2012 г.

02.09.2012

Профессиональный круг общения

Для того чтобы подобные идеи начали осуществляться, все участники процесса — сами пациенты, врачи, медсестры, главврачи — должны между собой общаться. Эта потребность создает предпосылку для создания социально значимой профессиональной сети, в которую могут быть вовлечены эксперты, врачи, пациенты. Именно здесь основным помощником может стать ИТ-технология. Современные технологии позволяют оперативно предоставить необходимую информацию каждому из участников процесса. «Хорошо, если у пациента есть возможность пообщаться с более широким кругом специалистов, с подобными себе пациентами, — рассуждает Юрий Лагутин. — Для этого надо создавать профессиональные сети в рамках медицины. Это будет способствовать постановке более точного диагноза, давать более верную информацию о поведении больного в конкретной ситуации или даже о стратегии лечения. Социальные сети, которые основаны исключительно на компьютерных технологиях, могут сослужить здесь очень полезную службу. А саморегулируемые организации будут этими сетями управлять, создавать, привлекать, обучать, лицензировать, сертифицировать...»

Второй момент в рамках таких взаимоотношений состоит в следующем. Когда человек заболевает (особенно это касается «хроников»), нужны постоянные наблюдения. В каких-то случаях, чтобы пациенту не приходить каждые две недели на прием, можно использовать электронный браслет, который будет в случае изменений передавать врачу сигнал — ту или иную информацию о состоянии больного. Например, специализированный прибор для больных диабетом может автоматически ввести пациенту инсулиноподобный препарат, если датчики состояния здоровья выявили срочную необходимость в этом. Эти технологии сегодня вполне реальны, они лишь требуют развития. Технологические новинки могут сократить время, затрачиваемое на лечение, и во многих случаях спасти пациента.

По публикациям всемирной организации здравоохранения, 50% поставленных врачом первичных диагнозов были неверными

Третий аспект касается таких понятий, как неотложная медицинская помощь и медицина катастроф, когда происходят какие-то чрезвычайные происшествия. К пациенту не может приехать на «Скорой помощи» академик-кардиолог, он один на миллион людей. Скорее всего, приезжает врач общей практики. Но если у него есть возможность связаться с представителем сообщества сетевых врачей, специалистом своего дела, это заметно повышает точность диагноза и выбора стратегии лечения.

Экспериментальная зона

Информатизация здравоохранения — одно из направлений, занимающих ключевую позицию. Однако до проведения масштабного внедрения информационных систем по всей стране целесообразно осуществить пилотные проекты в нескольких российских регионах, одним из которых стала Астраханская область.

Года два назад министр здравоохранения поставил задачу подобрать для региона компанию, которая могла бы взять на себя комплексную реализацию задач в региональном здравоохранении. Для того чтобы показать, что новые технологии работают, надо было определить территорию отработки передовых решений. Разумно было взять небольшой типичный для России регион, где имеется весь перечень проблем, а также есть небезразличные чиновники, которые будут увлечены этой идеей. Наконец, здесь должны работать профессиональные, заинтересованные технологи.

«Астрахань — идеальный регион для подобного пилотного проекта, — считает Юрий Лагутин. — Во-первых, там значительное количество проблем. Небольшое население — немногим меньше миллиона, чрезвычайно сложная инфраструктура, поскольку регион вытянут на большое расстояние вдоль Волги. Есть даже острова с поселками, куда можно добраться только на пароме. Но в Астрахани появились (пусть их и не очень много) заинтересованные руководители в сфере здравоохранения. При тщательном отборе компаний, изучении их наработок отобрали несколько разработчиков и интеграторов, обладающих технологическими заделами в области разработки и внедрения медицинских систем. В частности, договор о намерениях был заключен между губернатором Астраханской области и компанией „ИВК"».

— Тема была для нас совершенно новая, очень специфичная, — признается Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК. — Но поскольку мы занимаемся разработкой технологий создания больших систем, то уже на этапе формулирования задачи стало понятно, что те технологии, в реализации которых у нас имеется сильная экспертиза, хорошо проецируются на профессиональную медицинскую отрасль. В феврале 2011 года мы подписали соглашение с губернатором Астраханской области, определив в нем задачи, которые мы взялись решать в регионе.

К единому знаменателю

Медицинские приложения — клинические и лабораторные системы, системы поддержки принятия решений и прочие специализированные инфосистемы — оказывают действенную помощь врачу.

До проведения масштабного внедрения информационных систем по всей стране целесообразно осуществить пилотные проекты в нескольких российских регионах

Сергей Купцов, генеральный директор компании «РИНТЕХ», относит функции, которые выполняет информационная система, к двум категориям — учет оказанных услуг и поддержка деятельности лечебного учреждения и персонала. Учету, по его мнению, в настоящее время уделяется основное внимание. Это системы обязательного медицинского страхования, учета услуг и расчетов между субъектами, персональный учет медицинской помощи, сбор статистики, всевозможных учетных данных и так далее. Учет идет по различным направлениям, и в том числе по линии Фонда обязательного медицинского страхования (Фонда ОМС).

«К настоящему времени сделано очень многое для того, чтобы системы учета в медицинских учреждениях начали функционировать, — говорит Купцов. — Выполнена большая работа по интеграции реестров обязательного медицинского страхования и взаиморасчета между ними. Создан единый номер полиса и единый реестр застрахованных лиц на уровне федерального фонда. Данные реестра представляют основу для создания системы персонального учета оказания медицинской помощи. Для решения этой задачи многие подсистемы уже готовы, начинается реализация систем для учета услуг на нижнем уровне».

Один из ключевых проектов, идущих сейчас в рамках реформы в области здравоохранения России, — подготовка к выпуску универсальной электронной карты (УЭК). Федеральные уполномоченные организации уже приступили к их тестированию, проверяя совместимость различных систем. УЭК предполагается использовать в качестве идентификатора для авторизованного доступа к информационным системам здравоохранения. Когда в процессе тестирования такой карты будет обеспечена ее полная интеграция с информационными системами, ее можно будет предъявлять при подтверждении любой транзакции в сфере здравоохранения, будь то оказание медицинской услуги, смена страховой медицинской организации или выписка рецептов.

В пилотных регионах (Астраханская область, Башкортостан, Краснодарский край) реформа здравоохранения «обкатывается» с различными вариациями. В этих регионах уже создана инфраструктура для развертывания прикладных систем.

Сергей Купцов отмечает, что на фоне темпов разработки и внедрения учетных систем приложения, предназначенные для облегчения работы врачей, заметно запаздывают. «Разработки системы поддержки принятия врачебных решений пока еще уникальны и разрозненны, — говорит он. — Начинают развиваться системы нормативно-справочной информации (данные о лекарственных средствах, реестры врачей-специалистов, экспертов). Наиболее широкое применение получил справочник международной классификации болезней МКБ 10. Однако в целом системы нормативно-справочной информации довольно разрозненны, и все это предстоит привести к единому знаменателю».